Top.Mail.Ru
Политика
Краснодарский край
2

Кубанское землячество облюбовало российский Минсельхоз

Эксперты разошлись в оценке эффективности данной практики

Недавний приход в Министерство сельского хозяйства РФ экс-вице-губернатора Краснодарского края Галины Золиной вновь пробудил разговоры о «кубанском нашествии» в отдельно взятом российском ведомстве. И правда, за последний год вслед за возглавившим Минсельхоз бывшим главой Кубани туда устроились работать сразу четыре его прежних заместителя и ряд ключевых фигур из старой команды. Кто именно из уроженцев южного региона руководит сегодня отечественным агропромом? Насколько законна практика массового назначения чиновников из «своего региона»? Стоит ли еще ждать появления в министерстве новых руководящих кадров Кубани? На эти вопросы решила ответить редакция «ФедералПресс».

 Традиции или новации?

На самом деле практика формирования ведомств из близких к себе людей стара как мир. Так, в современной России значительное число высших должностей заминают выходцы из Санкт-Петербурга, пришедшие на ключевые посты вслед за избранием на должность президента России Владимира Путина. Впрочем, нынешнее ленинградское лобби в нашей стране начало формироваться задолго до 2000-го года. А такие представители города на Неве, как Анатолий Собчак, Анатолий Чубайс, Александр Волошин и Алексей Кудрин в 90-х годах оказали значительное влияние на политику.

Кстати, и Александр Ткачев не первый кубанский чиновник, достигший высот политического Олимпа. Еще в самом начале нулевых годов замом председателя Верховного совета Российской Федерации успел побывать выходец с Кубани Владимир Шумейко. Позже соратник Бориса Ельцина поработал в качестве министра печати и информации РФ, первого зампреда Совета министров РФ и председателя Совета Федерации (1994–1996 гг.). А уроженец Краснодарского края Николай Егоров в перерыве между двумя сроками руководства южным регионом успел поруководить Администрацией президента (15 января 1996 года – 15 июля 1996 года). Эти и другие выходцы с Кубани в федеральных ведомствах также привлекали на руководящие посты близких к себе людей.

«Можно отметить, что такого рода территориальная корпоративность (и если угодно, клановость) в целом типична для российской бюрократии, – считает политолог, доцент Московского государственного педагогического университета Виктор Титов. – Она была и в позднее советское время, и в России девяностых и процветает сейчас. Здесь ничего экстраординарного нет. Это вписывается в корпоративную тенденцию назначения кадров. Кроме того, стоит иметь в виду, что господин Ткачев руководил аграрным регионом на протяжении почти 15 лет. Естественно, что за это время вокруг него сформировалась своеобразная команда, представителей, которую он будет активно вовлекать в деятельность возглавляемого министерства».

Впрочем, сейчас у наблюдателей вопросы вызывают не столько сами кадровые перестановки в Министерстве сельского хозяйства, сколько компетентность новых назначенцев. Ведь при прошлом руководителе министерства Николае Федорове (кстати, тоже бывшем представителе губернаторского корпуса), да и при остальных предшественниках такого нашествия статусных земляков (к тому же из непрофильных отраслей) в ведомстве не наблюдалось.

Смотрите, кто пришел

Отметим, что из шести ключевых руководителей министерства, имеющих кубанские корни, только двое до прихода в ведомство трудились на высоких руководящих должностях в сфере сельского хозяйства. Это директор департамента ветеринарии Владимир Шевкопляс, ранее работавший начальником Управления внутреннего ветеринарного надзора Россельхознадзора. А также имеющий ветеринарное образование заместитель министра Евгений Громыко, который ранее руководил кубанским агропромом в качестве вице-губернатора. Напомним, что в 2011 году его сын Вадим стал участником громкого медиаскандала после того, как фотографии с ним в нацисткой форме были опубликованы в ряде интернет-изданий. Кстати, Евгений Громыко является уроженцем станицы Выселки, откуда родом и Александр Ткачев.

Евгений Громыко первым из старой команды перешел на работу в новое министерство. Правда, затем ему пришлось уступить должность первого замминистра Джамбулату Хатуову 

Еще двое бывших кубанских вице-губернаторов – Джамбулат Хатуов и Владимир Свеженец – сельским хозяйством не занимались. Оба они на прежних должностях руководили внутренней политикой Краснодарского края, а еще ранее – возглавляли муниципалитеты. Кстати, на новом посту Джамбулат Хатуов (сменивший в феврале в качестве первого зама Евгения Громыко) уже стал фигурантом громкого скандала. Во время выступления чиновника перед сотрудниками и студентами Мичуринской академии, протестовавшими против передачи опытных полей вуза под коммерческую застройку, отстаивавший эту идею первый заместитель министра не смог ответить на вопрос о том, чем отличается сахарная свекла от кормовой. Хатуов назвал вопрос провокацией, а затем покинул зал.

На новой должности Хатуова уже поставили в тупик вопросом, чем отличается сахарная свекла от кормовой

Впрочем, и Джамбулат Хатуов (несмотря на жесткую стилистику управления), и Владимир Свеженец среди экспертов считаются успешными управленцами. В свое время кандидатуры обоих до их назначения в Минсельхоз назывались в числе возможных преемников Владимира Евланова на посту мэра Краснодара. А по мнению ряда аналитиков, у господина Хатуова до сих пор сохраняются шансы в будущем стать главой Республики Адыгея.

Владимир Свеженец стал третьим бывшим вице-губернатором Кубани, который перешел на работу в Минсельхоз

А вот у возглавившей на днях департамент научно-технологической политики и образования Галины Золиной репутация не столь однозначна. Карьера политика тесно переплетена с судьбой Александра Ткачева, под началом которого в конце 90-х она работала в ЗАО «Фирма «Агрокомплекс». После его избрания губернатором Кубани в 2000-м Золина получила должность советника по средствам массовой информации и социальной политике, а с 2005 года занимала пост вице-губернатора по социальным вопросам. За долгие года нахождения на вершине кубанской власти она приобрела имидж чиновника с авторитарными методами управления, а также с волюнтаристскими и спорными решениями.

Так, по мнению ряда критиков, в кадровом вопросе Галина Золина руководствовалась принципом личной преданности, пренебрегала профессионализмом починенных. В итоге во время ее руководства медициной и соцблоком произошло существенное сокращение действующих социальных учреждений, а жестоко зачищенная кубанская журналистика стала синонимом сервильности и провинциальности. Впрочем, некоторые эксперты по-прежнему положительно оценивают ее деятельность, отмечая, что ею было сделано немало.

Чем занималась Галина Золина после своей отставки год назад, доподлинно неизвестно. Фото: «Югополис»

Еще один недавний назначенец (тоже уроженец Выселок) Валерий Жуков плохо известен широкой публике. В бытность Александра Ткачева главой Краснодарского края чиновник работал генеральным директором ГУКК «Краснодаравтодор», руководителем регионального Управления автомобильных дорог и министром строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края. К слову, его имя активно упоминалось в краевых СМИ в декабре 2015-го, когда журналисты сообщили о его временном задержании правоохранительными органами в связи с подозрением в мошенничестве. При этом уголовное дело в отношении чиновника так и не было заведено. Кстати, по образованию господин Жуков инженер-гидротехник, а с 1990 по 1999 годы он руководил Выселковским мелиоративным предприятиям, что, наверное, в июне 2016-го и позволило ему занять в министерстве должность директора департамента мелиорации.

Придя в Минсельхоз к Ткачеву, бывший министр строительства Кубани вспомнил свою первую специальность

Лояльность или эффективность?

«ФедералПресс» обратился к региональным и федеральным с просьбой прокомментировать кадровую политику бывшего губернатора Краснодарского края, руководящего ныне аграрным министерством в правительстве страны.

«Массовый приход кубанских чиновников на руководящие посты в Минсельхозе действительно вызывает много вопросов», – считает лидер краснодарского движения «Союза активных горожан» Виталий Солонченко. По его словам, достижения ряда назначенцев на предыдущих должностях сомнительны. В частности, вопросы есть к Галине Золиной. «Утверждения, о том, что это хороший специалист (как организатор, администратор, руководитель), не соответствуют действительности. А значит, формирование команды из таких людей фактически является кумовством», – уверен эксперт. При этом Виталий Солонченко отмечает, что не стоит ко всем кубанским кадрам Александра Ткачева подходить с одной меркой. «Например, Джамбулат Хатуов до своего назначения специалистом по сельскому хозяйству не был. Зато он зарекомендовал себя в крае как грамотный управленец», – комментирует Солонченко.

«Понятно, что Ткачев формирует команду из людей, которым он доверяет и рассчитывает на их профессиональные качества», – делится российский политтехнолог, директор консалтингового агентства NPR Group Дмитрий Фетисов. Эксперт считает, что Кремль благосклонно относится кадровой политике министра. «Если ему удобно работать с такими людьми и если он считает их специалистами, соответствующими занимаемым должностям, то никто его упрекать за это не будет», – добавляет он. По словам Дмитрия Фетисова, если такая команда будет работать неэффективно, то это все припомнят самому Ткачеву. «Критерий в данном случае может быть один – эффективность работы министерства в целом. Если Минсельхоз продемонстрирует серьезные результаты, то о вопросах кадровой политики никто вспоминать не будет», – считает Фетисов.

«На мой взгляд, наметился определенный перебор с включением в одно министерство стольких людей из прежнего окружения Александра Ткачева», – комментирует ситуацию политолог, профессор Кубанского госуниверситета Алексей Кольба. По словам эксперта, данная управленческая практика не совсем этична и противоречит сложившемуся в стране представлению о госслужбе (в частности о том, что определенными отраслями должны руководить специалисты). Но формальных противоречий закону здесь нет, отмечает Кольба.

В этих назначениях нет чего-то неожиданного или сверхъестественного, говорит президент Центра прикладной социологии и политологии (Краснодар) Геннадий Подлесный. «Последнее ли это назначение – сказать сложно, поскольку все зависит от того, сколько Александр Николаевич будет работать в министерстве», – рассказал Подлесный. При этом, по словам эксперта, перед новыми назначенцами (ряд которых пришли из других отраслей) вопрос о компетентности не стоит. Люди уже зарекомендовали себя в качестве хороших управленцев, что первостепенно на руководящих должностях.

«Учитывая, что Галина Золина более десяти лет работала заместителем главы края по социальной политике (в том числе курировала сферу образования), у нее имеется необходимый опыт для решения научно-образовательных задачи уже в рамках министерства сельского хозяйства РФ, – добавляет политолог, доцент МПГУ Виктор Титов. – Впрочем, ее персональный успех на новой должности зависит от того, насколько эффективной будет команда Александра Ткачева в целом». В то же время политолог считает, что все базовые назначения по персоналиям Ткачевым уже проведены. «Думаю, что с приходом в Минсельхоз Галины Дмитриевны пора основных назначений завершилась. Дальше можно ждать вторую «бюрократическую волну» с Кубани. Назначенные чиновники, скорее всего, приведут каких-то своих людей», – подытоживает Титов.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.