В нашей стране бурно развиваются информационные технологии, и нет такой сферы в жизни России, которую бы они не охватывали. Однако IT-бизнес в России нуждается в защите: крупные иностранные компании готовы выложить огромные деньги за перспективные разработки. И если они их все-таки получат, то возникнет риск тотального контроля из-за рубежа сначала отечественной IT-индустрии, а вслед за ней – и всей России. Подробности – в материале «ФедералПресс».
«Вирусная» завеса
За потоком сообщений информационных агентств и телеканалов, посвященных распространению коронавируса в Китае и за его пределами, практически незамеченным широкой общественностью осталось обнародование американским производителем ноутбуков и смартфонов Apple своего отчета за первый квартал 2020 финансового года.
Согласно ему, выручка компании выросла на 9 % (относительно уровня последнего квартала 2019 финансового года) и составила почти 92 млрд долларов. Это рекордный показатель за всю историю деятельности «яблочной» корпорации.
Чистая же прибыль подскочила на 11 %, до 22 млрд долларов, показав тем самым тоже максимальный уровень. Вслед за публикацией финансовых результатов Apple ее акции подорожали на 2 %, а рыночная капитализация достигла астрономических 1,4 трлн долларов.
Для непосвященного человека в этом нет ничего особенного: выпускаемые Apple гаджеты пользуются широкой популярностью во всем мире, их продажи растут, поэтому неудивительно, что у нее увеличиваются доходы.
Но в действительности Apple – гигант, обладающий колоссальным влиянием: ведь имея огромные финансовые ресурсы, она может не только привлекать к себе лучших выпускников технических вузов и приобретать перспективные разработки, но и поглощать целиком другие технологические фирмы. Фактически она может получить контроль над IT-индустрией любой страны, даже такой мощной в экономическом и промышленном отношениях, как Германия.
Немецкий вопрос
Именно власти Германии, пожалуй, раньше всех озаботились сохранением независимости национального IT-бизнеса, опасаясь его раздела между глобальными технологическим корпорациями.
Еще год назад министерство экономики Германии обнародовало национальную промышленную стратегию страны на период до 2030 года. При ее разработке учитывались негативные факты, которые беспокоят правительство страны.
Например, американская компания Tesla сумела наладить массовый выпуск электромобилей, обойдя тем самым немецких законодателей моды в автомобилестроении Volkswagen, BMW и Dailmler. Китайская Midea Group купила Kuka, знаменитого производителя роботов. Была еще попытка Fujian Grand Chip Investment Fund приобрести Aixtron, выпускающую микрочипы, но она провалилась.
Немецкие IT-фирмы стали объектом пристального внимания со стороны игроков из разных стран мира, главным образом из США и Китая, старающихся по возможности их купить, чтобы получить доступ к их разработкам и патентам.
Подготовленная министерством экономики Германии стратегия включает в себя три базовых направления: адресная поддержка ключевых отраслей промышленности (в том числе IT-бизнеса), повышение доли промышленности в ВВП с 23,4 % до 25 % и обеспечение конкурентоспособности.
В качестве же механизмов ее практической реализации предлагается использовать льготное налогообложение, создать государственный фонд, который будет приобретать акции предприятий для защиты от нежелательных поглощений, помогать формированию «скрытых чемпионов» (компаний, не размещающих свои акции на биржах и не берущих кредитов в банках), способных противостоять их конкурентам из США и КНР, ужесточение контроля за иностранными инвестициями.
Опасный тренд
Последний пункт наиболее важен, поскольку предусматривает введение мониторинга за сделками по покупке акций даже небольших высокотехнологичных фирм и в случае необходимости их блокировки. Достаточно вспомнить нашумевшую попытку китайского инвестиционного фонда Fujian Grand Chip приобрести немецкого производителя микрочипов Axitron: сделка была запрещена правительством Германии, поскольку возникла реальная угроза национальной безопасности – китайцев интересовала отнюдь не продукция, выпускаемая Axitron, а ее разработки, которые можно легко использовать в военных целях.
Зато власти КНР вообще не подпускают на пушечный выстрел иностранные компании к своим предприятиям по производству электронной техники. Приобрести же их «чужакам» практически невозможно – им чинятся бюрократические препоны, способные затянуть процесс покупки на годы и десятилетия.
Аналогичным образом складывается положение дел и с IT-технологиями. Китайские игроки любыми способами стараются получить к ним доступ, не брезгуя никакими средствами, законными или незаконными, начиная от приобретения акций технологических фирм и заканчивая переманиванием к себе их сотрудников. Купить же китайскую компанию их европейский конкурент не сможет.
Причем подобная ситуация характерна не только для Германии, но и для других стран Европы. Поэтому за рубежом регулирование государством рыночных механизмов в высокотехнологичной сфере становится общепризнанной необходимостью, да и банальной рутиной.
Курс – на Россию
Россия в этом плане не является исключением. Иностранные компании постоянно стараются войти в отечественный IT-бизнес, и в этом нет ничего удивительного – наша страна славится высоким уровнем подготовки технических специалистов, способных дать практическое воплощение самой дерзкой идее.
Например, в прошлом году китайский Huawei приступил к переговорам с акционерами и топ-менеджерами сразу трех игроков отечественного IT-рынка – МЦСТ, «Базальт-СПО» и «Норси-Транс». Каждый из них ценен по-своему – «Базальт-СПО» создает операционные системы под брендом «Альт», «Норси-Транс» – системы сбора и защиты информации, МЦСТ – микропроцессоры, вычислительные модули и др. В число их клиентов входят крупнейшие частные и государственные компании России и органы исполнительной власти.
В ходе переговоров речь шла о возможном получении контроля корпорацией, пускай и из дружественной страны, над частью российского IT-рынка. И хотя никаких приобретений Huawei в итоге не сделал, ограничившись кооперацией с этими компаниями, с большой уверенностью можно сказать, что это был лишь пробный шаг.
Если бы компании из США (правительство которых постоянно и по любому поводу придумывает санкции против России) вели себя на нашем рынке так же, как и по всему миру, – агрессивно скупали компании и технологии – то над нашей страной нависла бы настоящая опасность потери независимости в IT-сфере. Тогда в один прекрасный день россияне могли бы узнать, что за их повседневной жизнью не просто следят из-за океана, далеко не с благими намерениями, но еще и применяют для этого разработанные в России технологии и оборудование.
В российскую повестку дня сегодня встает острый вопрос о разработке законодательства, которое четко и подробно регламентирует деятельность глобальных иностранных ИТ-компаний. Регулировать их бизнес на правовом уровне весьма непросто, тем не менее это необходимо делать – сегодня лишь государство может эффективно защитить отечественный рынок от недружественных поглощений, а частую жизнь и благосостояние своих граждан от посягательств из Сети (махинации аферистов и шпионаж западных разведок с помощью гаджетов давно стали обыденностью). Без подобной защиты наша страна может вполне реально утратить суверенитет. Вернуть его обратно будет сложно, если даже возможно.
Фото: pxhere.com