Российские нефтяные компании ужесточают конкуренцию в условиях кризиса и опустевших дорог, стремясь «отвоевать» редкого клиента, что приводит к нестабильности. Изменится ли внутренний топливный рынок под давлением кризиса — разбирался «ФедералПресс»
Топливо на российском рынке на неделе с 5 по 12 апреля упало в цене, по данным центрального диспетчерского управления Топливно-энергетического комплекса. Бензин марки АИ-95 «потерял» 0,07% до 46,10 руб за литр, а стоимость АИ-92 снизилась на 0,09% до 43,04 руб за литр., однако цены на зимнее и летнее дизельное топливо поднялись на 1,27% и 0,27%, составив 46,96 руб за литр и 48,44 руб за литр соответственно.
В управлении отмечают, что цена реагирует на политику вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) — наибольшее снижение стоимости до 44,80 руб за литр бензина было отмечено в Сибирском округе. Также цена изменилась в Уральском, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах.
Основной причиной изменения стоимости, по словам аналитиков, стало снижение цен до 46,03 руб за литр в сети АЗС двух ВИНК во всех регионах, кроме Томской и Иркутской областей. В Центральном округе сети стоимость топлива изменилась незначительно, несмотря на снижение цен в Московской, Калужской, Ивановской, Ярославской и Тверской областях.
«Дешевый бензин — это не про Россию»
Снижение цен на российском внутреннем рынке имеет локальный характер, считают эксперты. Основным фактором удешевления топлива является желание АЗС работать и зарабатывать на фоне образовавшегося покупательского вакуума — объявленный режим самоизоляции вынуждает производителей сбавлять цены.
«Как только режим самоизоляции будет отменён, цены на топливо стабилизируются. Дешевый бензин — это не про Россию. Две трети цены литра бензина - это различного рода акцизы и сборы, плюс заработки всех контрагентов и посредников», — рассказала журналистам «ФедералПресс» старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова.
В «БКС Премьер» отмечают, что произошедшее снижение цен довольно незначительно, однако в случае продления карантинных мер в мае, падение продолжится вслед за снижением спроса на нефтепродукты. Старший аналитик организации Сергей Суверов подчеркнул, что не последнюю роль в формировании стоимости на топливо играет и налоговая политика — если государство в качестве стимулирующих мер снизит налоги на бензин, вслед за этим упадут и цены.
Специалисты считают, что в ближайшее время российскому топливному рынку не стоит ожидать каких-либо кардинальных изменений. Установленный правительством «демпфер», стимулирующий нефтяников при поставках продукции на внутренний рынок, в обозримом будущемтакже не будет скорректирован и, в случае затруднений, компании всегда имеют возможность обратиться за помощью к государству.
«Россия остро нуждается в пересмотре экономической политики». Эксперт о ценах на бензин
Существенного падения цен не ждут и в ГК «ФИНАМ», однако отмечают, что цена все-таки реагирует на радикальное сокращение спроса, падение стоимости нефти на мировом рынке, а также заполнение хранилищ сырьем. Бензин дешевеет ввиду снижения загрузки автодорог, в то время как дизель пользуется активным спросом в основном у грузоперевозчиков и в сельском хозяйстве.
Снижение спроса на бензин в свою очередь ужесточает конкуренцию между производителями и сетями АЗС — разница в несколько копеек повышает шансы переманить редкого нынче покупателя. Незначительное снижение розничных цен может продолжиться и далее, однако настоящему падению препятствует демпфирующий механизм, который не дает стоимости не только расти, но и обвалиться.
«Отменить нельзя оставить»
Падение цен на бензин и дизельное топливо происходит не только в России, но в и большинстве стран мира, отмечает Гендиректор ЗАО «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев. По оценкам эксперта, в результате экономического кризиса и пандемии коронавируса, спрос на бензин в России упал на 30%, а в Татарстане — на 50%. В случае, если рынок не восстановится, дальнейшее падение цен будет неизбежно.
«В Красноярском крае, например, розничные цены на бензин упали уже более чем на 40 копеек за литр. Производителям приходится стимулировать спрос за счет снижения цен, так как значительно снизить объем производства невозможно. Как известно, любая установка по перегонке нефти при загрузке менее 60% нерентабельна.» — сказал глава «ИнфоТэк-Терминал».
Как рассказал журналистам «ФедералПресс» Рустам Танкаев, действующее в России административное регулирование цен на бензин уже привело к прекращению реконструкции нефтеперерабатывающих заводов, а также отказу от строительства новых НПЗ. Эксперт уверен, что система налогообложения нефтепереработки и методы регулирования моторного топлива в России должны претерпеть изменения, а действующий демпфер наравне с акцизами необходимо упразднить.
Российский топливный рынок можно изменить, отказавшись от демпфера или снизить цену отсечения, с которой сравнивается цена внешнего рынка, считает аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Калачев. В качестве альтернативы компании могли бы сравнивать netback с внутренней ценой, а не ценой отсечения — это усилит конкуренцию и снизит отпускные цены, однако приведет к потере статьи дохода в бюджете.
Поступления от экспортной пошлины и НДПИ в условиях низкой стоимости нефти продолжают снижаться, в то время как социальная нагрузка на бюджет в условиях борьбы с пандемией коронавируса только растет. По оценкам «ФИНАМ», что правительство будет вынуждено выделить не менее 1 трлн руб для поддержки стратегических отраслей и предприятий. «Маловероятно, что в таких условиях кто-то будет затевать пересмотр демпфера… Ожидается, что за 2-3 месяца острота кризиса, вызванного коронавирусом, пройдет пик и пойдет на спад. Есть ли смыл меня работающие долгосрочные механизмы? », — отметил аналитик.
«Импорт. Недорого»
На внутреннем топливном рынке сложилась нехарактерная ситуация, когда импорт стал дешевле российского бензина, что побуждает государство принимать регулирующие меры. Подобная практика распространена не только в России, но и в остальных странах, подчеркнул Калачев.
Не стоит ожидать, что подобное положение вещей имеет долгосрочный характер и нефтетрейдерам имеет мало смысла вкладываться в изменение структуры товарных потоков, а также перестраиваться с экспорта топлива на импорт, считает аналитик. В российскую нефтепереработку за последние годы были вложены большие средства, направленные на модернизацию и расширение мощностей, что позволяет повысить качество топлива до современных экологических стандартов и государство стремится защитить эти инвестиции в условиях кризиса.
«Вопросы заботы о гражданах явно решаются не с того конца», —уверена Анна Бодрова. Инициатива ограничить импорт не позволит государству создать вакуум топливного предложения, так как страна обладает внушительными запасами бензина в то время, как организация условий роста для топлива является вполне реализуемой возможностью.
Глава ИГ «Петромаркет» Иван Хомутов в своем комментарии «ФедералПресс», высказал уверенность в том, что рост цен на российских АЗС останется в пределах темпов инфляции. Эксперт считает, что инициатива Минэнерго запретить импорт дешевого топлива не станет фактором роста цен.
Как ранее писал «ФедералПресс», российский регулятор намерен в апреле ввести в действие запрет на импорт европейского бензина в страну. По словам главы Минэнерго Александра Новака, данная мера практикуется многими странами для регуляции рынка в целях сохранения нефтедобывающей отрасли, хоть и является «не совсем рыночной».
Фото: pxhere.com