Законодательное собрание Севастополя утвердило Стратегию социально-экономического развития Севастополя до 2030 года. Согласно этому документу предполагается, что за 13 лет произойдет двукратный рост экономики, кардинально улучшится городская среда, а город станет всероссийским центром патриотического туризма. Неизменной остается роль военных – Севастополь – главная база Черноморского флота. Миссия города заявлена как «Севастополь – это геостратегический, культурно-исторический, гуманитарный и туристический центр России на Черном море, город, где комфортно жить, учиться, работать, творить и отдыхать». Долгосрочные перспективы региона изучил «ФедералПресс».
Законодательное собрание Севастополя сегодня утвердило Стратегию социально-экономического развития Севастополя до 2030 года. Власти рассчитывают, что стратегия позволит совершить значительный рывок в социально-экономическом развитии Севастополя. Напомним, проект документ обсуждался и дорабатывался экспертным сообществом в феврале-марте 2017 года. В апреле врио губернатора Дмитрий Овсянников представил документ депутатам, а 21 апреля вице-премьер Дмитрий Козак отвечая на вопрос «ФедералПресс» положительно оценил «Стратегию-2030» которую ему представил врио губернатора Дмитрий Овсянников на Ялтинском международном экономическом форуме. «Хорошая стратегия», – сказал Козак. На прошлой неделе проект стратегии социально-экономического развития получил согласования федеральных ведомств и внесен на утверждение депутатам.
«Я искренне рад, что стратегия получила положительные оценки на всех уровнях – сначала в рамках экспертных обсуждений, теперь – со стороны федеральных министерств. Этот важнейший документ определит будущее Севастополя на долгие годы вперед. Хочу еще раз поблагодарить всех, кто принял участие в работе над стратегией», – отметил Овсянников на заседании правительства.
Как отмечают разработчики документа, сегодня Севастополь по большинству показателей социально-экономического развития находится в аутсайдерах среди других российских регионов. Они уверены, что успешная реализация Стратегии позволит не только диверсифицировать экономику и создать комфортные условия для жизни, работы и самореализации жителей города, но и кардинальным образом изменить положение Севастополя среди других российских регионов. При оптимистичном варианте прогнозируется рост ВРП в 2,6 раза, а в промышленности в 7,8 раза к 2030 году по сравнению с 2015 годом. При этом, с учетом роста численности населения города, производительность, труда, ВРП на 1 занятого в экономике города возрастет в 2 раза. Ожидается, что заработная плата в городе превысит 42 тыс. рублей к 2024 году и 63 тыс. рублей к 2030 году, что будет означать рост в 1,5 раза в реальном выражении. Доступность жилья вырастет вдвое (коэффициент доступности жилья уменьшится с 6,2 лет до 3 лет). Состояние здоровья жителей города будет существенно улучшено в ходе реализации мероприятий Стратегии – в 1,6 раза снизится смертность от болезней системы кровообращения, 1,5 раза от новообразований. В период после 2020 года, с учетом успешной реализации федеральной целевой программы, будет обеспечен существенный рост доли собственных доходов бюджета города и внебюджетных источников в финансировании проектов и программ развития города Севастополя. Доля трансфертов из федерального бюджета в бюджетных доходах города снизится вдвое, до 30–33 % (против 61 % в 2015 году). Кроме того, созданные на первом этапе реализации Стратегии условия для частного инвестирования и роста инвестиционной привлекательности города, приведут к увеличению доли внебюджетных источников финансирования инвестиций в городе до 75–82 % (против 48 % в 2015 году). Будут созданы сильные и современные промышленные производства.
Город-флот
Неизменной останется роль Севастополя как главной базы Черноморского флота и форпоста России. Командующий Черноморским флотом Александр Витко выступая на пленарном заседании поддержал «Стратегию-2030». Он заявил, те разногласия которые были у военных с правительством «в принципе разрешены» и, что не видит «никаких дальнейших проблем с правительством Севастополя». Напротив, с принятием документа, тем быстрее «пойдет и развитие города, потекут финансы и мы приблизим результат этой стратегии».
«Вопросы, конечно, будут возникать по поводу и земельных участков, и их предназначения – что-то мы будем отдавать, что-то будем отстаивать. Это рабочие моменты, естественные, как у любых двух субъектов отношений при рабочем взаимодействии», – сказал Александр Витко.
Командующий флотом добавил, что «мы будем поддерживать и работу правительства и врио губернатора в его работе по улучшению жизни граждан нашего любимого и красивого города Севастополя».
Реальная экономика
Власти рассчитывают на укрепление позиций Севастополя в качестве российского геостратегического центра в Причерноморье и сопровождаться усилением роли города как: делового центра, туристического центра, транспортно-логистического центра, центра образования и инноваций, культурно-досугового центра. Будущее Севастополя связано с изменением структуры экономики в пользу производительных видов деятельности. Только такой подход к экономической политике может стать основой решения назревших проблем, дальнейшего развития государство усиливает и поддерживает роль Севастополя в качестве основной базы военно-морского флота России на Черном море. Претворение в жизнь этой политики задает импульс к модернизации материально-технической базы города, восстановлению трудового потенциала предприятий, кратному увеличению объемов производства традиционных для Севастополя видов деятельности, в первую очередь – производства транспортных средств и оборудования. Ведь после распада СССР в составе Украины в Севастополе погубили многие промышленные предприятия. После воссоединения Крыма с Россией промышленность Севастополя стала возрождаться, а крупнейшие предприятия получили заказы, в первую очередь по линии гособоронзаказа.
В конце июня вице-премьер Дмитрий Рогозин по итогам выездного заседания коллегии военно-промышленной комиссии РФ в Ливадии заявил, что весь надводный флот Черноморского флота может строиться и ремонтироваться на судостроительный предприятиях Крыма и Севастополя.
«Черноморский флот сейчас сильно перевооружается – приходят новые корабли. Что интересно: по номенклатуре боевого состава ЧФ все надводные корабли могут производиться на территории Крыма и Севастополя», – сказал Рогозин.
Он уточнил, что исключением является изготовление подводных лодок. Рогозин отметил, что в целом Крым сегодня все более обеспечивает крупный плацдарм современной промышленности.
Судостроение и судоремонт в стратегической перспективе до 2030 года в целевом варианте социально-экономического развития должно стать второй по значимости отраслью экономики в структуре валового регионального продукта, при этом объем производства возрастет с 1,5 млрд рублей в 2015 году до 21 млрд рублей к 2030 году. В структуре занятости экономически активного населения судостроение и судоремонт обеспечит создание дополнительно до 6 тыс. рабочих мест. На базе севастопольских заводов предусмотрено создание Крымского центра судоремонта. Передача АО «Объединенная судостроительная корпорация» основных судоремонтных площадок города (ФГУП «13-й судоремонтный завод Черноморского флота», филиала в городе Севастополе ОАО «ЦС «Звездочка») потенциально должна способствовать размещению на них большего объема заказов. Ставится цель –приведения предприятий судостроения позволяющее выполнять качественные ремонты и обслуживание ГРКР «Москва», проливолодочных и прочих кораблей Черноморского флота. У «Звездочки» уже есть план технического перевооружения мощностей «Севморзавода» на общую сумму более 7 млрд рублей.
Существенный импульс отрасли даст формирование на территории города к 2020 году индустриального парка на 1,5 тыс. рабочих мест. Кроме того, предусмотрено развитие в Севастополе центра по ремонту авиационной (включая вертолетную) техники (на базе ГУП «Севастопольское авиационное предприятие» в сотрудничестве с АО «Вертолеты России»), развитие производства оборудования и электроники для морской техники (ОАО «Уранис-Радиосистемы», ООО «КБ «Коммутационной аппаратуры»; ООО «КБ радиосвязи»).
Перспективным направлением приборостроения для развития в городе является производство контрольно-измерительного и иного оборудования для реализации масштабного проекта модернизации электросетевой по инфраструктуры города и построения интеллектуальной энергосистемы нового поколения Energynet. Инвестиции в модернизацию электросетей Севастополя оцениваются ПАО «Россети» в 7,8 млрд рублей.
В сельском хозяйстве особое внимание уделено винодельческой отрасли, прогнозируется, что объем выпуска продукции составит в 2024 году до 40 млн бутылок, в 2030 году до 60 млн бутылок. Это позволит повысить к 2030 году долю производителей Севастополя на внутреннем российском рынке натуральных вин до 7–10 %. Власти декларируют создание условий для формирования и развития в городе до 10–15 новых производителей вина, оказываться содействие продвижению их продукции на внешние рынки. В соответствии с целевым сценарием площадь обрабатываемых виноградников и садов составит к 2030 году до 10 тыс. га.
Для развития в городе рыбохозяйственного комплекса необходимо обновление основных фондов 25 предприятий рыбоперерабатывающей отрасли, обновление и ремонт 20 рыбопромысловых судов, реализация проектов по выращиванию мидий и устриц, производству консервов. В результате предусматривается удвоение объемов рыбоконсервного производства (до 60 тыс. условных банок), увеличение вылова рыбы, кратный рост объема товарной аквакультуры – до 700 тонн, что особенно важно для формирования привлекательного черноморского турпродукта гастрономической направленности
Городское хозяйство и социальная сфера
В части развития научно-инновационной сферы поставлена задача вхождения Севастопольского государственного университета в топ-100 лучших образовательных организаций высшего образования России к 2024 году. В общей сложности в период до 2030 года должно быть построено не менее 20 объектов дошкольного и 10 объектов общего образования. Ключевыми показателями выполнения стратегии в части развития сети образовательных учреждений будут являться: создание в новых или реконструированных детских садах к 2020 году 3 тысяч новых мест для воспитанников, к 2030 году – еще 3 тысячи мест, а также создание в новых школах к 2021 году учебных мест для 6,5 тысячи учащихся. Это позволит полностью решить проблему с очередью в дошкольные учреждениях и обучением во вторую смену в общеобразовательных учреждениях. На благоустройство мест отдыха, парков, дворов, фасадов домов, уличного освещения, лестниц и подпорных стен до 2030 года планируется выделить почти 10 млрд рублей. Ремонт и благоустройство в течение последующих лет затронут все без исключения дворы Севастополя.
Основные задачи города в сфере создания условий для реализации крупных проектов развития городского хозяйства сконцентрированы в снятии инфраструктурных ограничений. Ключевыми инфраструктурными проектами города названы реализация проекта строительства Севастопольской ТЭС, реализация проекта Energynet, решение проблемы обеспечения города водой, решение проблемы очистки сточных вод (строительство очистных сооружений КОС «Южные»), развитие инфраструктуры сотовой связи, кабельного телевидения.
Строительство очистных сооружений «Южные» начнется в этом году. Основной объем работ должен быть завершен уже через 3 года. К 2024 году практически 100 % сточных вод Севастополя будут проходить биологическую очистку. Также будут полностью обеспечены потребности города в чистой воде и электроэнергии.
В сфере жилищной политики перед городом стоит серьезная задача по повышению доступности жилья как для проживающих в городе, так и, особенно, для вновь прибывающих. Проблема доступности жилья присутствует как на первичном, так и на вторичном рынке. Поэтому власти стратегическим направлением обозначили строительство социальной инфраструктуры.
Одним из основных документов градостроительной политики в городе станет генеральный план города Севастополя, в рамках которого будут развернуты и конкретизированы основные положения градостроительной политики Севастополя. Точечная застройка привела к нарушению «красных линий» и уничтожению части «зеленых» территорий города. В настоящее время принятие документа «заморожено» после общественного резонанса. До 2020 года в дороги инвестируют более 20 миллиардов рублей. Благодаря строительству 7-го и 8-го участков федеральной трассы «Таврида», которая соединит Севастополь, Симферополь и Керчь существенно повысится транспортная доступность города. Кроме того предстоит реконструировать 12 морских причалов, а также железнодорожные подъездные пути к объектам порта.
Развитие туристической отрасли в Севастополе связано с развитием туризма на Крымском полуострове в целом. Поэтому улучшение транспортной доступности регионов должно оказать положительное влияние на темпы роста туристического потока в Севастополе. У региона цель – стать центром военно- патриотического туризма. Большое значение будет иметь проект «Большая севастопольская тропа», цель которого объединение в единый туристический комплекс туристических троп, маршрутов, трасс, дорог с местами отдыха, объектами торговли. Кроме того, в городе реконструируют парк Победы, парк имени Ахматовой. На Федюхиных высотах будет создан военно-исторический парк, и построят филиал парка «Патриот».
В целом предусматривается создание до 5000 мест в коллективных средствах размещения различного профиля и уровня обслуживания, прежде всего через разработку и реализацию проектов комплексного развития территории соответствующей направленности.
Целевыми показателями будет увеличение туристического потока (к 2024 году до 1,5 млн туристов в год), ожидается, что к этому же времени Севастополь войдет в топ-10 наиболее посещаемых иностранными туристами мест в Российской Федерации.
Депутат Госдумы от Севастополя Дмитрий Белик в беседе с «ФедералПресс», акцентировал внимание, что Стратегия социально-экономического развития Севастополя является знаковым документом и важнейшей основой для будущего города.
«Важно, что это документ, рожден не в кабинетах, а в обсуждениях и в диалоге с экспертами и общественностью, с депутатами всех уровней. Значит – это правильный и нужный городу проект. Для меня принципиально, что стратегия получила одобрение в правительстве РФ, со стороны руководства администрации президента», – отметил депутат.
Белик заявил, что реализация замыслов «Стратегии-2030» невозможна без поддержки федерального центра. «Она у нас есть, мы понимаем, что наша стратегия основывается на нужных городу решениях и что они поддержаны руководством страны».
По мнению депутата цели и задачи поставлены, а «дальше предстоит большая работа над будущим города и в интересах севастопольцев. Будем работать единой командой и одним фронтом. Стратегия развития объединяет наши усилия и направляет в правильном русле. Эта наша общая программа действий», – подытожил он.
После принятия законопроекта правительству Севастополя предстоит привести около 20 федеральных программ в соответствие с целями и задачами Стратегии и специальными поручениями президента. Врио губернатора Дмитрия Овсянников, напомнил депутатам, что по распоряжению Владимира Путина на три следующих года Севастополю уже выделено дополнительно 7 миллиардов рублей. Эти средства будут направлены, в том числе, на строительство 70 социальных объектов, которые включены в Стратегию развития.
Фото: Wikimedia Commons, Podaneva O.E.
Споры о генплане Севастополя