В ходе встречи с прессой специалисты компании «Роснефть» рассказали о результатах экспедиционного сезона в высоких широтах и о комплексных исследованиях Арктики, которые компания ведет в сотрудничестве с ведущими научными организациями страны.
ПАО НК «Роснефть» провела «Арктический завтрак», в ходе которого специалисты рассказали о результатах проведенных в Арктике экспедиций, а также о научно-исследовательских проектах. Встреча, организованная в пресс-центре «Комсомольской правды», проходила в онлайн-формате.
Директор департамента научно-технического развития и инноваций ПАО «НК «Роснефть» Александр Пашали отметил, что компания впервые в истории геологических исследований арктическогошельфа Российской Федерации выполнила опробование технологии бурения стратиграфических скважин в северной части Карского моря. Сейчас «Роснефть» реализует самую масштабную с советских времен программу изучения Арктики. С 2012 года проведено более 20-ти научных экспедиций по всему побережью Северного Ледовитого океана, в ходе которых проводились исследования ледников и айсбергов, морской и прибрежной зон, редких видов животных и птиц.
В рамках экспедиции 2020 года специалисты пробурили десять скважин глубиной от 40 до 90 метров (при глубинах моря от 120 до 200 метров). Оперативное сопровождение работ в режиме реального времени велось на воде и на суше, отслеживались гидрометеорологические и ледовые условия, дистанционно корректировались приоритеты по точкам скважин, режим бурения и другие параметры. Скважины стали первыми в этом регионе и самыми северными в истории геологических исследований российскогошельфа. Проект имеет огромное значение для понимания геологического строения Арктики, он позволит оценить нефтегазовый потенциал Северо-Карского бассейна.
Уникальное судно «Бавенит»
Для проведения работ компания задействовала судно «Бавенит». Как рассказал директор по проектам на шельфе холдинга «Росгеология» Борис Шумский, судно было реконструировано: оснащено дополнительным оборудованием, включая специализированные долота для бурения скального грунта. После масштабной реконструкции это практически новое судно, оснащенное высокоточной системой динамического позиционирования; на судне установлен буровой комплекс с вышкой высотой 26 метров и грузоподъемностью до 60 тонн. Буровая шахта площадью 20 квадратных метров обеспечивает возможности всех видов геотехнических операций. Компенсатор качки обеспечивает работу судна при волнении моря до пяти метров, что и было продемонстрировано в этот осенний период.
За 2017‒2018 годы «Росгеология», по сути, восстановила буровое судно, предназначенное для работ на геологических и геолого-технических скважинах.
Как отметил руководитель проекта, главный специалист ООО «РН-Эксплорейшн» Андрей Колюбакин, сейчас на рынке судна, аналогичные «Бавениту», отсутствуют.
Участники пресс-завтрака отметили, что все задачи и работы, проводимые компанией в Арктическом регионе, носят уникальный характер. Так было и со стратиграфическим бурением, которое впервые прошло на российском шельфе и с которым успешно справилась команда «Бавенита».
Исследование керна
В ходе исследований специалисты впервые для Арктического региона и Северо-Карского бассейна получили уникальные первичные данные. По итогам экспедиции специалисты отобрали 6,5 тонны керна ‒ ценного каменного материала, служащего прямым источником геологической информации, необходимой для определения возраста, состава и условий формирования пород арктическогошельфа.
Примерный возраст пород составляет от 300 до 500 млн лет. В ходе четырех экспедиций специалисты выполнили огромный объем работ, которым предшествовали шесть лет подготовки.
Как отметили участники пресс-завтрака, после проведения серии лабораторных исследований они получим четкие данные о возрасте, составе и перспективах газоносности имеющихся в регионе отложений. Исследования позволят сформировать окончательное понимание геолого-разведочного региона, определить стратегию геолого-разведочных работ и поискового бурения. Благодаря этому снизятся риски геологической неопределенности кратно, а успешность работ должна повыситься в несколько раз. Однако сперва необходимо дождаться общелабораторных исследований.
Исследование – достаточно продолжительный процесс, специалистам потребуется год для изучения отобранных образцов. Его ведет компания «Иннопрактика» на базе геологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. По итогам этой работы будет составлена достоверная геологическая модель Северо-Карского региона. «Мы выступаем медиатором между наукой и бизнесом, в частности создаем уникальные коллективы для проведения работ в Арктике. Потенциал этих работ очень велик. В этом году нашими совместными усилиями в Карском море получен самый северный керн, исследования которого будут вестись в течение ближайшего года. В 2021 году планируем продолжить аналогичные исследования на участках в море Лаптевых», – рассказал Владимир Лакеев, директор по исследованиям и разработкам Компании «Иннопрактика».
В первую очередь ученым предстоит установить возраст породы и геологическое строение. По словам Лакеева, осадочные бассейны Арктики чрезвычайно мало изучены, однако, основываясь на имеющихся геологических данных, данный регион очень перспективен.
Проводимые «Роснефтью» исследования направлены на изучение всего региона. В полученных образцах керна были замечены углеводороды, также ученые получили возможность изучить геологическое строение объектов на основе выхода геологических пластов, расположенных на дне моря.
Биопрепарат «Роснефти»
В ходе пресс-конференции главный специалист отдела экологических технологий «Арктический научно-проектный центр шельфовых разработок» Артем Исаченко также рассказал о ходе работ над разработанным научным сообществом компании биопрепаратом, призванным решить проблему утилизации нефтяных разливов в условиях Арктики. По словамИсаченко, команда проводила опыты в течение 60 дней при температуре ‒2 градуса, достигнув степени утилизации порядка 70 % нефтепродуктов. Это принципиально выделяет препарат среди других подобных разработок, не рассчитанных на минусовые температуры. В ходе совместных научно-исследовательских работ получено 39 патентов на микробные препараты и психрофильные штаммы микроорганизмов с показанной эффективностью утилизации нефтепродуктов в условиях морской среды и холодного климата. До конца 2023 года планируется завершить работы по разработке промышленной технологии получения микробного препарата. Это совместный научный проект «Роснефти», негосударственного института развития «Иннопрактика» и биологического факультета МГУ.
В данный момент на базе Беломорской станции биологического факультета МГУ проходит лабораторные исследования в условиях, максимально приближенных к природным, ‒ на объекте была оборудована проточная система аквариумов, имитирующих условия открытой акватории моря с соблюдением должного уровня солености и температурного режима.
Биопрепарат обладает целым рядом преимуществ в сравнении с зарубежными аналогами ‒ в отличие от реагентов и прочих химических средств, продукция «Роснефти» задействует адаптированные к окружающей среде организмы органического происхождения, не способные причинить вред окружающей среде.
Экологическая безопасность
Представители компании подчеркнули, что одним из приоритетов «Роснефти» является обеспечение экологической безопасности региона. В рамках национального проекта «Экология» компания реализует проект по сохранению биоразнообразия Арктики, который включает мониторинг и исследование белых медведей, белой чайки, дикого северного оленя и моржа.
В полевой сезон 2020 года специалисты «Арктического Научного Центра» (входит в состав Корпоративного научно-проектного комплекса «Роснефти») совместно с Институтом проблем экологии и эволюции им.А.Н.Северцова Российской академии наук и Центром морских исследований МГУ провели масштабную экспедицию по изучению атлантического подвида моржа и белого медведя, занесенных в Красную книгу. Цель этих работ - оценить состояние и устойчивость арктических экосистем на основании исследований ключевых видов животных.
Фото: Иван Макеев