В ближайшие годы «Ростех» совместно с «Росатомом» и ВЭБ.РФ хочет построить 25 предприятий по сжиганию мусора. Их проект обещает принести пользу – снизить количество складируемых на полигонах отходов и обеспечить создание новых рабочих мест. Однако при внимательном анализе информации о нем становится очевидно, что в нем что-то не так. Что же именно, разбирался «ФедералПресс».
25 за 600
Три государственные корпорации, «Ростех», «Росатом» и ВЭБ.РФ, намерены реализовать амбициозный проект: они планируют совместно построить в России 25 мусоросжигательных заводов. Для его претворения в жизнь генеральный директор «Ростеха» Сергей Чемезов, генеральный директор «Росатома» Алексей Лихачев и председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов подписали соглашение о сотрудничестве.
Стоимость проекта оценивается в 600 млрд рублей, предприятия предполагается возводить в агломерациях с численностью населения не менее 0,5 млн человек и вблизи крупных туристических центров.
Непосредственно оператором проекта выступит «РТ-Инвест», «дочка» «Ростеха». Роль ВЭБ.РФ заключается в обеспечении финансирования строительства, причем в нем рассчитывают привлечь средства коммерческих банков и частных инвесторов (в том числе с использованием государственно-частного партнерства и «зеленых облигаций»). «Росатом» же готов привлекать носителей зарубежных технологий, поставлять оборудование, проводить его обслуживание и ремонт.
В качестве цели проекта заявлено внедрение лучших мировых практик в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами и сокращение экологического вреда, наносимого полигонами для их захоронения.
«Строительство 25 современных предприятий по выработке энергии из отходов позволит предотвратить возникновение более 80 новых мусорных полигонов, закрыть 25 действующих и сохранить около 60 тыс. га земель», – приводятся слова Сергея Чемезова в официальном пресс-релизе «Ростеха».
От мусора уж нет спасенья
То, что в России сложилась тяжелая ситуация с захоронением твердых бытовых (коммунальных) отходов (ТБО или ТКО), сомнений не вызывает: возможности ранее созданных полигонов находятся на пределе, организация новых вызывает протесты населения и общественных организаций, опасающихся за здоровье людей и безопасность окружающей среды (любой полигон не просто требует отвода земельного большого участка и не только дурно пахнет, но и может отравить почву и подземные воды). Количество же мусоросжигательных заводов в нашей стране не превышает десятка.
Далеко не случайно в прошлом году специальный представитель президента России по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов завил, что в нашей стране необходимо ввести в эксплуатацию сотни мусоросжигательных заводов, вырабатывающих электроэнергию или тепло. Чуть ранее заместитель председателя правительства Алексей Гордеев сообщил о намеченном строительстве 25 подобных предприятий (более подробно – «Иванов: стране нужны сотни мусоросжигательных заводов»).
Но то, что подобным бизнесом занялся «Ростех» в лице подконтрольного ему «РТ-Инвест», не может не вызывать удивление. «Ростех» управляет большим числом машиностроительных предприятий, и сжигание мусора явно не его сфера.
В пресс-службе же «РТ-Инвест» считают иначе. «Проектами в сфере обращения с отходами дочерние структуры «Ростеха» занимаются уже давно. В частности, «РТ-Инвест» – с 2012 года. Пилотный проект «Энергия из отходов» по строительству первых пяти заводов энергетической утилизации остаточных ТКО в Подмосковье и Татарстане перешел в активную стадию реализации в 2016–2017 годах», – прокомментировали в ней.
Там добавили, что «РТ-Инвест» – единственная в России компания, бизнес которой присутствует на всех этапах обращения с ТКО. В качестве регоператоров дочерние структуры «РТ-Инвест» работают в Москве, Подмосковье и в Татарстане. Компания строит современные комплексы переработки отходов, внедряет систему сбора тары через фандоматы, развивает направления переработки, возводит первые в России заводы по энергетической утилизации отходов, занимается НИОКР в области термической переработки.
Профильный бизнес
По мнению отраслевых экспертов, нет ничего удивительного, что «Ростех» занимается мусорной темой.
«Задача переработки мусора в России приобрела общенациональное значение, и рассчитывать на ее решение классическими рыночными методами не приходится. В этой связи назначение государственной компании с обширным доступом к дешевому и долгосрочному финансированию и опытом решения сложных технологических задач является наиболее разумной альтернативой. Тем более что «Ростех» уже строит пять заводов – в Татарстане и в Солнечногорском, Наро-Фоминском, Воскресенском и Ногинском районах Московской области», – говорит Максим Худалов, старший директор АКРА.
«Ростех» – компания, обладающая комплексом более чем из 700 высокотехнологичных предприятий и организаций. Курирование государственной корпорацией процесса строительства 25 заводов энергетической утилизации – стратегическая задача, которую необходимо реализовать максимально технологично, не превратив инициативу в «долгострой». Для самой госкорпорации строительство – крупнейший государственный заказ, обеспечивающий финансирование на протяжении ближайших 10 лет», – солидарен с ним Евгений Миронюк, аналитик «Фридом Финанс».
По словам же аналитика «Финам» Алексея Калачева, на утилизацию отходов государство будет выделять немалые деньги, и «Ростеху» выгодно их получить. «Интерес к этой тематике базируется на возможности освоить колоссальные средства. Проблема утилизации ТБО становится все острее, и на ее решение будут выделяться большие средства. Нацпроект «Экология» будет профинансирован на 4 триллиона рублей до 2024 года. «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» – одно из направлений этого нацпроекта», – заявил он.
Загадочные площадки
Между тем к проекту «Ростеха», «Росатома» и ВЭБ.РФ есть вопросы. Ключевой из них: где же именно будут располагаться будущие 25 мусоросжигательных заводов?
«Места размещения заводов энергетической утилизации остаточных отходов должно определить правительство РФ исходя из потребностей регионов. Проект рассчитан на реализацию в несколько этапов. Прежде всего заводы появятся на тех территориях, где расположено большое число полигонов, которые уже выработали ресурс и доставляют много неудобств местному населению. Речь идет о городах-миллионниках и туристических центрах. Меры здесь нужно принимать уже сейчас», – сообщили в пресс-службе «РТ-Инвест».
То есть, выходит, количество предприятий уже определено, а конкретные площадки для них пока «Ростеху» с партнерами неизвестны (какой тогда смысл было подписывать соглашение?). Судя же по прессе, определить город или регион, в которых они могут быть созданы, все-таки можно. Одним, вероятно, станет Сочи (мусоросжигательный завод предполагается разместить в Лазаревском районе), вторым – Воронежская область (в поселке Гвазда в 2017 году жители протестовали против строительства такого предприятия, значит, в регионе есть серьезные проблемы с переработкой отходов).
Помимо них, мусоросжигательные заводы могут быть построены в Нижегородской, Самарской, Ростовской, Ленинградской и Свердловской областях, Башкортостане и Краснодарском крае, лидирующих в стране по объемам образования мусора. Нельзя сбрасывать со счетов Ульяновскую, Волгоградскую, Саратовскую или Астраханскую области, Пермский, Красноярский, Забайкальский или Приморский края – в них тоже отходов хватает.
Машины – российские…
Обращает на себя внимание и выбор «Росатома» в качестве технологического партнера. Как сообщили в пресс-службе его машиностроительного дивизиона «Атомэнергомаш», оборудование для мусоросжигательных заводов предположительно будет изготавливать «ЗиО-Подольск».
«В настоящее время данное предприятие уже производит оборудование для четырех заводов, строящихся в Московской области компанией «РТ-Инвест». Заводы возводятся по технологии японско-швейцарской компании Hitachi Zosen Inova, которую отличают жесткие требования к экологическим параметрам работы оборудования», – прокомментировали в пресс-службе «Атомэнергомаша».
«ЗиО-Подольск» проектирует и делает паровые котлы и котлы-утилизаторы, но не турбины. Так что здесь «Ростеху» и «Росатому» явно не обойтись без Уральского турбинного завода (УТЗ), входящего в холдинг «Ротек».
«Мы разработали турбину для мусоросжигательных заводов и технологию ее производства. На сегодня это уже серийная продукция Уральского турбинного завода. Для нас сотрудничество с «РТ-Инвест» является стратегическим, и мы будем участвовать во всех закупочных процедурах при реализации новой программы. Рассчитываем на то, что, будучи собственниками технологии производства таких турбин и уже изготавливая их как серийную продукцию, мы сможем сделать адекватные предложения», – рассказал Михаил Лифшиц, председатель совета директоров «Ротека» и одновременно УТЗ.
…а технология – импортная
Технологию утилизации мусора, как было отмечено выше, предоставит Hitachi Zosen Inova, и, выходит, об использовании российских разработок речи не идет, словно их нет и в помине. А ведь в июле 2019 года профессор Московского энергетического института Игорь Мазурин в своем докладе на заседании Общественно-экспертного совета по содействию выходу из мусорного кризиса отметил: «Ярким свидетельством современной деградации культуры безопасности является проект МСЗ Hitachi Zosen Inova, выбранный для федерального проекта «Чистая страна», в котором проведение анализов состава выбросных газов на присутствие супертоксинов планируется всего раз в полгода» (цитируется Regnum).
В пресс-службе же «РТ-Инвест», напротив, говорят о безопасности будущих заводов: «Энергетическая утилизация сегодня является единственной альтернативой свалкам – все отходы переработать нельзя. Учитывая объемы образования отходов в крупных городах, для их захоронения рано или поздно потребуются значительные территории. Таким образом, компактная экологически безопасная технология энергетической утилизации становится наиболее адаптированным к условиям современной городской среды решением с гарантированной безопасностью для окружающей среды».
Допустим, это так. Но где гарантия, что выбросы из труб планируемых предприятий будут безопасны для окружающей среды и в конечном счете для человека? Попасть же из них в воздух могут какие угодно токсичные вещества.
«Технология сжигания на колосниковых решетках, по которой будут строиться 25 новых МСЗ, обладает рисками для окружающей среды, здоровья людей и экономики. Сжигание – это вовсе не «нулевое захоронение», как пытаются позиционировать эту технологию лоббисты МСЗ. После сжигания образуется до 30 % золы и шлаков (по массе) более высокого класса опасности, чем исходные отходы. При сжигании ТКО образуются вредные вещества, сильнейшие канцерогены и мутагены. Даже в Европе при наличии жестких стандартов и контроля выбросы диоксинов МСЗ не являются нулевыми. В России же по причине попадания в топки МСЗ в том числе и отходов повышенного класса опасности, мусоросжигание является еще более опасным для окружающей среды и здоровья людей», – указывает Татьяна Честина, председатель правления движения ЭКА.
За все заплатит простой люд
И, наконец, нельзя не упомянуть столь важный вопрос, как мощность и окупаемость предприятий.
«Окупаемость в рамках пилотного проекта после ввода завода в эксплуатацию составляет 15 лет. Этот срок закладывается в рамках договоров предоставления мощности, так как основная часть доходов по проекту предусмотрена от продажи электрической мощности по «зеленому» тарифу. В среднем стоимость строительства одного завода нового поколения мощностью переработки отходов 550 тыс. тонн в год составляет 24 млрд рублей», – прокомментировали в пресс-службе «РТ-Инвест».
Максим Худалов допускает, что период окупаемости будет гораздо больше. «По моим оценкам, окупаемость любого из предприятий составит около 20 лет при неизменности тарифов на вывоз мусора и электроэнергию. В реальности рост тарифов позволит окупить их быстрее, однако это важный инфраструктурный проект и упираться в экономическую целесообразность я бы не стал. Тем более если посчитать вред здоровью населения, то может оказаться, что инвестиции в мусоросжигание обойдутся дешевле ежегодных медицинских затрат на лечение жителей, страдающих от соседства с полигонами для захоронения отходов», – подчеркнул он.
Впрочем, какими бы «зелеными» тарифы ни были, их устанавливает государство. И «Ростех» всегда может постараться пролоббировать их рост. Платить же за электроэнергию и вывоз отходов будут, как всегда, простые граждане.
«Энергия из отходов, которую пытаются представить как преимущество, не имеет никакого смысла в России – она дорогая и никому не нужная, так как в России избыток дешевой энергии. При этом инвестиции в строительство МСЗ очень высоки, один из способов их вернуть – объявить энергию от сжигания ТКО возобновляемой и ввести на нее «зеленый» тариф, что и было сделано правительством. Участники оптового рынка обязаны закупать энергию у МСЗ по значительно более высокой цене, с высокой вероятностью разница в тарифах будет переложена на конечного потребителя», – прогнозирует Татьяна Честина.
Фото: pxhere.com