Для заснеженной Чукотки с населением 50 тысяч человек проект казахской KAZ Minerals по строительству Баимского ГОКа для освоения крупного месторождения меди – подарок судьбы. Претворить же его в жизнь будет крайне трудно, так как у него есть ахиллесова пята. В чем она заключается – разбирался «ФедералПресс».
Цены давят на планы
Продолжающаяся во всем мире пандемия коронавируса и падение цен на нефть привели к спаду глобальной экономики. Одним из его индикаторов является снижение котировок меди на London Metal Exchange: если в начале года она продавалась по цене 6,317 тыс. долларов за тонну, то теперь торгуется ниже 4,9 тыс. долларов.
Удешевление меди заставляет горнодобывающие и металлургические компании по всей планете пересматривать свои производственные планы на 2020 год. Например, австралийско-британский гигант Rio Tinto намерен сократить добыча медных руд (в пересчете на металл) с ранее намеченных 530-570 тыс. тонн до 475-520 тыс. тонн, тогда как выпуск им чистой меди может уменьшиться с 205-325 тыс. тонн до 165-205 тыс. тонн.
Подобная ситуация не может не затруднять ранее намеченные проекты по освоению новых месторождений меди, ведь если цены будут и дальше находиться на низком уровне, то инвесторам может не хватить средств на их реализацию. Это, в частности, относится к казахской компании KAZ Minerals, планирующей построить Баимский ГОК для разработки медно-порфирового месторождения Песчанка на Чукотке.
Три варианта
Помимо низких цен на медь, проект строительства Баимского ГОКа столкнулся с еще одной серьезной проблемой – для него нужно с нуля создавать надежную энергетическую инфраструктуры, способную устойчиво работать в экстремальных природных условиях Чукотки. Вдобавок из-за своей удаленности, большой площади и низкой плотности населения энергосистема Чукотки не является единой - она разделена на несколько изолированных друг от друга энергорайонов.
В силу данных обстоятельств, капитальные вложения в энергетическую инфраструктуру Баимского ГОКа оказываются очень большими. К тому же существует сразу три варианта энергоснабжения предприятия. В упрощенном виде они выглядят следующим образом.
Первый из них, лоббировавшемуся «Новатэком», предусматривает размещение у мыса Наглёынын в акватории порта Певек плавучей электростанции мощностью 356 МВт, работающей за счет сжигания сжиженного природного газа (СПГ), подстанции и прокладку высоковольтных линий по маршруту «Наглёынын - Песчанка». Он оценивается в 87 млрд рублей.
По второму варианту, предложенному «Росатомом», предполагается вывод из эксплуатации Билибинской АЭС и строительство вместо нее новой, прокладка от нее линий электропередачи до Баимского ГОКа. Его стоимость – около 200 млрд рублей.
Третий же, продвигавшемуся «РусГидро, включает в себя вывод из расконсервации Аркагалинской ГРЭС, сооружение в Магаданской области резервной ТЭС мощностью 250 МВт (использующей дизельное топливо), прокладка линий электропередачи и сооружение распределительной подстанции. Цена варианта равна 96 млрд рублей.
Изношенная АЭС
Каждый из вариантов энергоснабжения имеет свои недостатки. Так, выводить из эксплуатацию Билибинскую АЭС бесспорно надо, она уже выработала свой ресурс и к тому же ее эксплуатация не раз сопровождалась чрезвычайными происшествиями: в 1991 году произошло две утечки радиоактивных отходов, в 1995-м – аварийная остановку пары ядерных энергоблоков, в 1998-м – при перегрузке ядерного топлива переоблучились три сотрудника.
Правда, неизменно возникал вопрос с энергоснабжением Певека и Билибино, и окрестных поселков. Для замены Билибинской АЭС была разработана и построена плавучая АЭС «Академик Ломоносов». Для Баимского же ГОКа потребуется много электроэнергии и вот тут без преемницы Билибинской АЭС не обойтись.
И вот тут есть маленькие «но». Новая АЭС скорей всего будет введена позже 2025 года (вероятнее в 2027-2030 годах), KAZ Minerals она нужна гораздо раньше – к 2024 году.
Непонятно, что делать с радиоактивными отходами, накопившимися за время функционирования Билибинской АЭС. Плюс еще надо что-то придумать с отходами, которые станет «генерировать» ее сменщица. По логике вещей, их надо вывозить на материк, однако, их транспортировка сложна и будет дорогостоящей.
Хранить же их рядом с Билибинской АЭС вечно нельзя, да и жителям Чукотки это не нравится, они опасаются за экологическую безопасность хрупкой природы региона. Средств же на перевозку радиоактивных отходов в бюджете Чукотке нет и вряд ли их федеральный бюджет изыщет. Получается замкнутый круг.
«ФедералПресс» направил по электронной почте в департамент коммуникаций «Росатома» запрос по поводу деталей его варианта энергоснабжения Баимского ГОКа и получил оттуда удивительный ответ: «Вопрос не по адресу. Баимский ГОК не является проектом госкорпорации Росатом».
Простаивающая ГРЭС
Не менее интересно обстоят дела с Аркагалинской ГРЭС. Будучи крупнейшей тепловой электростанцией в Магаданской области, она с 1993 года законсервирована, так как оказалась неконкурентоспособной по сравнению с Колымской ГЭС. Лишь зимой работает один ее котел и один турбоагрегат, обогревая здание непосредственно самой Аркагалинской ГРЭС и расположенный по соседству поселок Мяунджа. По сути, она выполняет роль резервной на случай аварии на Колымской ГЭС.
Как раз вокруг расконсервации, предложенной в варианте «РусГидро», кипят нешуточные страсти. Руководство ГДК «Баимская» («дочка» KAZ Minerals, выступающая оператором проекта Баимского ГОКа) настаивает на том, что Аркагалинская ГРЭС может обеспечить надежное энергоснабжение Баимского ГОКа, топ-менеджмент «РусГидро» с ним не согласен, допуская ее совместное функционирование с Усть-Среднеканской ГЭС, возводимой с 1991 года.
Противостояние «РусГидро» против ГДК «Баимская» вполне объяснимо – именно оно будет отвечать за эксплуатацию Аркагалинской ГРЭС после ее расконсервации и нести ответственность за стабильность подачи электроэнергии на Баимский ГОК. В случае какой-либо нештатной ситуации, скажем, обрыва проводов на линии электропередачи зимой, можно быть придется потратить кучу времени (до нескольких дней) на поиск места разрыва и его устранения, не считая оплаты вертолета для доставки аварийной бригады. В течение данного периода часть Магаданской области и Чукотки будет оставаться без света, претензии же будут предъявлены «РусГидро» (она отвечает за электросети в обоих регионах, а не «Россети»).
Контракт для заграницы
К варианту «Новатэка» тоже есть вопросы. Главный из них: кто будет разрабатывать и строить плавучую СПГ-электростанцию? На сегодняшний день у России вообще нет опыта их создания.
В 2018 году Министерство промышленности и торговли России проводил конкурс на выбор проектировщика целой линейки СПГ-электростанций мощностью от 50 до 250 МВт. Им стало конструкторское бюро «Алмаз» и пока подготовленной им документации никто не видел. К тому же у мыса Наглёынын должна стоять на якоре плавучая СПГ-электростанция большей мощности – 356 МВт.
Мы не можем исключать того, что «Новатэк» закажет ее где-нибудь за границей, благо немало иностранных машиностроительных компаний занимаются подобными проектами. Среди них – финская Wartsila, китайская Wison Offshore and Marine, южнокорейская Samsung Heavy Industries, японская Chiyoda. Контракт может перепасть любой из них.
Cнабжать же плавучую СПГ-электростанцию «Новатэк» собирается путем транспортировки «голубого топлива» с проектов «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2». К ней каждый месяц должно приплывать минимум 1-2 газовоза. Не лучшая идея, учитывая их стоимость и толщину арктических льдов, пускай и тающих летом.
По имеющимся данным, правительство России остановило свой выбор как раз на варианте «Новатэка» (хотя официальный документ еще не опубликован). На запрос «ФедералПресс» в его пресс-службу комментариев получено не было, зато в пресс-центре «РусГидро» сообщили: «Мы считаем, что энергоснабжение Баимского ГОКа от ТЭС-СПГ – самый экономически эффективный и надежный способ».
Потребитель за все заплатит
Впрочем, какой бы вариант не был признан окончательным, у него есть слабые места не только в части генерации электроэнергии, но и ее передачи. Линии электропередачи придется тянуть на огромные расстояния, ставя вышки для них в условиях пересеченного рельефа и вечной мерзлоты. Для их сооружения понадобиться столько материалов и ресурсов, сколько на Чукотке не добывается и не доставляется за 10 лет. Стоимость же километра линии электропередачи может превышать 30 млн рублей.
Доставка грузы будет настоящей головой болью. На Чукотке и в Магаданской области нет традиционных для Европейской России асфальтовых дорог. Придется прокладывать автозимники, пересекая многочисленные ручьи и речки, сооружать дороги для проезда по горным хребтам и проводить подрезку их склонов. Элементы вышек для линий электропередачи надо будет доставлять по ним с использованием тяжелогрузной техники, либо арендовать вертолеты.
Переваливать грузы и привозить энергетиков с большой земли можно лишь через порты Певека и Магадана, отправляя их на стройплощадки по автозимникам. Можно, конечно, задействовать расположенный в Омсукчане аэропорт, могущий принимать вертолеты и средние самолеты с людьми для работы вахтовым методом, или же сажать тяжелые грузовые самолеты в Кепервееме. Потребуются склады для хранения грузов в Певеке и Магадане на срок не менее трех месяцев, чтобы везти их в удобное время – зимой (летом же дороги станут непроходимыми из-за талых вод грязи).
С учетом параллельно реализуемых в регионе других крупных проектов, таких, как прокладка «РусГидро» линий электропередачи от Певека до Билибино, создание ГОКа на золоторудном месторождении Кекура потребности в доставке материалов превышают возможности существующей транспортной инфраструктуры в 3-5 раз. И прежде, чем начинать строительство горнодобывающих и энергетических объектов, необходимы значительные вложения в нее, которые в правительстве почему-то не обсуждаются и не рассматриваются.
Исходя из стоимости линий электропередачи, на их строительство из федерального бюджета надо будет потратить многомиллиардные субсидии. Инвестиции же в электрогенерирующие мощности будут окупаться за счет надбавок к тарифам на оптовом рынке. В конечном же счете их будут платить промышленные потребители, не находящиеся на Дальнем Востоке (на него режим оптового рынка не распространяется) при том, что им не гарантируются заказы от проекта Баимского ГОКа, с которого медный концентрат будет отгружаться в страны Азии.
Фото: KAZ Minerals
Экономический кризис