САЛЕХАРД, 14 апреля, ФедералПресс. Инклюзивную практику ямальского образования хотят дополнить особыми условиями для детей кочевников. Например, изменить условия приема в первый класс и увеличить время выполнения единого госэкзамена. Об этом говорили сегодня на V Арктическом образовательном форуме в Салехарде.
«Дети тундровиков быстро утомляются, они не очень коммуникабельны, потому что все детство общаются только со своей семьей. Именно это учителя часто воспринимают, как отставание в развитии. Это является основанием перевода детей в коррекционные классы»,— обозначила проблематику эксперт в области ямальского образования, советник губернатора Ямала Ирина Сидорова во время своего выступления на V Артическом образовательном форуме в Салехарде.
По мнению исследователей, медлительность — не что иное, как адаптационный механизм выживания в суровых условиях. С этим надо считаться. Детям надо больше времени, чтобы понять задание и начать его выполнять. Кстати, с вопросом об увеличении времени на решение заданий ЕГЭ ямальские власти обращались в Минпросвещения, чтобы улучшить показатели, которые пока заметно ниже, чем у других обучающихся.
Исследователи в области образования также сходятся во мнении, что универсальные тесты при приеме в 1 класс не годны для детей кочевников. Например, неудачное определение на слух первой буквы слова является показателем неврологических или логопедических проблем. Дети коренных часто выдают неверный ответ из-за того, что плохо знают русский и не понимают задание.
«К учащимся разных этнических групп надо относится не одинаково, надо учитывать особенности языка, биологии. Мало кто знает, что преимущество тунровиков — это творческий стиль мышления, находчивость, знаки вместо букв, хорошая интуиция. Используя эти качества можно значительно повысить ставки детей в образовании», — отметила Ирина Сидорова.
К слову, Ямал один из первых в России принял законодательные нормы, которые дают детям выбор способа обучения: стационарный, полустационарный и полностью кочевой, когда воспитатель или учитель следует на сотни километров вместе с кочующими семьями. Закон описывает работу учителя в разъездных условиях и его материальную поддержку.
Сейчас на Ямале 9827 детей из числа коренных детей обучается по школьным программам, это почти 14 % от общего количества учащихся. Из них 4150 проживают в интернатах и находятся на полном государственном обеспечении.
После продолжительной работы с Роспотребнадзором в школах-интернатах в питание введены традиционные для коренных продукты — мясо и рыба. В каждом интернате есть чумы — это центры изучения культуры и традиций северных народов.
Последнее достижение — создание и выпуск обновленных изданий учебников по всем родным языкам, которые есть на территории Ямала. Ямальские учебники по ненецкому и хантыйсковму языку для 1-4 классов вошли в федеральный перечень.
«С гордостью хочу сказать, что ямальская практика кочевого образования вошла в последний доклад ЮНЕСКО по инклюзии в образовании. И это единственная практика по инклюзии, которая включена в доклад от России. Считаю, что этим отмечена большая работа по преодолению неравенства детей в получении качественного образования», заключила Ирина Сидорова.
Напомним, родители югорских дошколят хотят попатьв детские сады на выпускные.
Фото: activityedu.ru