Top.Mail.Ru
Общество
Свердловская область
0

Вузы УрФО поделились практикой инклюзивного обучения

В ЧелГУ обсудили лучшие примеры инклюзивного обучения
В ЧелГУ обсудили лучшие примеры инклюзивного обучения

ЕКАТЕРИНБУРГ, 16 декабря, ФедералПресс. В Челябинском государственном университете (ЧелГУ) прошел круглый стол на тему доступности и качества инклюзивного образования. В мероприятии приняли участие более 90 человек.

В Челябинском государственном университете состоялся круглый стол «Лучшие практики обеспечения доступности и качества инклюзивного высшего образования для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья». Вопросы создания и совершенствования специальных условий для обеспечения доступности и качества профессионального образования для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, их социализации и содействия последующему трудоустройству являются чрезвычайно актуальными в социально ориентированной государственной политике и значимыми для молодежи с инвалидностью.

Круглый стол организовал Ресурсный учебно-методический центр ЧелГУ (РУМЦ) в рамках работы по повышению доступности и качества инклюзивного высшего образования в вузах Челябинской, Свердловской и Курганской областей. В нем приняли участие более 90 человек, в том числе представители 17 вузов-партнеров РУМЦ ЧелГУ, три ресурсных учебно-методических центра России, 11 руководителей и специалистов общественных организаций инвалидов трех регионов и другие заинтересованные в инклюзивном образовании лица.

Модератором встречи выступила начальник РУМЦ ЧелГУ Дарья Романенкова. Она обобщила опыт 2020 года по организации образовательной деятельности для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции, проанализировала основные подходы к решению этого вопроса и представила обратную связь от вузов партнерской сети РУМЦ РФ.

Директор Института открытого и дистанционного образования Южно-Уральского государственного университета Александр Демин рассказал об опыте массового внедрения онлайн-технологий в учебный процесс в своем вузе. Ключевым фактором успеха перехода на дистант он назвал системную работу всех служб вуза, а преподавателя – главным ресурсом в этом процессе. Важно, что особые образовательные потребности студентов с инвалидностью не остались без внимания: для студентов с нарушениями слуха предусмотрено использование программного обеспечения для перевода речи в субтитры и дублирование речевого и видеоконтента в текст, для студентов с нарушениями зрения – детальное проговаривание всех элементов, использование программного обеспечения для озвучивания, использование адаптивных электронных библиотечных систем.

Опыт Уральского федерального университета имени Первого Президента России Ельцина по разработке и реализации онлайн-курса для студентов с ОВЗ на Национальной платформе открытого образования представили директор Центра инклюзивного образования Ольга Ориничева и психолог Виктория Дихорь.

Адаптационный модуль для лиц с ограниченными возможностями здоровья включает две дисциплины: «Основы личностного роста» и «Развитие ресурсов организма» и служит эффективным инструментом адаптации в образовательной среде вуза. Особый интерес у участников круглого стола вызвали формы и методы адаптации учебного материалы для обучающихся с различными видами нарушений здоровья. Например, для обучающихся с нарушениями слуха особое внимание уделяется использованию инфографики и визуализации, все видеоролики сопровождаются субтитрами. Для обучающихся с нарушениями зрения необходимо дублировать зрительный материал звуковым, лекции представлены в виде аудиодорожек до пяти минут.

Руководитель Центра психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования Российского государственного профессионально-педагогического университета Кристина Верещагина презентовала опыт профориентационной работы с молодёжью с инвалидностью и ОВЗ. В качестве одного из основных факторов эффективности этой работы в своем вузе она отметила планирование профориентационной деятельности на основе анализа рынка труда и социально-профессиональной ситуации в регионе и вовлеченность в эту деятельность различных учебных подразделений и служб университета. Среди реализуемых в вузе мероприятий можно выделить следующие: профи-дебют, онлайн-экскурсии, онлайн-мастер-классы, профессиональные пробы, тест-драйв студенчества.

О состоянии и методах профориентационной работы и развития волонтерского движения в помощь студентам с инвалидностью и ОВЗ в Шадринском государственном педагогическом университете рассказала Наталья Колмогорова, помощник ректора Шадринского государственного педагогического университета. В своем выступлении она подчеркнула важность профориентационной работы с лицами с ОВЗ, которая осуществляется в рамках взаимодействия со специальными (коррекционными) школами Шадринска. Вуз целенаправленно создает условия для того, чтобы школьник с ОВЗ мог почувствовать себя в будущей профессии, в том числе через профессиональные пробы в роли учителя и мастер-классы. Большую помощь в сопровождении студентов с инвалидностью оказывают волонтеры. Наталья Колмогорова подчеркнула, что помощь не навязывается, но ребята стали чаще обращаться по различным вопросам, что говорит о их доверии.

Участники встречи высоко оценили результаты обмена опытом образовательными организациями, поскольку представленные практики могут быть адаптированы к использованию во всех вузах, обучающих студентов с ОВЗ и инвалидностью.

Напомним, сотрудники РУМЦ ЧелГУ всегда готовы проконсультировать жителей Челябинской, Свердловской и Курганской областей по вопросам, касающимся поступления лиц с инвалидностью в вузы, получения высшего образования и последующего трудоустройства. Южноуральцы могут обратиться на горячую линию по телефону: 8-800-302-71-55 или по номеру +7(351)799-71-55.

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.