«Газпромбанк» может продать 49 % проекта по разработке Эльгинского месторождения коксующегося угля в Якутии компании «А-Проперти», аффилированной с акционером сотового оператора Yota Альбертом Авдоляном. Остальные 51 % принадлежат «Мечелу». Но у «А-Проперти» нет средств для освоения месторождения, к тому же цены на коксующийся уголь идут вниз. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Огромные запасы, но очень далеко
Федеральная антимонопольная служба (далее – ФАС) получила ходатайство компании «А-Проперти» о приобретении у «Газпромбанка» 49-процентной доли участия в проекте разработки Эльгинского угольного месторождения в Якутии.
«Антимонопольное ведомство подтверждает получение ходатайства. Все ходатайства антимонопольный орган рассматривает в установленный законом срок. Сроки регламентируются статьей 33 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и составляют 1 месяц с правом продления на 2 месяца», – прокомментировали в пресс-службе ФАС.
Эльгинское месторождение – одно из крупнейших в мире по запасам коксующихся углей: они достигают 2,2 млрд тонн. Оно находится на юго-востоке Якутии, в 415 км от города Нерюнгри. Качество его углей очень высокое (в них мало фосфора, серы и азота, у них большая теплотворная способность), и потому они очень востребованы в черной металлургии.
Добыча на Эльгинском месторождении ведется группой «Мечел» с 2011 года, тогда же начались перевозки угля по 321-километровой ветке, проложенной к Байкало-Амурской магистрали. В июне 2016 года «Мечел» в рамках реструктуризации долгов перед «Газпромбанком» продал ему за 34,3 млрд рублей 49 % в уставных капиталах трех компаний – «Эльгауголь», «Эльга Дорога» и «Мечел-Транс Восток». «Эльгауголь» разрабатывает месторождение, «Эльга Дорога» владеет железнодорожной веткой, «Мечел-Транс Восток» управляет ее работой.
«Из-за дорожания валютных кредитов для «Мечела» компания в 2015 году чуть не оказалась банкротом. Спасла ее реструктуризация долга перед государственными банками, а также продажа «Газпромбанку» 49 % пакета в «Эльге». Сейчас добывается 4,9 млн тонн, а реализация – 3,4 млн тонн, что гораздо меньше плановых показателей», – отметил Максим Худалов, директор группы корпоративных рейтингов АКРА.
Инвестор с маленьким штатом
Однако возникают вопросы к деятельности самой «А-Проперти». Например, согласно данным портала Rusprofile, ее уставной капитал составляет всего лишь 10 тысяч рублей, численность трудового коллектива – один человек в лице генерального директора Ирины Беляновой.
В 2017 году (более поздних данных нет) «А-Проперти» не получила никакой выручки, лишь так называемые прочие доходы (к ним относятся положительные курсовые разницы, штрафы, пени, неустойки, связанные с нарушением условий договоров и др.) в размере 12 тысяч рублей. Зато убыток составил 309 тысяч рублей, тогда как в 2016 году не было ни его, ни чистой прибыли.
Учредителем «А-Проперти» выступает кипрская фирма Sunomil. На ее сайте сообщается, что она была зарегистрирована в марте 2009 года и сперва занималась денежным посредничеством, а в 2017 году ее руководство решило предлагать клиентам финансовые решения. К их числу Sunomil относит приобретение деловой недвижимости, покупку активов, рефинансирование.
То, что «А-Проперти» владеет офшорная компания, нет ничего особенного. Интересно, как «А-Проперти» найдет средства на приобретение части Эльгинского месторождения, которое явно стоит не столько, сколько батон хлеба в магазине, а также как быстро окупятся вложенные средства.
«Стоимость доли может составлять 40–50 млрд рублей», – указывает Алексей Калачев, аналитик «Финама».
Сходного взгляда придерживается Сергей Дейнека, финансовый аналитик компании «БКС Премьер»: «Сумма сделки может составить 50–60 млрд рублей. Сроки окупаемости проекта зависят от динамики его реализации, а на данный момент она идет с серьезным отставанием от заявленных сроков».
«Сумма может достигать 50 млрд рублей», – солидарен с ними Максим Худалов.
Такие средства может предоставить далеко не всякий государственный банк или консорциум банков. Рассмотрение заявки на кредит может длиться месяцами, и непонятно, что «А-Проперти» предоставит в залог. Какое ее имущество может заинтересовать банк?
Вместе сложно, поодиночке тоже
Вызывают удивление и планы владельца «А-Проперти» Альберта Авдоляна по созданию кластера, состоящего из Якутской топливно-энергетической компании (ЯТЭК), Огоджинского угольного месторождения, порта «Вера» и в придачу к ним Эльгинского месторождения.
ЯТЭК, занимающяяся добычей газа в Якутии, принадлежит группе «Сумма» Зиявудина Магомедова (арестованного в 2018 году по подозрению в хищении 2,5 млрд рублей и организации преступного сообщества). Проектом разработки Огоджинского, точнее Сугодинско-Огоджинского, месторождения в Амурской области и строительством порта Вера в Приморском крае занимается «ВостокУголь» Дмитрия Босова и Александра Исаева. Далеко не факт, что их владельцы согласятся на идею Альберта Авдоляна.
«Несмотря на утверждения «А-Проперти» о формировании промышленного кластера в Якутии, эта заявка вызывает определенные сомнения. Активы, которые «А-Проперти» включает в состав этого кластера – ЯТЭК, угольный проект «Огоджа», порт Вера и «Эльга», – не контролируются этой структурой, в лучшем случае ей будет принадлежать доля чуть менее контрольной. И это создает большие риски для промышленной эксплуатации активов, если не удастся найти общий язык с остальными собственниками. А это будет непросто, поскольку «Эльга» для «Мечела» – важнейший актив и главный стратегический проект», – указывает Алексей Калачев.
Впрочем, сам «Мечел» в одиночку не сможет разрабатывать месторождение. «Развитие Эльгинского проекта при существующей долговой нагрузке и текущей конъюнктуре рынка довольно трудное занятие, а проценты на долг будут съедать существенную часть денежного потока. Кроме того, неизвестно, удалось ли «Мечелу» и «Газпромбанку» снять слой окисленных углей, которые мешали добыче качественного угля. Есть сложности с пропускной способностью железной дороги», – констатировал Максим Худалов.
Кстати, «Газпромбанк» направил «Мечелу» предложение выкупить у него 49 % «Эльги». Дело в том, что когда «Мечел» продавал их «Газпромбанку» в 2016 году, то в контракте было зафиксировано обязательство «Газпромбанка» предложить их «Мечелу» или иному покупателю, если «Мечел» откажется (цитируются «Ведомости»).
Конъюнктура не радует
Но даже если у «А-Проперти» все пройдет удачно, она может столкнуться с большой проблемой, на которую повлиять не в силах, – с конъюнктурой рынка коксующегося угля: за последние годы цены на него сильно снизились.
«В августе текущего года они упали до 150 долларов за тонну, тогда как в конце 2016 года стоимость одной тонны составляла 300 долларов на фоне перебоев с поставками угля из Австралии», – говорит портфельный управляющий компании QBF Денис Иконников.
«В отличие от энергетических углей, потерявших весь прошлогодний рост цен, мировой рынок коксующихся углей держит высокие цены. Вместе с отказывающейся дешеветь железной рудой это создает проблемы для черной металлургии, продукция которой постепенно теряет цены на фоне замедления темпов мировой экономики. Эта нестандартная ситуация не может продолжаться долго и в обозримой перспективе должна будет разрешиться в ту или иную сторону. Я бы поставил скорее на снижение цен», – отмечает Алексей Калачев.
Если цены будут и дальше снижаться, то 49 % проекта разработки Эльгинского месторождения станут гирей на шее «А-Проперти». Догадаться, какие могут быть последствия, нетрудно.
Фото: pxhere.com