Top.Mail.Ru
Происшествия
Краснодарский край
2

Крушение Ту-154 близ Сочи. Главное за день

При падении летевшего в Сирию самолета Минобороны погибли 92 человека
Одним из самых громких потрясений этой трагедии стал уход из жизни Елизаветы Глинки

Минобороны РФ объявило о крушении военного Ту-154 утром 25 декабря. Самолет летел в сирийскую провинцию Латакия и пропал с радаров через две минуты после взлета из аэропорта Сочи. Погибли все 92 человека, находившиеся на борту – восемь членов экипажа и 84 пассажира, среди которых восемь военных, 64 артиста ансамбля имени Александрова, девять представителей российских телеканалов, глава благотворительного фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка, известная как Доктор Лиза. РИА «ФедералПресс» собрал главное за день.

Трагедия

Утром 25 декабря Минобороны сообщило об исчезновении с экранов радаров самолета Ту-154, вылетевшего из Сочи в 5:25 (по мск), где он выполнял дозаправку. Авиалайнер направлялся в Сирию, на аэродром Хмеймим. Как рассказал ТАСС официальный представитель Минобороны РФ Игорь Конашенков, отметка с радаров Ту-154 пропала в 5:27– через две минуты после вылета. Позднее фрагменты самолета были обнаружены в 1,5 км от берега в Сочи на глубине 50-70 метров.

Пассажиры

На момент трагедии на борту находилось 92 человека – 84 пассажира и 8 членов экипажа. Среди присутствовавших на борту пассажиров самолета, список которых опубликован на официальном сайте Министерства обороны, числятся военнослужащие, журналисты трех СМИ, общественные деятели и 64 артиста ансамбля песни и пляски имени Александрова.

От телеканала «Звезда» в Сирию направлялась съемочная группа из трех человек: корреспондент Павел Обухов, оператор Александр Суранов и помощник оператора Валерий Ржевский. Еще трое журналистов числились в штате телекомпании НТВ: корреспондент Михаил Лужецкий, оператор Олег Пестов и звукооператор Евгений Толстов. Еще трое были сотрудниками Первого канала: корреспондент Дмитрий Рунков, оператор Вадим Денисов и звукооператор Александр Сойдов.

На борту самолета также находились директор департамента культуры Министерства обороны Антон Губанков и его помощница Оксана Батрутдинова.

Одним из самых громких потрясений в этой страшной трагедии стал уход из жизни директора международной общественной организации «Справедливая помощь» Елизаветы Глинки, известной также как Доктор Лиза. О том, что известный гражданский активист была на этом рейсе подтвердил ее муж, адвокат Глеб Глинка, и коллеги из центра «Справедливая помощь». В этот раз Доктор Лиза везла гуманитарную помощь в Сирию, медикаменты для университетского госпиталя в Латакии, среди которых, прежде всего, были лекарства для онкологических больных, для новорожденных и расходные материалы для медицинской техники, которые туда не поступали из-за санкций и войны.

Также среди погибших числится и часть военного ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова. Именно этот ансамбль записал официальную версию Гимна России и впервые исполнял песню «Священная война» 26 июня 1941 года. С мая 2016 директором и художественным руководителем ансамбля являлся Валерий Михайлович Халилов, который также находился на борту разбившегося самолета. Артисты должны были давать новогодний концерт в аэродроме Хмеймим для российских военнослужащих в Сирии.

Как заявил «Интерфаксу» известный летчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев, у пассажиров не было шансов спастись: «Спастись в этой ситуации возможности нет. Получается гидроудар, самолет мгновенно разлетается на части».

Поисково-спасательная операция

МЧС России направило в Сочи спасателей и водолазов отряда «Центроспас» и центра «Лидер», имеющих опыт глубоководных работ на больших глубинах, для участия в поисковой операции в районе крушения Ту-154. Помимо МЧС в поисково-спасательной операции также активно принимает участие и Минобороны, которое продолжает направлять дополнительные ресурсы к месту проведения поисковой операции.

В настоящее время в поисках задействованы 32 судна и катера, 80 водолазов, 5 вертолетов, беспилотные летательные аппараты и телеуправляемые глубоководные аппараты. Дополнительно готовятся к переброске 1300 военнослужащих Южного военного округа. На аэродромах «Адлер» в постоянной готовности находятся четыре самолета Ил-76 военно-транспортной авиации. В район поиска ожидается прибытие спасательных судов Черноморского флота, с оборудованием, позволяющем выполнять сложные водолазные работы на глубинах до 400 м.

Руководитель мониторинговой службы центрального совместного Всероссийского общества спасания на водах Владимир Грицихин считает, что обломки Ту-154 при благоприятных условиях можно будет поднять со дна за неделю. «Глубина 50-70 метров не является большой, вполне возможно крупные фрагменты мягкими понтонами аккуратно поднять. Глубина такая, что вряд ли кого-то удастся спасти, но поднять все фрагменты самолета возможно. Я думаю, что за неделю можно извлечь все, если вовремя службы сработают», – рассказал Грицихин.

Краевая аварийно-спасательная служба «Кубань-спас» ночью развернет световые башни, чтобы продолжить в операцию вдоль береговой линии по поиску обломков потерпевшего крушение Ту-154 в темное время суток. Башни работают на бензине и в высоту достигают около пяти метров. Одна башня позволяет осветить около 40 метров.

Помимо обломков уже найдены тела 12 погибших, сообщает «Интерфакс». Опознание тел погибших будет проводиться в Москве специалистами 111-го Главного государственного центра судебно-медицинских и криминалистических экспертиз Министерства обороны России.

Администрация соцсети «ВКонтакте» уже применила настройки приватности к тем страницам, «которые по внешним признакам были похожи на страницы пассажиров потерпевшего крушения самолета». «Это наша обычная практика, которая позволяет защитить профили пользователей от аномальной активности в комментариях и на стене», – пояснил пресс-секретарь «ВКонтакте» Евгений Красников.

Жизнь военнослужащих, которые летели на борту разбившегося возле Сочи самолета, была застрахована в СОГАЗе, компания выплатит семье каждого из них, в случае их гибели, в общей сложности более 5,8 млн рублей. «Размер компенсаций семье каждого погибшего военнослужащего составит в общей сложности более 5,8 млн рублей, из которых 2,337 млн рублей – страховая выплата и 3,506 млн рублей – единовременное пособие», – говорится в пресс-релизе страховой компании.

Бригады психолого-психиатрической помощи уже дежурят в аэропорту Сочи и встречают родственников пассажиров Ту-154. Размещать прибывающих родственников начали в санатории «Аврора».

Версии крушения

Собеседник агентства «РИА Новости» предложил, как основные версии падения самолета: техническую неисправность или ошибку пилота. Однако, данные предположения отвергаются экспертами других агентств. «Кроме технической неисправности самолета, рассматривается версия и качества топлива», – завил источник «Интерфакса». – Маловероятна и версия ошибки пилотов, потому как они имели большой опыт управления воздушными судами такого типа и значительный налет часов. Что касается метеоусловий в районе крушения, то они были благоприятными для выполнения полета».

Председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров сразу исключил версию теракта: «Версию теракта я исключаю полностью. Самолет Минобороны, воздушное пространство РФ, здесь не может быть такой версии».

Помимо приоритетной, но сомнительной версии о технической неисправности, источник «Интерфакса» в силовых структурах предполагает, что проблема может иметь происхождение извне. Недалеко от аэропорта Сочи находится станция перелетных птиц и орнитопарк. «Птица могла попасть в двигатель самолета», – отметил эксперт.

Самолет

С конца 2000-х годов Ту-154 стали постепенно выводить из эксплуатации. Первой авиакомпанией, которая решила вывести из парка самолеты советского производства – Ту-154 и Ил-86 – стала S7 Airlines. Следом за ней такое решение прияла авиакомпания «Россия». В 2008 году, ссылаясь на низкую топливную эффективность самолета и высокую аварийность, Ту-154 исключил перевозчик «Аэрофлот».

В январе 2014 года в эксплуатации в мире оставалось всего 80 самолетов Ту-154. По состоянию на июль 2016 года единственным коммерческим эксплуатантом самолетов Ту-154 в России была авиакомпания «АЛРОСА» с двумя самолетами. Последний самолет семейства с заводским номером 998 был выпущен 19 февраля 2013 года и передан Министерству обороны России.

В департаменте информации и массовых коммуникаций Минобороны РФ сообщили, что разбившийся самолет выпущен в 1983 году, осенью нынешнего года прошел плановое обслуживание. Последний, третий по счету, ремонт самолет прошел 29 декабря 2014 года. С момента выполнения данного капремонта заявок от эксплуатанта на плановое периодическое техническое обслуживание самолета и продление ресурсов на «Авиакор» не поступало.

Дело

Президент Владимир Путин поручил премьер-министру Дмитрию Медведеву сформировать и возглавить государственную комиссию по расследованию крушения Ту-154 под Сочи.

Следственный комитет уже возбудил по факту крушения самолета уголовное дело по статье 351 Уголовного кодекса «О нарушении правил полетов». Отметим, что нарушение правил полетов или подготовки к ним либо иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов, повлекшее по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

В рамках дела изъята предполетная документация и уже проводятся допросы должностных лиц, руководивших полетом, а также техперсонала.

Соболезнования и траур

Владимир Путин подписал приказ об объявлении в России в понедельник, 26 декабря, общенационального траура по погибшим в авиакатастрофе. По случаю траура президент не примет участия в световом шоу на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге, которое должно было пройти завтра.

Телекомпании, чьи сотрудники находились на борту самолета, уже поменяли сетку вещания: НТВ снимает с эфира «Киношоу», а «Россия 1» отменяет показ развлекательной программы «Смеяться разрешается». «Первый канал» также меняет сетку вещания: в эфир не выйдут шоу «Точь в точь», а также проморолики новогодних проектов и новогодние межпрограммные заставки.

Одно за другим идут соболезнования родственникам жертв катастрофы: свои заявления уже сделали президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, посол США Джон Теффт, генсек Совета Европы Турбьерн Ягланд, министр обороны Турции Фикри Ышык, глава Совфеда Валентина Матвиенко, уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова, немецкий канцлер Ангела Меркель и президент Сирии Башар Асад.

«Глубоко потрясен катастрофой самолета Ту-154 над Черным морем. Эта страшная трагедия унесла жизни людей, полных сил и планов. В числе погибших журналисты, военнослужащие и музыканты знаменитого ансамбля имени Александрова. Они летели в Сирию с очень доброй и мирной миссией. С этой тяжелой утратой невозможной смириться, она – невосполнима. Сегодня это большое горе разделяют миллионы людей», – говорится в заявлении премьер-министра РФ Медведева.

На сайте Совета по правам человека при президенте, членом которого была в том числе Елизавета Глинка, опубликовано заявление его главы Михаила Федотова: «Доктор Лиза была всеобщей любимицей. И было за что: это она в течение многих лет практически ежедневно оказывала паллиативную медицинскую помощь, кормила бездомных, одевала, давала им приют. Это она под пулями вывозила больных и раненых детей из Донбасса, чтобы они смогли получить помощь в лучших больницах Москвы и Санкт-Петербурга. Это она организовала для детей с ампутированными конечностями приют, где они проходят реабилитацию после больницы».

В Москве в память о погибших жители города принесли цветы к зданию концертного зала «Александровский», к офису фонда «Справедливая помощь», телецентру «Останкино» и зданию телеканала «Звезда». Также цветы и свечи появились у здания российского посольства в Польше. Помимо этого, к посольству РФ несут цветы киевляне.

Сюжет по этой теме
27 декабря 2016, 13:37

Самые читаемые материалы 2016 года

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.