Top.Mail.Ru
Общество
Республика Башкортостан
0

Полусухой закон: запрет на продажу алкоголя в Башкирии оказался неэффективным?

Обещанный Хабировым разрыв в употреблении алкоголя, по мнению экспертов, не принес результатов
Обещанный Хабировым разрыв в употреблении алкоголя, по мнению экспертов, не принес результатов

В Башкирии в новогодние праздники ограничили торговлю алкоголем. Так, 3 января магазинам полностью запретили продавать спиртное и пиво. В последующие три дня алкоголь можно было продавать только с 10:00 до 14:00. Инициативу объяснили заботой о здоровье населения. Однако большинство опрошенных «ФедералПресс» экспертов сошлись во мнении, что положительного эффекта эти запреты не принесли.

Как запретить пить

Инициатива ограничить торговлю спиртным в новогодние праздники исходила лично от главы Башкирии Радия Хабирова. По его словам, решение запретить продажу алкоголя именно 3 января обусловлено тем, что людям необходимо сделать перерыв в продолжительных новогодних застольях.

«Таким образом мы «разрываем» продажу алкоголя. Это продуманное решение. Но оно должно сопрягаться с двумя вещами. Первое – нужно насытить новогодние праздники событиями – культурными, спортивными, общественными. И второе – усилить контроль за нелегальной продажей алкоголя», – говорил Хабиров еще в конце ноября на совещании в правительстве.

Но уже во время действия ограничений, с 3 по 6 января, стало ясно, что «разрыв» не сработал. Даже представители «Единой России», которые в эти дни старательно проводили рейды по магазинам, были вынуждены признать: запрет можно легко обойти.

«Молодогвардейцы в рамках реализации проекта «Контроль» проверили более 20 точек продаж в столице республики. Продажу алкоголя осуществляли магазины, у которых имелась лицензия заведения общественного питания. Формально законодательство нарушено не было – условия, необходимые для того, чтобы иметь статус общепита, в магазинах соблюдены, открывание бутылок производилось. Несмотря на то, что покупатели не распивают алкоголь в таком кафе, а берут спиртное навынос, уличить предпринимателей и продавцов в нарушении законодательства нельзя», – сообщили в пресс-службе регионального отделения «партии власти».

Некоторое недоумение у общественности вызвал и выбор дат: почему продавать водку и пиво запретили именно 3 января? И почему в следующе три дня все это можно было купить только в течение четырех дневных часов? Авторы законопроекта ссылались на некие исследования, согласно которым в России наибольшее количество алкогольных интоксикаций регистрируется якобы именно в третий день нового года. Подтвердить или опровергнуть эти аргументы не удалось, и странный во всех отношениях запрет в республике благополучно пережили.

А был ли эффект?

В министерстве здравоохранения Башкортостана корреспонденту «Федерал Пресс» пояснили, что каких-либо статистических и тем более аналитических данных по итогам однодневного «сухого закона» сейчас нет. Скорее всего, не будет их и по истечении полугодия, когда публикуются сводные данные с начала года. Возможно, удастся получить некий срез отравлений за новогодние праздники, но вычленить из них исключительно случаи алкогольной интоксикации вряд ли удастся. Поэтому говорить о каком-либо медицинском эффекте запрета на продажу алкоголя можно лишь весьма и весьма приблизительно.

Общественный деятель Андрей Потылицын считает, что никакой практической пользы данная инициатива властей не принесла. Наоборот, подобные меры резко отрицательно сказываются на экономике.

«Это само по себе смешно – с такой помпой преподносить ограничение продажи алкоголя на несколько часов и потом из этого сделать глобальный вывод, что он [Радий Хабиров] спас тысячу человек. Конечно, это все чушь. Это чистый воды популизм: вот, у нас много пьют, а я с этим борюсь. Во-вторых, нужно понимать, сколько убытков мы получили от одного дня сухого закона и трех дней ограничений. По моим подсчетам, это примерно 120 миллионов рублей недополученных поступлений в бюджет», – говорит Потылицын.

Политолог Дмитрий Михайличенко тоже уверен, что эффекта, на который рассчитывали власти, в итоге добиться не удалось.

«С точки зрения практического и краткосрочного эффекта на тот хронологический период, который был обозначен, эта мера никакого значения не имела. Когда я проживал в Уфе (я три года как уехал), все всегда знали, какие магазины в ночное время продавали алкоголь. И многие даже говорили, что это магазины, которые курируют депутаты Горсовета или Курултая. То есть уже тогда было такое восприятие: для всех – закон, а некоторым можно. Я думаю, что сейчас ситуация вряд ли поменялась», – рассуждает Михайличенко.

Действительно, в Уфе есть множество общеизвестных мест круглосуточной продажи алкоголя, которые работают как заведения общепита, по сути ими не являясь. Информацию о менее известных точках всегда можно найти в соцсетях.

В сельской местности запрет на продажу алкоголя тоже практически не действовал. Небольшие частные магазинчики продолжали торговать спиртным и пивом «по-соседски». Участковые либо не знали об этом, либо закрывали глаза.

Но есть ли тогда хоть какой-то смысл в «полусухом законе»? Опрошенные «ФедералПресс» эксперты считают, что есть. Но чисто политический.

«Безусловно, с пьянством нужно бороться. Но у нас это делается только для самопиара и для совершенно недоказуемых результатов. Если он [Радий Хабиров] завтра нам скажет: «Я спас тысячу человек», то как это проверить? Минздрав уже нарисовал нужные цифры. Уже сообщили о неимоверной победе жизни над смертью… Это слабый пиар, но, как говорится, другого у нас для вас нет», – говорит Андрей Потылицын.

Дмитрий Михайличенко тоже полагает, что при отсутствии реального практического значения данной меры для власти гораздо важнее была идеологическая составляющая.

«С точки зрения позиционирования себя во власти в регионе Хабирову крайне важно сохранять некую идентичность. Она может основываться на традициях, в том числе религиозных. В данном случае – ислама, который нетерпимо относится к алкоголю как таковому. Я думаю, что с этой точки зрения это был достаточно удачный шаг, способ напомнить всем, что Башкортостан имеет свою религиозную и этническую идентичность. В общем-то, с точки зрения федерального центра вопросов возникнуть не должно. А что? Все делается нормально, в рамках традиций, курс государства на оздоровление нации соблюдается. Поэтому я считаю, что здесь основной посыл был идеологический», – говорит политолог.

«Мы не пьяное быдло»

Хотя есть и те, кто активно поддерживал решения руководства республики. Предприниматель и блогер Артур Идельбаев на своей странице в фейсбуке начал дискуссию с противниками «сухого закона». По его мнению, Радий Хабиров был абсолютно прав, ограничивая продажу алкоголя на один день. Якобы таким образом удалось снизить процент смертности населения.

«Распространено возражение, что, мол, кто хочет, тот всегда найдет, как и где выпить. Запасется заранее, займет у соседа, купит бодягу у барыг. Это так, но есть понятие больших чисел и взаимосвязь между этими числами. Как угодно можно изгаляться, но если спиртного на определенной территории в определенное время было на определенный процент меньше, то и смертей на этот процент будет меньше. Такая вот корреляция. Конечно же, кто очень захочет – найдет, выпьет и умрет. Но сотни жизней именно благодаря этим мерам руководства республики будут спасены или они уже спасены», – пишет Идельбаев.

Блогер не уточняет, какие именно исследования легли в основу подобных выводов. Пользователи соцсетей же напоминают печальный опыт сухого закона времен Горбачева – самый очевидный аргумент, который можно было привести против инициативы башкирского руководства.

Другие комментаторы, относящие себя к активной части общества, и вовсе были возмущены возможной подоплекой хабировской инициативы: мол, глава считает всех жителей республики пьяным быдлом и без запретов от пучины алкоголизма нас не оградить. Такую коннотацию в восприятии антиалкогольных мер правительства Башкирии допускает и Дмитрий Михайличенко.

«Люди, которые с этим не согласны и протестуют, – их не так много. При этом мы видим некий процесс «быдлоизации», когда власть все больше решает за население, лишает его возможности выбирать, принимать решения. И пассивная масса воспринимает это как должное, инертно. Возможно, они внутренне не согласны, но протестовать по этому поводу никто не будет… Это фирменный стиль Хабирова – считать, что его мнение разделяется обществом, и даже где-то навязывать свое мнение», – говорит политолог.

«Что касается конкретных вещей, то в обществе, где существуют коррупция, кумовство, блат и так далее, четкое исполнение законов вообще невозможно. И пусть даже инициатива будет здоровая, но она смягчается необязательностью ее исполнения. Все понимают, что алкоголь можно найти где и когда угодно», – заключает эксперт.

Напомним, что ранее Радий Хабиров уже неоднократно инициировал однодневные «сухие законы». Кроме традиционных дней начала и окончания учебного года, запрет на торговлю алкоголем в Башкирии распространяли на дни проведения Сабантуя и День молодежи. Эффект был примерно такой же, как и в новогодние праздники.

«Абсолютно точно можно утверждать, что люди, которые зависимы от алкоголя, его все равно купили. А где они его купили? Абсолютно очевидно, что либо в подпольных точках торговли, либо у самогонщиков. Ну или они запаслись заранее. А в таком случае какой смысл вообще говорить об этом? В сухом остатке – абсолютная неэффективность мер в таком виде», – говорит Андрей Потылицын.

Фото: пресс-служба главы Республики Башкортостан

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.