Власти наращивают финансирование лояльных СМИ. Эксперты предполагают, что это делается с прицелом на сентябрьские выборы. Губернатор и его окружение совсем перестали скрывать установку на полное искоренение публичного инакомыслия. Как и куда уходят бюджетные деньги, почему эти траты неэффективны, чем сложившаяся ситуация в волгоградской медиа-сфере опасна для власти и общества, разбирался «ФедералПресс».
Подводя итоги 2018 года, ряд рейтинговых агентств поставил волгоградский губернатор Андрей Бочаров получил место в первой половине списка глав регионов страны по упоминаниям в СМИ. Это намного выше позиций во всех политических и экономических рейтингах как самого губернатора, а также больше, чем о нем писалигодом ранее. В рамках ЮФО это позволило Бочарову приблизиться к показателям упоминаемости Сергея Аксенова и Вениамина Кондратьева (Крым и Краснодарский край).
Деньги есть, но хотелось бы побольше
После окончания каникул объявлены два конкурса на «оказание услуг по информированию населения о реализации приоритетных направлений социально-экономического развития Волгоградской области». Общая стоимость лотов 50 млн рублей. Основное направление – телеэфир. Комитет по делам терробразований, внутренней и информационной политики обладминистрации покупает 93,5 часа телеэфира. Помимо этого, властям нужны еще 764 новости, репортажи и фоторепортажи на новостных сайтах, а также значительный объем площадей в газетах. Формирование задания не оставляет вопросов по поводу победителя закупки – им с крайне высокой долей вероятности будет ВГТРК в лице регионального филиала «Волгоград-ТРВ». Размещение в интернет-лентах и газетах скорее всего будет закуплено в агентском порядке – такое делалось и прежде.
В прошлом году, например, в аналогичном формате было проведено пять тендеров на общую сумму 90 млн рублей. Во всех был только один участник, стоимость покупки услуги осталась максимальной. Трижды единственную заявку подал «Волгоград-ТРВ», заработавший таким образом 44,8 млн рублей, а два раза не оказалось конкурентов у МАУ «Информационное агентство Волгограда» (экс-муниципальное телевидение). Именно руководитель этого предприятия Евгений Князев на декабрьской пресс-конференции Владимира Путина удивил многих тем, что задал главе государства явно не самый актуальный вопрос из Волгограда о Качинском училище.
Информированный собеседник в профильном комитете региональной администрации уверен, что в течение года расходы на PR «будут еще увеличиваться». Это можно объяснить не только выборами губернатора и областной думы, но и «такой непростой ситуацией вообще, что нас ждет сейчас».
По мнению журналиста и политолога, руководителя проекта Politrus.com Виталия Арькова большинство СМИ сами «предпочитают работать с властью только за деньги почти по всем темам». В большинстве случаев и областная власть, и тем более мэрия, по мнению Арькова, «тушат ситуацию бензином». «Когда очевидно, что по какому-то проекту может возникнуть общественный резонанс, люди, которые за это отвечают, не «стелят соломку», как должны были, не объясняют преимущества, а гасят скандалы, когда они уже возникли», – пояснил Арьков. – Только после того, как их кое в чем уже вывозили лицом, то они начинают очень неумело, извините, отбрехиваться. А на самом деле проблемы на поверхности, нужно работать на упреждение, не бояться коммуникации с общественностью и медиа».
По его мнению, виновата излишняя централизации принятия решений, которая «замкнута на один кабинет и одного человека». Его фамилию эксперт не назвал, но можно предположить, что речь идет о вице-губернаторе по внутренней политике Александре Блошкине.
При этом региональным властям, уверен Арьков, дополнительно к собственным проблемам в медиа-сфере добавлена еще и обязанность отстаивать информационные интересы всей вертикали власти. «Они кидаются грудью на амбразуру, потому что на федеральном уровне принимаются такие решения, что за них отдуваются все – еще и получают по шапке. Приходится имитировать что-то, чтобы как-то прибивать негативную информацию сверху позитивом снизу. Но как губернатор или мэр могут это сделать я, честно говоря, не знаю», – добавил Арьков.
Первоначально тем было всего восемь, среди которых – «Человек и его выбор», «Живем и работаем на селе», «Наша новая школа», «Человек и закон». В 2015 году региональный закон о грантах для СМИ существенно скорректировали. Объемы финансирования резко увеличили, а список тем не только расширили до 22, но и прописали их с вполне определенным настроением. Они стали называться: «Реализация эффективной социальной политики в Волгоградской области», «Развитие промышленного комплекса Волгоградской области, поддержка местных производств», «Развитие жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и реализация жилищной политики в Волгоградской области, создание комфортной среды» и тому подобное.
В качестве критериев оценки работ по этим оптимистичным проектам прописаны не только творческие характеристики и актуальность, но и объем сообщений, которые готовы сделать исполнители грантов, охват аудитории, «ожидаемая эффективность» и даже продолжительность выхода СМИ, начиная с его первого выпуска. Последний критерий, по наблюдениям участников отрасли, введен для поддержки ООО «Издательский дом «Волгоградская правда» (бывший «Волга-медиа»). В 2018 году гранты были распределены на сумму 64 млн рублей, почти половину получил именно холдинг.
Председатель комитета по культуре, делам национальностей и казачества, вопросам общественных объединений, религиозных организаций и информационной политики областной думы, бывший главред информационного агентства «Высота 102» Александр Осипов дает негативную оценку качеству работы холдинга, поясняя, что «всегда ставит им минимальную оценку на грантовой комиссии». «На мой взгляд, они получают совершенно необоснованно большинство грантов, а они должны идти районным газетам в сельской местности. Холдингу я бы посоветовал заниматься повышением привлекательности и поиском своего читателя, – отмечает Осипов. – Такая модель выкристаллизовалась на федеральном уровне, и регионы только берут ее как кальку. Аналитики остался минимум, общественного контроля тоже. В этом смысле гораздо интереснее, для меня, по крайней мере, в Facebook».
Губернатор, который не работает от выборов до выборов
У целого ряда СМИ, как правило не имеющих официального финансирования от областной администрации, есть такая позиция – они ругают власти, причем практически по всем возможным темам, но вне критики остается лично губернатор. Руководящий сотрудник одного из таких медиа на условиях анонимности пояснил, что подобные условия поставил «один из крупных партнеров» этого СМИ, полностью частная и иногородняя структура.
Кроме того, те же ИД «Волгоградская правда» и МАУ «Информационное агентство Волгограда» периодически выпускают огромными тиражами спецвыпуски газет об успехах области в экономике и социальной сфере. Их распространяют бесплатно, но сами эти тиражи не проходят по государственным или муниципальным контрактам.
«Андрей Бочаров налегает на предвыборную агитацию», – заговорили политические наблюдатели сразу после очередного такого тиража и объявления упомянутых конкурсов. К тому же к ним прибавилась и закупка за два миллиона изготовления (заплатит фонд «Перспективное развитие Волгоградской области») «информационно-просветительских материалов, посвященных основным итогам, задачам и приоритетам социально-экономического развития Волгоградской области». Их должны выпустить в виде брошюры и на флэшках, вполне вероятно, будут раздавать агитаторам.
А вот СМИ вряд ли удивят, потому что их стиль последних лет неизменен. Так«Медиалогия» среди важных событий с участием Андрея Бочарова за весь 2018 год отметила только 75-летие Сталинградской битвы с визитом Владимира Путина в Волгоград, оперативный штаб после трагедии с катамараном на Волге, а также заявления губернатора по поводу комбината «Красный Октябрь».
При этом провластные СМИ старательно отрабатывают другую повестку, пытаясь связать имя Бочарова с любыми позитивными поводами. Например, в публикациях о том, что какой-то небольшой завод открывает линию по выпуску новой продукции, обязательно упоминается, что «поддержка промышленности является одним из приоритетов долгосрочной стратегии Волгоградской области, обозначенной Андреем Бочаровым еще в 2014 году». Стратегию на самом деле только готовят, но публикации, утверждающие, что она существует и действует, выходят ежедневно. При этом с завидной регулярностью выходят досадные ляпы. В свое время прогремела публикация с заголовком «Андрей Бочаров: я не работаю от выборов до выборов». А совсем недавно почти десяток ресурсов выдали ошибочные данные мэрии Волгограда, увеличивших объем реагентов, которые за сутки высыпали на улицы города, в тысячу раз.
«Есть такая поговорка – заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет. Мантра, если постоянно повторяешь, на самом деле работает, если не доводить все до степени идиотизма, – говорит Александр Крылов, владелец нескольких региональных СМИ. – Вообще государство работает по статистическим принципам, поэтому им так проще. Они отчитываются – вот 10 позитивных публикаций, которые перекрыли одну-две негативные. При этом оценивать ситуацию, вникать в контент ни один руководитель не станет».
Крылов отмечает, что на федеральном уровне и во многих регионах «есть прекрасные государственные или полугосударственные СМИ». «Чтобы эта пропаганда звучала нормально, должны быть качественные руководители и корреспонденты. У них должен быть достойный уровень жизни, чтобы их не перекупали и они не уезжали, как это происходит в Волгограде», – констатирует медиа-менеджер.
Александр Крылов при этом уверен, что в провластном пуле в Волгоградской области есть сильные журналисты и редакторы, но и они не способны изменить ситуацию по системным причинам. «Такая работа должна нести не только материальное вознаграждение, но должно быть интересно, нужно работать в компании единомышленников. Тогда можно перелопачивать интересные темы, создавать инфоповоды. Но тут, похоже, все понимают, что любая инициатива наказуема. Спасибо никто не скажет, поэтому создается просто масса контента и как-то отбивается негатив», – подытожил Крылов.
Заместитель директора Института региональных исследованию ЮФО Александр Сайгин также уверен, что многократное повторение одних и тех же тезисов некоторые результаты приносит. «Вопрос эффективности дискуссионный, замеров никто не проводил. Но что-то в мозгах откладывается, безусловно. Люди, социальное пространство которых ограничивается радиусом 300 метров между телевизором, собесом и недорогим сетевым магазином, в той или иной степени верят, что брюква, как говорится, колосится благодаря волевому решению губернатора, – рассуждает Сайгин. – Уволенный после закрытия маршруток житель видит, что для него Бочаров строит набережную, а обманутый дольщик радуется ремонту в больнице».
Андрей Бочаров и лично любит похвастаться успехами, напрочь игнорируя не только проблемные, но и просто интересные для широкого круга жителей тенденции. В свежем рейтинге управления в субъектах РФ, который на днях выпустил АПЭК, у Волгоградской области только 79 место. Экономика региона продолжает стагнировать, что очевидно не только экспертам, но и большинству граждан. В будущем диссонанс между телевизионной картинкой и реальностью, по мнению экспертов, способен спровоцировать острые социальные конфликты, которые до последнего времени в регионе были подавлены.
Фото: ФедералПресс/Ярослав Малых