ЧЕЛЯБИНСК, 9 декабря, ФедералПресс. Спрос на торговые центры в Челябинске в сравнении с аналогичным периодом прошлого года снизился на 68%. Причина не только в уходе крупных арендаторов, но и в необходимости назревшей еще много лет назад реконцепции, на которую сейчас у большинства из владельцев ТРЦ просто нет средств. Какими должны стать торговые центры в будущем, «ФедералПресс» рассказал доцент кафедры менеджмента Высшей школы экономики и управления ЮУрГУ Денис Стукалов.
«Из всех торговых центров, которые существуют в городах, хорошо себя чувствуют только 2–3. В Челябинске это «Алмаз», «Родник» и «Горки». В целом, проблемная ситуация с торговыми центрами складывается давно. Они жили хорошо, когда строились и появлялись якорные арендаторы. ТРЦ давно необходима реконцепция. И сейчас мы видим, что они с ней давно опоздали», – рассказал «ФедералПресс» Денис Стукалов.
По мнению эксперта, проблема начала зарождаться еще в 2014 году, когда произошло снижение покупательской способности. Уже тогда торговые центры начали терять посещаемость.
При этом параллельно стала развиваться онлайн–торговля – маркетплейсы с 2014 года только наращивают темп. И, если еще 2–3 года назад в Челябинске количество транзакций в маркетплейсах было, может, не таким заметным, то сейчас, пожалуй, не осталось тех, кто не заказывал там что-то хотя бы раз. Как быстро развиваются точки доставки Ozon и Wildberries, хорошо видно и по рынку недвижимости: они очень активно арендуют помещения в новостройках.
«Торговый центр сегодня – это не про покупать. К тому же, в этом году ушли крупные арендаторы. Кто-то, конечно, перепродает свои компании российским владельцам и возвращается. Но нужно понимать, что вернутся не все, некоторые площади так и будут пустовать, и заменить их будет просто не кем», – говорит Денис Стукалов.
По мнению эксперта, торговым центрам Челябинска нужна реконцепция. Другое дело, что мероприятие это затратное, и денег на него просто нет. Одна из моделей, которая отработана в Москве – это торгово-выставочные центры, где одновременно можно что-то посмотреть и купить. Неплохой пример преображения – это ТРЦ «Мега» в Екатеринбурге: территорию рядом с торговым комплексом превратили в зону отдыха, где можно гулять, отдыхать и тут же зайти в магазин что-то купить.
А вот мелкие торговые центры в Челябинске давно уже переформатировались под доступную ценовую категорию. Поэтому живут относительно неплохо. Тот же ТРЦ «Синегорье» на вокзале полон арендаторов, и там достаточно покупателей.
Ранее «ФедералПресс» писал о том, что в Челябинске на продажу выставили торговый комплекс «Куба».
Фото: ФедералПресс / Ольга Юшкова