Top.Mail.Ru
Общество
Москва
0

Причины экстренных посадок самолетов: чего бояться, а чего – нет

Самолет
Не все причины экстренных посадок самолетов так страшны

В России участились случаи экстренных посадок самолетов. Только за вчерашний день внезапно запросили разрешение на посадку четыре самолета. Причины могут быть разными: от трещины в стекле до ложного сообщения о бомбе. Любое заявление об экстренной посадке заставляет пассажиров испытывать большой стресс. О том, чего действительно стоит бояться в эти минуты, – в материале «ФедералПресс».

1. Сообщение о бомбе

В последние два года по всей стране проходят волны «минирований». Причем неизвестные добрались и до аэропортов. К примеру, 3 марта из-за анонимного сообщения о бомбе в Перми экстренно сел самолет, летевший из столицы в Новосибирск, а в Улан-Удэ скоро будут судить москвича, сообщившего о взрывчатке в самолете авиакомпании «НоваАвиа».

«Здесь нет единого шаблона. Часто в аэропорты звонят люди с психическими расстройствами, которым действительно кажется, что где-то заложена бомба, но это могут быть и обычные хулиганы. Для не совсем уравновешенных людей очень тяжелый период – это осень и весна», – рассказал «ФедералПресс» психолог, психиатр Владимир Крупин.

2. Трещина в стекле

28 февраля в московский аэропорт Шереметьево вернулся пассажирский самолет Boeing 777, который вылетел в Бангкок. Причиной экстренной посадки стала трещина на лобовом стекле.

По словам экспертов, трещина не представляет опасности, если ее своевременно распознать. Но если вовремя не устранить поломку и совершать полеты, это может привести к полному разрушению стекла, что может стать причиной трагедии. Обычно трещины обнаруживаются на земле, они могут появиться в результате столкновения с птицами. Тогда пилот принимает решение, совершать экстренную посадку или нет.

3. Разгерметизация салона

Этой поломки боится большинство пассажиров с аэрофобией, а сцены в голливудских фильмах, когда людей вытягивает из салона самолета, смотрятся весьма эффектно и пугающе. Такое в реальности действительно происходит, хоть и редко: в США во время полета у боинга разорвало двигатель так, что одна из лопаток пробила фюзеляж и пассажирку вытянуло в иллюминатор.

«Опасна взрывная разгерметизация, когда вдруг образуется серьезная дыра. Опасно такое происшествие даже не тем, что люди задохнутся, – есть кислородные маски. Но если в салоне давление скачком меняется до забортного, могут не выдержать ушные перепонки, сердце, сосуды, возникает своего рода кессонная болезнь. За несколько минут организм может адаптироваться к понизившемуся давлению, а в такой ситуации – просто не успеет! Но такое, опять-таки, происходит крайне редко, разве что при столкновении двух самолетов», – рассказал «ФедералПресс» эксперт комитета Госдумы по транспорту, главный редактор портала Аvia.ru Роман Гусаров.

4. Птица в двигателе

Одним из самых позитивных событий в 2019 году было «чудо на кукурузном поле», когда самолет «Уральских авиалиний» экстренно сел через несколько минут после взлета. Причиной, по которой пилоту Дамиру Юсупову пришлось садить воздушное судно в таких условиях, стали попавшие в двигатель птицы.

По словам экспертов, при встрече с птицей на скорости 300 км/ч самолет испытывает удар, равный падению 100-килограммовой штанги с 20-метровой высоты. Самолет способен выдержать удары нескольких пернатых, но большая стая может пробить иллюминаторы и фюзеляж. За прошлый год только в России зафиксировано более 7000 столкновений с птицами. К сожалению, это случается весьма часто: контролировать поголовье пернатых на территории аэропорта бывает сложно.

5. Нехватка топлива

В конце января самолет, летевший из Екатеринбурга в Сургут, экстренно сел в Ханты-Мансийске по причине срабатывания датчика топливомера.

Как правило, пилоты заранее узнают о том, что топливо заканчивается, и принимают все меры для обеспечения безопасности полета. Ситуации, при которой пилоты узнают о таком внезапно, возникнуть не может. У пилотов всегда есть время, чтобы посадить воздушное судно.

6. Срабатывание датчика технической неисправности

Экстренные посадки по причине срабатывания датчика технической неисправности случаются довольно часто. Последний случай произошел 4 марта: самолет с 97 пассажирами вернули в аэропорт Новосибирска из-за срабатывания датчика неисправности.

«Если во время полета срабатывает уведомление об отказе системы, которое включено в перечень неисправностей, допускающих продолжение полета, решение, продолжать полет или нет, остается за экипажем. КВС может сообщить о проблеме и благополучно продолжить полет. Имели ли место случаи, когда экипажи перестраховывались? Да, конечно, такие случаи есть, потому что экипаж всегда оценивает реальную обстановку, которая складывается конкретно в этом полете. Да и, в конце концов, именно КВС несет ответственность за безопасное завершение полета», – рассказал «ФедералПресс» глава аналитической службы «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

8. Погодные условия

Плохая погода часто является причиной отмены или задержки рейсов, а для пассажиров посадка в грозу и ветер – настоящее испытание. Напомним, что именно погода стала причиной экстренной посадки авиалайнера Sukhoi Superjet 100, который с горящим двигателем рухнул на взлетную полосу в Шереметьеве. Из 78 человек на борту выжили только 33. Помня эту и другие истории и видя облака в небе над аэропортом, пассажиры боятся летать.

По мнению экспертов, перед каждым полетом метеорологические сводки внимательно изучаются, после чего принимается решение о полете. Если погода опасна для взлета или посадки, рейс откладывается, а если воздушное судно уже в воздухе, то его направляют в другую воздушную гавань, где погода лучше. Во время полета приближение грозовых облаков распознает специальный прибор авиалайнера, в соответствии с показаниями которого пилоты принимают решение о продолжении полета, смене маршрута в обход бури или развороте в другой порт.

Стоит ли бояться?

Что касается страхов, которые пассажиры испытывают, когда узнают об экстренной посадке, то эксперты советуют постараться успокоиться и довериться профессионалам.

«Когда человек заходит в самолет, он больше ничем не управляет. От него ничего больше не зависит: все зависит от того, кто управляет самолетом. Чем раньше к человеку приходит осознание того, что от него ничего не зависит, тем легче ему будет летать. Это как в такси: мы доверяем свою жизнь профессионалу. Разница лишь в том, что из такси мы может выйти, а из самолета – нет», – отметил Крупин.

Фото: ФедералПресс/Екатерина Лазарева

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.