Промышленность
  1. Бизнес
  2. Промышленность
Промышленность
Приморский край
0

Судоверфь «Звезда» отметила пятилетний юбилей

«Звезда» способна обеспечить Россию самым современным гражданским флотом для разработки северных месторождений углеводородов
«Звезда» способна обеспечить Россию самым современным гражданским флотом для разработки северных месторождений углеводородов

ВЛАДИВОСТОК, 18 декабря, ФедералПресс. На верфи применяются принципиально новые технологические решения, что делает ее одним из самых современных судостроительных производств в мире.

Судостроительный комплекс «Звезда» отметил свой пятилетний юбилей. Это первая крупнотоннажная судоверфь в России, строительство которой началось 17 декабря 2015 года по поручению президента Владимира Путина. Во главе консорциума инвесторов проекта встала НК «Роснефть».

При строительстве верфи упор делался на самые современные технологические решения не только России, но и всего мира. Благодаря этому «Звезда» стала одним из самых современных судостроительных производств в мире, которое способно изготавливать сложнейшие проекты.

Строительство судоверфи ведется в две очереди. За пять лет строители успели ввести в эксплуатацию блок корпусных производств, окрасочные камеры, открытый тяжелый достроечный стапель с парком уникальных кранов и продвинутой судо-транспортной системой и транспортно-передаточный док, входящие в первую расширенную очередь. Это позволило начать строительство судов, не дожидаясь окончания строительства второй очереди.

Первые заказы судоверфи передала компания «Роснефть», заключив контракты на строительство 28 судов. На данный момент в портфеле заказов ССК находится более 50 контрактов.

Техническое оснащение судоверфи позволяет собирать уникальные для России танкеры «Афрамакс» с максимальным тоннажем в 114 тыс. тонн, что включает массу самого корабля и полезную нагрузку. Также на верфи собираются танкеры-газовозы и не имеющие аналогов атомные ледоколы проекта «Лидер», а также суда снабжения.

Вторая очередь будет введена в эксплуатацию в 2024 году. Это расширит возможности судоверфи, позволив строить технику без каких-либо ограничений. Среди сооружений второй очереди сухой док и дополнительные производственные цеха полного цикла для строительства крупнотоннажных судов и морской техники.

«Звезда» способна обеспечить Россию самым современным гражданским флотом для разработки северных месторождений углеводородов, а также круглогодичной навигации по Северному морскому пути. На верфи уже смонтировано 40 единиц кранового оборудования, в том числе два уникальных козловых крана типа «Голиаф» грузоподъемностью 1200 тонн каждый. На других российских верфях максимальная грузоподъемность не превышает 500 тонн.

Тяжелый открытый достроечный стапель, на котором ведется формирование корпуса будущих судов крупноблочным методом – сложнейшее инженерное сооружение и один из самых больших стапелей в мире. В его состав входят три стапельных дорожки с уникальной самоходной судо-транспортной системой и не имеющее аналогов в России крановое оборудование.

Спуск со стапеля на воду крупнотоннажных судов длиной 300 метров и шириной более 50 метров обеспечивает высокотехнологичный транспортно-передаточный док. Это позволит «Звезде» принимать уникальные заказы, которые не сможет выполнить ни одна другая верфь России. На плавучем доке нет опор, благодаря чему на нем можно делать продольную накатку судов с трех разных стапельных линий верфи и поперечную накатку офшорных объектов.

Сухой док является главным элементом судоверфи. Габариты дока составляют 485х114х14 метров, что делает конструкцию одним из крупнейших в мире гидротехнических сооружений. Док был построен на три года быстрее, чем то было изначально запланировано. На этом доке можно строить большинство как существующих, так и перспективных видов судов, причем тоннаж и спусковой вес корпусов смогут быть практически любыми. На доке смонтировано не имеющее аналогов в России насосное оборудование. Строительство самого мощного в мире ледокола «Россия» проекта «Лидер» будет вестись именно в сухом доке ССК «Звезда».

В мае 2020 года судоверфь завершила строительство первого судна – танкера типа «Афрамакс», который получил имя Владимира Мономаха. Швартовые и ходовые испытания прошли успешно, и в начале декабря судно было передано заказчику – дочерней компании «Роснефти» АО «Роснефтефлот». Одновременно на «Звезде» строятся семь подобных танкеров: пять – для «Роснефтефлота», еще два – для ПАО «Совкомфлот».

15 декабря 2020 года было спущено со стапеля многофункциональное судно снабжения (МСС) «Катерина Великая». Это головное судно в серии из четырех судов, строящихся для НК «Роснефть». Участие в церемонии закладки первого блока принимал Владимир Путин.

В 2020 году судоверфь «Звезда» начала строительство газовозов для «Совкомфлота». Примечательно, что в России газовозы строятся впервые. До этого суда такого класса заказывались исключительно из-за рубежа. Причиной тому то, что суда-газовозы являются одним из самых технологически сложных в судостроении. Лицензию на строительство газовозов международного уровня «Звезда» получила в июле 2020 года, что сделало ССК единственной российской верфью, которая может строить СПГ-газовозы с мембранной системой хранения Mark 3.

В этом же году был заложен арктический танкер-челнок ледового класса, а также два танкера-продуктовоза типа MR. Вокруг верфи активно создается кластер высокотехнологичных производств. В декабре 2019 года на территории судоверфи был введен в эксплуатацию «Завод ВРК Сапфир». Это совместное предприятие НК «Роснефть» и General Electric. Основной задачей строительства предприятия стала локализация производства винто-рулевых колонок (ВРК) и систем электродвижения судов в России. ВРК «Сапфира» уже устанавливаются на суда, строительство которых ведется на «Звезде».

Спустя пять лет после начала строительства верфи, количество сотрудников превысило 4 тыс. человек, из которых более 3,5 тыс. – из Приморского края. Планируется, что к 2024 году, когда строительство всех объектов верфи будет завершено, число работников превысит 7 тыс. Судоверфь активно привлекает и переобучает персонал, развивает социальную инфраструктуру в городе Большой Камень, близ которого располагается судостроительный комплекс. В городе строятся жилые здания для работников верфи. Уже сданы и заселены 15 домов, ведется активное строительство в шести микрорайонах города. Всего же до 2023 года планируется построить почти 6 тысяч квартир, полностью обеспечив потребности работников в жилье.

Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Компании
Роснефть
Версия для печати