Международный уголовный суд в Гааге 17 марта выдал ордер на арест президента России Владимира Путина и уполномоченного по правам ребенка в РФ Марии Львовой-Беловой. Судьи посчитали, что эти лица «предположительно, несут ответственность за военное преступление, которое заключается в незаконной депортации населения (детей) с оккупированных территорий Украины в Российскую Федерацию» с 24 февраля 2022 года. О том, как на решение отреагировали российские и заграничные политики – в материале «ФедералПресс».
Как на решение МУС отреагировали в РФ
Пресс-секретарь МИД РФ Мария Захарова назвала решение суда «юридически ничтожным».
«Решения Международного уголовного суда для нашей страны не имеют никакого значения, в том числе с правовой точки зрения», – сказала Захарова.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков же назвал решение международного уголовного суда «возмутительным и неприемлемым».
«Относимся к этому спокойно, все тщательно фиксируем и продолжаем работать», – кратко ответил Песков.
Заместитель председателя Совбеза РФ Дмитрий Медведев в своем телеграм-канале заявил, что «вполне можно себе представить точечное применение гиперзвукового «Оникса» из Северного моря с российского корабля по гаагскому зданию суда».
«Его не сбить, увы. И суд – лишь убогая международная организация, а не население страны НАТО. Поэтому и войну не начнут. Побоятся. И жалеть никто не будет. Так что, граждане судьи, внимательно смотрите в небо», – написал бывший президент России.
По его мнению, решение Гаагского суда является «никому не нужным».
Как на решение МУС отреагировали иностранные политики
Официальный представитель МИД Китая Ван Вэньбинь призвал Международный уголовный суд занять «объективную и беспристрастную» позицию, а также избегать политики двойных стандартов. По его словам, Гаагский суд должен уважать неприкосновенность глав государств – как того требует международное право.
Решение судей МУС одобрил президент США Джо Байден. Он назвал его оправданным, но добавил, что Штаты не признают компетенцию Гаагского уголовного суда.
Канцлер Германии Олаф Шольц, комментируя решения МУС, заявил, что «никто не может быть выше закона». По его мнению, суд в Гааге – это «подходящее учреждение для расследования военных преступлений». Глава Минюста Германии Марко Бушманн отметил, что Владимира Путина арестуют, если он прибудет в страну.
«Евросоюз «приветствует и поощряет» усилия по привлечению к ответственности виновных в военных преступлениях», – сказал верховный представитель ЕС Жозеп Боррель.
При этом президент Сербии Александр Вучич усомнился в мудрости решения судей МУС, так как оно «демонстрирует нежелание говорить о мире и будет иметь «плохие политические последствия». По его мнению, цель Гаагского суда – усложнить международное общение президента РФ Владимира Путина.
«Отлично, теперь вы обвинили его в военных преступлениях. А с кем вы сейчас будете разговаривать? Или, может быть, вы не хотите разговаривать? Или вы ждете поражения России?» – сказал сербский президент.
Пресс-секретарь президента ЮАР Винсент Магвенья заявил, что республика «принимает во внимание ордер Международного уголовного суда (МУС) в Гааге на арест Путина и «осознает свои юридические обязательства».
«Однако до саммита мы продолжим взаимодействие с различными соответствующими заинтересованными сторонами. Южная Африка сохраняет приверженность и очень сильное желание, чтобы конфликт на Украине был урегулирован мирным путем переговоров», – сказал Магвенья.
За что в РФ возбудили уголовное дело на гаагских судей
20 марта Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело в отношении прокурора и судей Международного уголовного суда по статьям о привлечении заведомо невиновного к уголовной ответственности, незаконном обвинении лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления и приготовлении к нападению на представителя иностранного государства, пользующегося международной защитой.
«В соответствии с Конвенцией о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой от 14.12.1973, главы государств пользуются абсолютным иммунитетом от юрисдикции иностранных государств», – отметили в СК.
В действиях судей ведомство усмотрело признаки преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 301, ч. 1 ст. 30 ч. 2 ст. 360 УК РФ. Это заведомо незаконное заключение под стражу, а также приготовление к нападению на представителя иностранного государства, пользующегося международной защитой, с целью осложнения международных отношений.
Фото: ФедералПресс / Елена Сычева