Top.Mail.Ru
Нацпроекты
Москва
0

Лишние деньги. Почему в России буксует реализация нацпроектов

свалка
Хуже всего дела обстоят с нацпроектами по экологии и цифровой экономике

Счетная палата России опубликовала очередные итоги исполнения национальных проектов в области экологии, дорожного и инфраструктурного строительства, культуры, науки, образования, производительности труда и развития малого бизнеса. Результаты, как и в прошлые разы, оказались противоречивые. Так, на реализацию ряда проектов использовали немногим более половины выделенных средств, кроме того, показатели почти всех из них в той или иной степени не позволяют добиться поставленных целей. Подробнее об этом – в материале «ФедералПресс».

Счетная палата РФ опубликовала промежуточные результаты анализа реализации национальных проектов (по состоянию на ноябрь 2019 года). В поле зрения контролеров попали восемь проектов. Исполнение проектов, как и в прошлый раз, вызвало множество вопросов и нареканий. Так, на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным председатель Счетной палаты Алексей Кудрин заявил, что более 100 млрд рублей из запланированной на реализацию национальных проектов суммы не будут пущены в дело по итогам года.

«Большинство национальных проектов были запущены с 1 января. И некоторые мероприятия в планах реализации формулировали и уточняли до середины года. Поэтому задержалось и финансирование национальных проектов, и исполнение», – пояснил он.

По словам Кудрина, задержки в реализации проектов были связаны с необходимостью разработки дополнительной документации, долгими процедурами, связанными с тендерами и торгами. Однако это не единственные недочеты. Так, некоторые показатели, сформулированные в указе № 204 (майский указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»), не полностью отражены в нацпроектах. Например, в проекте «Экология» говорится о необходимости повышения качества питьевой воды, но в сам проект не попали регионы или города, где нет централизованного обеспечения водой. Почти по всем проектам есть ситуации, когда показатели не позволяют добиться цели.

Отчет палаты приводит и примеры несовершенства управления нацпроектами. Например, позднее получение статистических данных не позволяет своевременно принимать необходимые управленческие решения. Не существует и методики отраслевой оценки влияния реализации мероприятий федеральных проектов на численность занятых в малом и среднем предпринимательстве и вклад сектора МСП в ВВП.

При этом глава Счетной палаты уточнил, что к концу года исполнение бюджета нацпроектов повысилось: «Некоторые проекты идут достаточно хорошо, по ряду проектов на 1 ноября 89 % запланированных расходов исполнено. Но мы надеемся, что в следующем году будет более ритмичное исполнение».

Деньги в дело

Общее исполнение расходов на реализацию национальных проектов по состоянию на 28 декабря 2019 года составило 88,1 %. При этом определились лидеры и аутсайдеры. Среди национальных проектов, освоивших бюджеты более чем на 80 %, оказались: «Наука» – 98,3 %, «Культура» – 98,1 %, «Здравоохранение» – 96,3 %, «Демография» – 94,5 %, «Безопасные и качественные автомобильные дороги» – 93,8 %, «Жилье и городская среда» – 92,1 %, «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» – 92,0 %.

Среди тех проектов, на которые не успели потратить все выделенные средства, оказались: «Образование» – 88,7 %, «Производительность труда и поддержка занятости» – 85,9 %, Международная кооперация и экспорт» – 85,8 %, Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры – 83,6 %. Хуже всего дела обстоят с освоением средств по нацпроектам «Экология» и «Цифровая экономика». По состоянию на конец 2019 года на цели, определенные этими проектами, потратили всего 61,7 и 53,6 % денег соответственно.

Специалисты из Счетной палаты указали на существенные провалы финансирования отдельных направлений реализации нацпроектов, что может угрожать в будущем торможением уже опирающихся на их результаты инициатив. Так, отчет об исполнении нацпроекта по развитию малого и среднего предпринимательства констатирует, что, например, программа субсидирования банкам части ставки по кредитам малому бизнесу исполнена лишь на 5,8 % от плана. Аналогичная картина наблюдается и в нацпроекте «Образование», где вообще не исполнялись бюджетные расходы по федеральному проекту «Новые возможности для каждого».

Главное – ответственность

Как бы то ни было, реализация нацпроектов не вызывает беспокойства у правительства и главы государства. Как заявил в рамках ежегодной пресс-конференции Владимир Путин, реализация национальных проектов в РФ проходит в рамках ожиданий и находится под контролем. Поэтому он не видит необходимости их пересматривать. Впрочем, сообщил глава государства, в отдельных случаях есть необходимость усилить персональную ответственность исполнителей этих нацпроектов.

«Персональная ответственность введена, но ее, безусловно, можно еще и усилить, детализировать, – отметил президент. – Мы раньше не работали с помощью таких инструментов. Были госпрограммы, но это нечто другое. Сегодня нацпроекты как раз связаны с [национальными] целями. Под достижение этих целей выделены конкретные ресурсы и введена персональная ответственность, она уже используется».

Он привел статистику, согласно которой из 38 целей по нацпроектам, запланированных на 2019 год, реализованы 26, не реализованы 12.

До 2018 года срывы реализации национальных проектов грозили только лишением части финансирования для региона. С 2019 года дисциплинарную ответственность на федеральном уровне несут вице-премьеры и министры, на региональном – губернаторы. Последние, в частности, могут получить предупреждение от президента РФ и даже лишиться должности. В отношении должностных лиц, допускающих срыв нацпроектов, планируют ввести и уголовную ответственность, но пока конкретных проектов поправок в УК РФ нет. При этом прокуратура уже выявила более 2,5 тысячи различных нарушений в этой сфере.

Проблемы в управлении

При этом в Счетной палате РФ считают, что основной проблемой нацпроектов является неэффективная система управления. По мнению зампредседателя Счетной палаты РФ Галины Изотовой, тормозят достижение поставленных целей также громоздкая система управления нацпроектамии слабое взаимодействие между федеральными и региональными органами исполнительной власти.

«Цели нацпроектов часто устанавливались без отсылки к регионам. В итоге получилось, что многие субъекты Федерации просто не в состоянии достичь их. Кроме того, никто не продумал и не прописал в паспортах проектов возможные риски», – отмечает старший аналитик консалтинговой компании «Консул» Валерий Перехватчиков.

экспертное мнение
Антон Покатович
06.01.2020, 17:30

«Национальные проекты будут основой роста экономики»

«Мотивации и лоббистские интересы различных ведомств играют не последнюю роль в создании ощущения хаоса в процессе, ведь каждое ведомство пытается не только реализовать проект, но еще и забрать себе кусок полномочий, желательно как можно более крупный. Тот факт, что средства осваиваются медленнее, чем заложено в плане, может потом сыграть решающую положительную роль: через несколько лет в бюджете все же останутся деньги, чтобы внести коррективы в нацпроекты на их финальной стадии», – считает генеральный директор компании «Вальтер Констракшн» Евгений Вальтер.

Фото: pixhere.com

Сюжет по этой теме
11 июня 2021, 10:35

Национальные проекты

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.