Совет директоров Уралвагонзавода получил нового председателя: им вместо ушедшего в отставку Игоря Холманских назначен Александр Потапов, проработавший в корпорации около двух лет. Ему предстоит решить кучу задач, самой болезненной из которых является сокращение огромной долговой нагрузки. И еще неизвестно, кто же будет его преемником на посту генерального директора. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Опыт уже есть
Председателем совета директоров НПК «Уралвагонзавод» (входит в государственную корпорацию «Ростех») стал Александр Потапов. Он работает на Уралвагонзаводе с марта 2017 года, когда его назначили генеральным директором корпорации.
До того Александр Потапов сделал неплохую карьеру в федеральных органах государственной власти: он был заместителем директора Российского агентства по обычным вооружениям, начальником управления в Федеральном агентстве по промышленности, возглавлял департамент в Министерстве промышленности и торговли России, затем стал заместителем министра.
На должности председателя совета директоров Уралвагонзавода Александр Потапов сменил Игоря Холманских, занимавшего ее с июля 2018 года и значительную часть жизни проработавшего на предприятии (с перерывом на полпредство).
Одновременно с назначением Александра Потапова появилось решение о создании АО «Концерн «Уралвагонзавод», которое будет головной структурой холдинга, включающего в себя НПК «Уралвагонзавод». Председателем совета директоров концерна стал первый заместитель директора «Ростеха» Владимир Артяков (бывший президент «Автоваза» и губернатор Самарской области), генеральным директором – Александр Потапов.
Долги снизились, но не исчезли
Пока неясно, кто будет новым генеральным директором НПК «Уралвагонзавод» вместо Александра Потапова. В качестве потенциального кандидата можно рассматривать нынешнего исполнительного директора Владимира Рощупкина, вся трудовая деятельность которого связана с Уралвагонзаводом и который сделал там карьеру, начав с самых низов.
Можно рассматривать в качестве кандидата на вакантный пост директора по производству Павла Слободяника или директора по экономике и финансам Алексея Бабакова – они не хуже Владимира Рощупкина должны знать реальную ситуацию на Уралвагонзаводе. Им, как и ему, будет проще быстро войти в курс дела.
Генеральным директором могут сделать выходца из «Ростеха» – для усиления контроля за Уралвагонзаводом. Им может быть назначен человек со стороны, призванный придать новый импульс предприятию.
Впрочем, кто бы ни стал генеральным директором Уралвагонзавода, стратегию его развития будет определять Александр Потапов. Отраслевые эксперты достаточно высоко оценивают результаты его деятельностив должности генерального директора УВЗ.
«Об эффективности его работы говорят прежде всего финансовые показатели за последние два года. Уралвагонзаводу, стоявшему на грани банкротства, после начала реструктуризации и оптимизации бизнеса удалось выйти на приемлемую рентабельность. Стал сокращаться его долг», – отметил ведущий аналитик QBF Олег Богданов.
Тем не менее финансовое состояние Уралвагонзавода явно остается непростым. Судя по его отчетности, по итогам девяти месяцев прошлого года (более поздних данных нет) выручка у него снизилась на 25,3 %, до 53,333 млрд рублей, чистая прибыль – более чем в три раза, до 3,013 млрд рублей.
В то же время на конец сентября 2019 года объем заемных средств Уралвагонзавода превышает 81 млрд рублей (данных об их величине за аналогичный период 2018 года найти не удалось), размер же кредиторской задолженности достиг почти 73,4 млрд рублей, в том числе 20,109 млрд рублей – долги УВЗ перед поставщиками и подрядчиками.
Главная проблема
Именно проблему скорого снижения долгов и предстоит дальше решать Александру Потапову на посту председателя совета директоров Уралвагонзавода.
«Уровень задолженности Уралвагонзавода остается очень высоким: по разным оценкам, от 75 до 85 млрд рублей. Причем операционный денежный поток после уплаты налогов не покрывает капитальных расходов, что в итоге усложняет решение проблемы высокой долговой нагрузки. Однако нужно учитывать, что у Уралвагонзавода есть большие резервы, которые он может использовать в случае необходимости для погашения наиболее срочных долгов», – указывает Олег Богданов.
В пресс-службеУВЗ сведений о долгах не предоставили. «Информация о взаимодействии Уралвагонзавода с банками и другими деловыми партнерами относится к коммерческой тайне и не подлежит разглашению», – прокомментировали в ней.
Тем не менее число исков к Уралвагонзаводу и его дочерним предприятиям хоть и сокращается, но полностью не исчезает. Как следует из картотеки арбитражных дел, в 2017 году к ним было подано 511 исков, в 2018-м – 367 исков, в 2019-м – 256. За январь же 2020 года в суд было направлено 17 исков.
Постоянный обман
Из этих 17 исков выделяются три, поданные инженерно-консалтинговой фирмой «Солвер» из Воронежа в арбитражный суд Свердловской области непосредственно к НПК «Уралвагонзавод». По одному из них «Солвер» просит суд изменить размер и способ обеспечения исполнения контракта, по второму – взыскать 10,561 млн рублей, по третьему добивается выплаты штрафа по договору трехлетней давности в размере почти 19,147 млн евро или более 1,3 млрд рублей по текущему курсу. Что касается четвертого иска, то его суть пока неизвестна.
«Постоянные задержки платежей, постоянный обман. Уже надоело. Сумма претензий вообще-то – 3 миллиарда (рублей. – Примечание редакции)», – сообщил источник в «Солвере» по поводу причин судебных тяжб с Уралвагонзаводом.
В пресс-службе жеУВЗ дали иной ответ относительно исков «Солвера». «Ранее Уралвагонзавод предъявил к компании ряд исков, связанных с ненадлежащим исполнением обязанностей в рамках заключенных договоров. Избранный ИКФ «Солвер» способ правовой защиты свидетельствует о том, что компания намерена воспрепятствовать удовлетворению законных требований Уралвагонзавода. Мы расцениваем это как признак недобросовестного поведения. Уралвагонзавод не согласен с требованиями, предъявленными ООО «ИКФ «Солвер», – прокомментировали в ней. – У компании была объективная возможность надлежащим образом исполнить свои обязательства по контрактам. После получения искового заявления Уралвагонзавод подготовит соответствующие документы и примет меры для защиты интересов в суде».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин