Top.Mail.Ru
Общество
Свердловская область
0

Уральский волонтер Ростислав Фёдоров о добровольческом движении: «Если не горят глаза – толку не будет»

Ростислав Фёдоров, волонтер из Екатеринбурга
Доброволец участвует в спортивных, социальных и экологических проектах на Урале

ЕКАТЕРИНБУРГ, 5 декабря, ФедералПресс. Ростислав Фёдоров – доброволец из Екатеринбурга, активист добровольческих движений Урала, в том числе Волонтерского центра РМК. В День волонтера 5 декабря Ростислав поделился своей историей добровольчества и рассказал, как люди на Урале переживали страшный взрыв в советском Свердловске и пандемию коронавируса. Подробнее – на «ФедералПресс».

Начало пути: «Волонтерство просто затянуло»

Серьезно занимаюсь волонтерством с 2018 года. Присоединился к движению, когда в семье случилась трагедия. В тот момент очень важно было переключиться, отдать себя людям, – это и сподвигло.

Начал со спортивного волонтерства. В то время проходил марафон для бегунов «Европа – Азия». Я и сам бегал, но вдруг стало интересно, как такие мероприятия устроены изнутри в плане организации и участия добровольцев. Так и затянуло.

Со мной в начале пути, конечно, были наставники, прежде всего, мой первый тимлид по волонтерской линии Лена Филимонова. Вместе мы сажали деревья, выходили чистить берега рек от мусора, реализовали несколько социальных проектов.

Доброволец участвует в спортивных, социальных и экологических проектах на Урале

О взрыве на Сортировке: «Воронка была с трехэтажный дом»

Самый первый опыт волонтерства, это, наверное, помощь пострадавшим от взрыва на Сортировке. В советское время системы МЧС как таковой не было, на происшествия выезжали отрядами пожарная служба, милиция и, как в случае с Сортировкой, военные. Привлекали также и отряды ВЛКСМ.

Я в то время уже был комсомольцем. Когда произошел взрыв, мне сказали собирать ребят и отправляться на место помогать жителям, перевозить их из разрушенных и побитых домов.

Когда ехали, слышали, что люди обсуждали взрыв в транспорте. Все казалось нереальным, было ощущение, что говорят про какой-то фильм. Но на месте картина была удручающая: вся зона была оцеплена военными, у людей вынесло окна и двери, рельсы валялись, как лапша, воронка от взрыва была, наверное, как трехэтажный дом.

Справка «ФедералПресс». В 1988 году в Свердловске (сейчас – Екатеринбург) на Сортировке из-за череды событий произошел мощный взрыв. Сперва на железной дороге столкнулись состав с тротилом и гексогеном и товарный поезд с углем, затем на вагоны упали опоры контактных проводов, возникло короткое замыкание. Воронка на месте взрыва уходила вглубь на 8 метров. В результате ЧС погибли, по разным оценкам, от 4 до 6 человек, более тысячи жителей района обратились за медицинской помощью. Ударная волна частично или полностью повредила почти 900 домов, более 100 школ, детских садов и яслей, десятки больниц, магазинов, промышленных объектов. Почитайте подробнее в материале «Уральский Бейрут. История взрыва на станции Свердловск-Сортировочный».

О пандемии коронавируса: «Бабушка три дня пила воду из-под крана»

Когда началась пандемия, никто не понимал, с чем же на самом деле столкнулось человечество. Ни у властей, ни у волонтеров не было ни опыта, ни практики – в первое время никто не знал, что делать и как бороться.

Я поначалу тоже не знал, как реагировать. Но постепенно все выправилось: ребята из Волонтерского центра РМК «Сила Урала» подключились к работе, получили защитные костюмы и маски, начали принимать заявки от людей на горячей линии.

Главным в повестке было помочь продуктами пожилым людям, многодетным малоимущим семьям, гражданам, которые остались без работы и без средств к существованию. Работали по всей Свердловской области, развозили продуктовые наборы – их доставляли волонтерам фурами по 10–15 тысяч набор в каждой.

Тяжело в пандемию пришлось, конечно, старикам, маломобильным людям, тем, кто только-только перенес тяжелую операцию. Душераздирающих историй было много.

У нас был дедушка, который перенес пересадку сердца. В пандемию у него почти закончились лекарства, достать их было сложно из-за изоляции. Мы сказали: «Дед, только держись, мы тебе все достанем», – и действительно удалось достать лекарства через Москву.

Еще однажды через горячую линию узнали о 95-летней бабушке. Женщина не могла сама выйти из дома и купить продукты и рассказала, что уже третий день пьет только воду из-под крана. Приехали к ней, конечно, купили продуктов, и потом навещали еще три-четыре раза.

Доброволец участвует в спортивных, социальных и экологических проектах на Урале

О добровольцах Урала: «Волонтерка открыта для всех»

Сейчас люди чаще слышат о волонтерстве. Есть те, кто этим живо интересуется. Например, школьники и молодые люди, которые получают много информации о добровольчестве.

Волонтерка на Урале сейчас открыта для всех. Для каждого находится нужная дверь, где всегда примут.

Есть ребята, которые занимаются зооволонтерством – помогают приютам, организуют передержку, социализируют животных. Есть эковолонтеры – у них переработка пластика, высадка деревьев, субботники. Есть волонтеры, которые работают с людьми в социальных учреждениях. Есть те, кому по душе событийное волонтерство – они помогают на массовых мероприятиях вроде «Ночи музыки» и событий в Экспоцентре.

Справка «ФедералПресс». В Свердловской области добровольческое движение объединяет, по подсчетам в разные годы, более 100 тысяч человек. Только в Екатеринбурге волонтерством занимаются 60 тысяч жителей. В городе работают четыре сотни крупных и небольших добровольческих объединений, бывают и отдельные проекты, где также нужны волонтеры. По оценкам администрации Екатеринбурга, чаще всего добровольцы заняты в социалке, экологии, медицине, культуре, спорте, а также на отдельных мероприятиях вроде общегородских фестивалей.

Портрет волонтера: «Мы никого не судим»

В волонтерство люди идут по доброй воле. Если идти из-под палки, то не будут гореть глаза, и толку от такого добровольчества не будет.

Если у волонтера будет выбор – пролежать все выходные или сделать доброе дело, он выберет второй вариант. Гораздо приятнее выйти из дома и, например, съездить и построить ограду для питомника хаски или посадить молодые дубы.

Волонтеры не судят людей. В моей практике, признаюсь, были тяжелые и негативные моменты. Но наставники научили, что нужно перестраиваться и отбрасывать осуждение, поскольку люди могут переживать самые разные ситуации, не всегда приятные.

В целом думаю, что волонтерство – это состояние души. Есть некая точка притяжения, и, если кто-то выходит на ее орбиту и сливается с этим центром силы, то задерживается здесь надолго.

Фото: пресс-служба РМК

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.