Экономика
Экономика
Москва
0

«Себе дороже». Повлияет ли запрет на импорт европейского бензина на экономику России?

Автозаправка
Запрет на импорт европейского топлива может повлиять на внутренний рынок

В правительстве рассматривают инициативу, ограничивающую ввоз в Россию европейского топлива ввиду негативного влияния на внутренний рынок и отсутствия выгоды для производителей на фоне выплат по демпферу. Стабилизация рынка? Увеличение цен на бензин? Очередной инструмент давления? Какие прогнозы дают эксперты – в материале «ФедералПресс».

Министерство Энергетики Российской Федерации выступило с предложением ограничить импорт дешевого бензина в страну, об этом сообщил глава ведомства Александр Новак. По словам Новака, данная мера является «вынужденной» и направлена на борьбу с кризисной ситуацией, а также на сохранение рабочих мест и активности нефтеперерабатывающих заводов.

Министр энергетики признал, что данная мера является «не совсем рыночной», однако практикуется многими странами для регуляции рынка в целях сохранения нефтеперерабатывающей отрасли. В данный момент европейский бензин стоит намного дешевле российского ввиду обвала нефтерынка, при этом отечественные компании не имеют возможности снизить цену на внутреннем рынке, так как вынуждены выплачивать в бюджет отчисления по демпферу.

Новак отметил, что в первые недели режима самоизоляции объем потребления нефтепродуктов на АЗС в России снизился на 30 %. По данным Росстата, средняя цена литра бензина в России за неделю, с 30 марта по 5 апреля, снизилась на 1 копейку, до 44,62 руб., при этом средняя цена литра дизельного топлива потеряла 8 копеек и упала до 47,91 руб.

Сложившаяся на российском топливном рынке ситуация, по прогнозам экспертов, могла вернуть страну в девяностые, когда российский бензин стоил дороже импортного и Россия не могла обеспечить потребителей собственным продуктом. Генеральный директор «Петромаркета» Иван Хомутов отметил, что завозу топлива в Россию препятствует отсутствие схем поставки продуктов из Европы на фоне отсутствия практики импорта в больших объемах. Также организация масштабных поставок топлива в РФ осложняется необходимостью организации специализированной инфраструктуры в азиатской части страны.

Cui bono

С экономической точки зрения предложение Минэнерго ограничить ввоз в Россию дешевого бензина выглядит неоднозначно, считают эксперты. С одной стороны, это укрепит экономическое положение производителей топлива на внутреннем рынке, с другой стороны, может стать дополнительным фактором давления.

Ввиду дешевизны европейского бензина оплачиваемый производителями демпфер начал действовать в обратную сторону, отмечает научный сотрудник факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Марсель Салихов, отвечая на вопрос журналистов «ФедералПресс». Изначально демпфер предполагал платежи из бюджета НПЗ за сдерживание роста цен на внутреннем рынке при повышении мировых цен. В марте размер выплат составил 12 тыс. руб. за тонну, а в апреле может вырасти до 15–20 тыс. руб. за тонну.

Предложение ограничить импорт дешевого европейского топлива продиктовано интересами бюджета – нефтеперерабатывающие заводы в настоящее время платят фиксированный акциз в размере 12,7 тыс. рублей за тонну, а также платежи по демпферу в условиях, когда внешние цены на топливо сейчас значительно ниже внутренних, в свою очередь суммарный объем платежей может составить 25–30 млрд руб. в месяц по бензину и дизельному топливу. «Судя по заявлениям Министерства финансов, правительство не собирается отказываться от этих «дополнительных» доходов», – считает Салихов.

Эксперт считает, что решение министерства никак не скажется на российских топливных предприятиях ввиду сохранения привычных для них условий, в то время как конкуренция с европейским рынком принуждала компании также снижать цены: «В настоящее время внутренний рынок является премиальным для российских компаний по сравнению с поставками на экспорт. Запрет на импорт позволит сохранить эту премию и в целом является выгодным для них». В случае отмены платежа по демпферу и разрешения на импорт внутренние цены на бензин могли бы снизиться на 10–12 рублей за литр.

Доцент кафедры международной коммерции ВШКУ РАНХиГС Тамара Сафонова рассказала «ФедералПресс», что в России уже сейчас наблюдается перепроизводство бензина и в условиях снижения мирового потребления моторного топлива ограничение на ввоз является мерой, «направленной на укрепление экономических интересов собственников российских НПЗ», в свою очередь дальнейшее падение внутреннего потребления и снижение конкуренции производителей может продолжиться и продолжит тренд по снижению цен на бензин в России. Эксперт подчеркнула, что коррекция биржевых цен на бензин в сторону понижения происходит уже сейчас.

С другой стороны, инициатива Минэнерго может негативно сказаться на внутреннем рынке, считают в ИАЦ «Альпари»,– запрет на импорт дешевого бензина может привести к увеличению цен на 8–10 % до конца года, в то время как платежеспособность населения останется на прежнем уровне либо снизится. В центре считают, что выработанная ведомством стратегия в первую очередь ударит по стоимости автоперевозок и отразится на конечных ценах для всех без исключения продуктов. «Для российских топливных компаний повышение цен – это возможность больше заработать. Но если денег нет у покупателя, продавать будет просто некому», – ответила журналистам «ФедералПресс» старший аналитик Анна Бодрова.

В условиях переизбытка топлива, даже в случае планового закрытия НПЗ на ремонт, на внутреннем рынке не удастся создать искусственный вакуум предложения, это лишь ограничит возможности частных лиц передвигаться на личном транспорте. В центре отмечают, что прогнозы относительно вероятного дефицита продукта лишь автоматически поднимут розничные цены – предложение ограничить ввоз дешевого топлива может стать дополнительным фактором давления на внутренний рынок и в этом случае будет выглядеть «по-русски топорно».

Доцент кафедры гражданского права и процесса университета «Синергия» Булат Нуриев рассказал «ФедералПресс», что временный запрет импорта топлива в глобальном плане означает острую необходимость для России пересматривать экономическую политику ввиду привязанности страны к углеводородному сырью. Эксперт уверен, что в ближайшее время правительство пересмотрит стратегии развития национальной экономики и ряда правовых норм, направленных на взаимодействие государства и бизнеса.

Ранее стало известно, что глава Минэнерго Александр Новак в рамках встречи «большой двадцатки» выступил с предложением создать комитет по стабилизации рынка нефти. Глава ведомства отметил, что на страны G20 приходится более 80 % добычи нефти и их участие является жизненно необходимым для организации подобной структуры.

В воскресенье участники ОПЕК+ провели экстренное заседание по вопросу уменьшения добычи нефти, в рамках которого стороны сошлись на уменьшении добычи на 9,7 млн баррелей в сутки. По словам представителя Кувейта, соглашение, заключенное в результате переговоров, длившихся несколько суток, является «историческим» по своей значимости. Соглашение вступит в силу в мае.

Фото: pxfuel.com

Сюжет по этой теме
6 апреля 2020, 12:17

Экономический кризис

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе новостей дня.
Регионы
Москва
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
YouTube 1