ТЮМЕНЬ, 2 мая, ФедералПресс. Регоператоры по всей стране вновь заговорили о застаревшей проблеме – переводе мусоровозов в отдельную категорию спецтехники. На несовершенство законодательства компании жаловались еще в 2019 году, после чего тогдашний премьер Дмитрий Медведев поручил ведомствам проработать этот вопрос. Но дело с мертвой точки не сдвинулось.
В 2019 году на экологическом форуме «Чистая страна» региональные операторы заявили о проблеме с мусоровозами. Суть ее в том, что спецтехника загружается несоразмерно весовым ограничениям на большинстве автомобильных дорог, и перевозчиков регулярно штрафуют.
Современные мусоровозы с плитой для загрузки ТКО с заднего борта имеют разрешенную нагрузку на задний мост 13 тонн. В момент погрузки отходов в мусоровоз можно определить только их объем. А масса перевезенных отходов и, соответственно, нагрузка на ось, определяется только на весовом оборудовании на полигонах ТКО.
Более того, у мусоровозов с задней загрузкой есть конструкционная особенность – отходы неравномерно распределяются по кузову. В момент загрузки разные типы отходов – и легкие, вроде бумаги, и тяжелые, вроде стеклотары – прессуются, из-за чего возникает разная нагрузка на оси. Повлиять на этот процесс как-либо нельзя.
Проблемы начинаются, когда мусоровозы выезжают на дороги с весовыми ограничениями. Предельная нагрузка на ось мусоровоза с учетом плиты для прессования может быть превышена на величину более 10 %. И перевозчики постоянно получают из-за этого штрафы.
За рейс перевозчик может нарваться на несколько штрафов – в зависимости от того, сколько пунктов весового контроля встретит по пути до полигона. Регоператоры подсчитали, что сумма одного штрафа составляет от 150 до 400 тысяч рублей. В год набегает несколько сотен миллионов рублей. При этом косвенно такие штрафы оплачивают потребители, подчеркивают участники рынка.
Возмущение регоператорв по этому поводу на форуме слушал тогдашний премьер-министр Дмитрий Медведев. После глава кабмина соответствующие дал поручения сразу трем ведомствам.
«Минтрансу России, МВД России и Минфину России представить предложения об освобождении колесных транспортных средств, используемых для транспортирования ТКО, от уплаты штрафов за превышение разрешенной нагрузки на ось. О результатах доложить в правительство РФ до 1 июля 2019 года», – поручил Медведев.
Но за четыре года положение перевозчиков не изменилось, подчеркивают регоператоры. В самих ведомствах журналистам отвечают по-разному, следует из запросов ИА «Уральские меридиан»
В пресс-службе Минфина говорят: по вопросу исключения административной ответственности для коммунальщиков за мусоровозы «в министерство предложения не поступали. Они будут рассмотрены в установленном порядке после их получения».
В МВД подчеркивают, что «полномочия по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях за нарушения правил движения тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств (статья 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) с 1 января 2023 года исключены из компетенции органов внутренних дел (полиции)».
В Минтрансе, напротив, утверждают, что подобные вопросы ведомство неоднократно обсуждало с Минприроды. Но также заявляют, что контроль массы транспортного средства и нагрузок на оси является обязательным условием безопасной эксплуатации любой автомобильной техники.
«Учитывая конструктивные и геометрические параметры существующих автодорог и расположенных на них искусственных сооружений, движение транспортных средств, весовые и (или) габаритные параметры которых превышают допустимые значения, может создать прямую угрозу безопасности всех участников дорожного движения, а также нанести значительный ущерб транспортной инфраструктуре. Мониторинг соответствующих весовых параметров транспортного средства позволяет осуществлять, например, бортовая система контроля веса», – говорят в ведомстве.
Тем не менее в ассоциации регоператоров «Чистая страна» настаивают: проблема с мусоровозами системная, и ее нужно решать на федеральном уровне. Об этом говорят обращения участников рынка, которые регулярно получает организация, подчеркивает исполнительный директор ассоциации «Чистая страна» Руслан Губайдуллин.
«Во время своего маршрута мусоровоз загружает отходы из нескольких десятков контейнеров. Объем понятен, а вот вес отходов можно определить только на полигоне. По ПДД, масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для транспортного средства. В этом и есть источник так называемой проблемы «нагрузки на ось». Да, сейчас ограничение увеличено с 2 до 10 процентов. Но мы считаем, что об эффективности предлагаемого решения говорить рано, необходимо провести комплексный анализ, и в случае, если предусмотренного механизма будет недостаточно, то потребуются изменения в Федеральный закон в части нераспространения положений статьей 31 и 31.1 на специализированные коммунальные транспортные средства, используемые для транспортирования ТКО», – заключил Руслан Губайдуллин.
Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева