МОСКВА, 31 июля, ФедералПресс. С началом спецоперации из России ушло множество иностранных компаний, от маленьких фирм, занимающихся дистрибуцией товаров, до массовых производителей и представительств иностранных ТНК. Кандидат экономических наук, доцент Департамента менеджмента и инноваций ФГОБУ Финансового университета при правительстве РФ Михаил Хачатурян рассказал, какие задачи стояли перед отечественными управленцами после перехода иностранных предприятий и брендов под российское крыло.
«При переходе многих значимых иностранных предприятий и брендов в управление отечественным управленцам остро стоит вопрос сохранения эффективности производительности труда. Без нее яркая вывеска самого известного бренда не сможет существовать. Нужно понимать, что бесшовных переходов в случае, когда меняется менеджмент, не бывает. Но стремиться к максимально незаметному нужно, и, как показывает практика, это вполне реалистичная задача», – отметил экономист.
По словам Хачатуряна, большинство иностранных компаний располагались в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Калужской областях. В качестве примера он привел покупку московским правительством автозавода, находившегося в собственности крупного глобального автоальянса. После ухода иностранного собственника была сохранена управленческая команда и продолжено производство автомобилей.
«При этом важно, что автомобили, выпускаемые под известным ранее отечественным брендом, являются франшизой китайского автопроизводителя лишь на первый взгляд. Производимый в Москве автомобиль в значительной степени адаптирован как к требованиям россиян, так и к условиям эксплуатации, при этом китайский бренд предоставляет техническую и технологическую поддержку», – пояснил экономист.
Часть собственников планируют выкупить производственные площади, ранее принадлежавшие иностранным собственникам, и за их счет расширить линейку продукции, сохранить рабочие места, переоснастить производство и повысить его эффективность.
Сохранить производительность труда и бренды позволил ряд трендов, используемых отечественными управленцами. В первую очередь, управление предприятием, брендом или производством переходит только тем, кто уже ранее работал в этом франчайзе. Такие управленцы имеют больший опыт и понимание, как сохранить изначальную корпоративную систему управления, а также представляют, как адаптироваться к новой аудитории, регионам.
«Для обеспечения преемственности эффективности процессов прежде всего важно сохранение команды профессионалов как в управленческой, так и в производственной командах. Наличие опытных управленцев и производственников – важнейший момент в условиях столь радикальных трансформаций», – подчеркнул Хачатурян.
Кроме того, западные владельцы бренда первыми ставят условия перехода в собственность. Так, например, условием продажи бизнеса сети быстрого питания в России было сохранение штата персонала и уровня заработной платы. По словам экономиста, новый российский собственник полностью оправдал ожидания бывшего владельца: условия были полностью соблюдены, через некоторое время даже был замечен рост средней зарплаты в сети на 3–5 %.
«Это означает, что опыт или мудрость нового владельца не подвела. Но важно, чтобы вся новая команда это осознавала – здесь, разумеется, лучшей инвестицией будет обучение всей команды управленцев», – заметил он.
Помимо этого, считает Хачатурян, не менее значимой стала разработка новой маркетинговой концепции и стратегии, определение ключевых направлений развития, сохранение имеющегося портфеля проектов и продукции, модернизация линий производства. Новым управленцам было необходимо иметь представление о том, какая целевая аудитория была у компании до смены собственника, какие требования она предъявляла к своей продукции, а также какие инструменты действовали наиболее эффективно.
Ранее «ФедералПресс» рассказывал о том, как будут работать заводы компаний Danone и Carlsberg после передачи активов Росимуществу.
Фото: Sergey Petrov / via news.ru / globallookpress.com