Экономика
Экономика
Ямало-Ненецкий автономный округ
0

С надеждой на Сабетту. Чем ямальский проект поможет российской экономике во время коронакризиса?

Эксперт: Россия как ключевой производитель газа в мире обязана иметь достаточно серьезное присутствие на газовом рынке
Эксперт: Россия как ключевой производитель газа в мире обязана иметь достаточно серьезное присутствие на газовом рынке

«Ямал СПГ» – проект, на который возлагают большие надежды не только в северном округе, но и в российском правительстве. Основная фаза его строительства закончена, идет наращивание мощностей завода и грузооборота через самый молодой арктический порт. Ямальский проект должен помочь усилить позиции на рынке газа. Об этом, а также о том, не пошатнет ли стратегическое предприятие коронакризис, – в материале «ФедералПресс».

Что значит Сабетта для Ямала?

О том, что Сабетта не просто точка на карте Ямала, в настоящий момент знает, пожалуй, большая часть страны. Хотя в начале 2000-х численность населения здесь недотягивала даже до 20. Теперь же в поселке у Обской губы Карского моря проживают десятки тысяч человек. Мощный виток развития территория получила вместе с запуском мегастройки в 2011 году.

Сегодня Сабетта – опорный пункт проекта «Ямал СПГ». Оператором его является совместное предприятие ПАО «НОВАТЭК» – компании принадлежит доля в 50,1 %; французской компании Total и китайской CNPC, у обеих по 20 %; Фонду Шелкового пути с 9,9 %. Присутствие иностранных компаний в важном для российской экономики проекте бывший генеральный директор компании «Ямал СПГ» Евгений Кот объяснял тем, что нужны были партнеры с опытом и финансами.

Что такое Ямал СПГ

«Состав участников получился очень сбалансированным. НОВАТЭК знает, как экономически эффективно работать в наших условиях (у нас самая низкая себестоимость добычи среди предприятий ТЭК). ТOTAL имеет опыт реализации мегапроектов по СПГ. Китайская национальная нефтегазовая корпорация обеспечивает мощную финансовую поддержку», – объяснял в интервью «Северному издательству» Евгений Кот.

экспертное мнение
Григорий Казанков
20.05.2020, 19:54

«Молодежи открываются новые возможности». Политолог о потенциале нового арктического макрорегиона

Добавим, что Фонд Шелкового пути вошел в проект позже других участников. 9,9 % своего пакета ему продал НОВАТЭК в 2015 году.

Так что же такое «Ямал СПГ»? Основой его является, конечно, мощная ресурсная база, которая опирается на запасы Южно-Тамбейского месторождения. По стандартам SEC на конец 2017 года они оценивались в более чем 680 млрд куб. м газа. В проект входит крупнейший в России завод по производству сжиженного природного газа, который в прошлом году произвел 18,4 млн тонн СПГ, превысив проектную мощность завода на 11 %. Также международный аэропорт, вахтовый поселок и крупный арктический порт, который может принимать крупнотоннажные океанские суда.

«Ямал – такое место, откуда одинаковое расстояние как до Парижа, так и до Пекина. Просто идеальное: самый центр, и очень хорошие глубины в порту Сабетта», – так отозвался о проекте во время визита на Ямал президент России Владимир Путин.

Важный узел на Севморпути

Возможности и значение порта Сабетта велико не только для ямальского проекта, но и в целом для национальной экономики. Для «Ямал СПГ» порт является ключевым элементом транспортной инфраструктуры. Благодаря ему ожидается также резкий рост грузопотока через Обскую губу и Северный морской путь.

Заинтересованность власти в развитии Севморпути более чем очевидна. Во-первых, это отличная альтернатива другим водным транспортным артериям, поскольку значительно короче. Это в свою очередь дает ощутимую экономию топлива, повышает оборачиваемость судов и ликвидность средств, вложенных в доставляемые грузы. Северный морской путь должен стать основной магистралью для вывоза сырья из Арктики.

В одном из своих майских указов Владимир Путин поставил амбициозную задачу – нарастить к 2024 году объем перевозимых по Севморпути грузов до 80 млн тонн в год. Важным звеном в цепочке должна стать Сабетта.

порт сабетта

Пока ямальский порт только наращивает обороты, но уже сейчас эксперты в отрасли считают его лидером по динамике прироста. По данным Уральского таможенного управления, в прошлом году через Сабетту по Севморпути было перевезено 19,5 млн тонн грузов. Объем по сравнению с 2018-м вырос более чем вдвое. Тренд к росту наблюдается и в текущем году. За первый квартал арктический порт перевалил 7,3 млн тонн грузов. Это больше на 8,8 %, чем за аналогичный период прошлого года, сообщает Росморречфлот.

Сейчас Сабетта действительно используется в основном для вывоза СПГ, производимого заводом. Но это, считают эксперты, тупик на пути достижения цели лидерства в СМП. Развитие порта зависит и от доступа к Сабетте грузам с других месторождений и соседних регионов. И важным звеном тут является строительство Северного широтного хода (железнодорожная магистраль, которая соединит Северную и Свердловскую железные дороги. – Прим. ред).

Еще будучи губернатором Ямала, Дмитрий Кобылкин, ныне министр природных ресурсов и экологии РФ, говорил, что «без строительства железной дороги с выходом к Северному морскому пути прорыва не получится».

Его позицию подхватил и нынешний глава округа Дмитрий Артюхов.

«Одно из стратегических направлений развития округа – создание в центре Российской Арктики единого транспортного коридора. Его основой станут железнодорожные магистрали «Северный широтный ход» и «Северный широтный ход 2», а «точкой выхода в мир» – арктической морской порт Сабетта. Это позволит развивать новую добычу, сократит время и упростит доставку грузов из Западной Сибири. Это крайне важный проект и для страны, и для автономного округа», – говорил губернатор в интервью журналу Neftegaz.RU.

Перспективы в азиатском направлении

Так было, пока в жизнь всего мирового сообщества не вмешался коронавирус. Пока о пересмотре задач и целей речи не ведется, однако понятно, что достичь их будет еще сложнее. Из-за пандемии спад в экономике более чем серьезный, нефтяная отрасль продолжает нести потери, на рынке газа падение цен.

На газовые цены, по словам экономиста, ведущего научного сотрудника Российской академии кадрового обеспечения агропромышленного комплекса Александра Арского, оказал влияние ряд факторов. Это упавшие цены на нефть и снизившаяся потребность в газе промышленностью. Рынок, с одной стороны, был перенасыщен газом, но с другой, создается ситуация неминуемого выхода из кризиса и наращивания объемов производства для компенсирования тех, что выпали во время мировой самоизоляции в марте–мае.

«Цена на газ будут зависеть от стоимости нефти и объемов, которые будут истребованы покупателями. Последние напрямую зависят от потребительского спроса. Если сейчас Европа начнет потреблять большие объемы различных товаров, то и спрос на газ традиционно возрастет. Потому что эти товары будут поставляться из Китая. Китай будет запрашивать у нас газ и будет реализовывать его при производстве», – говорит Александр Арский.

Сабетта крупный экономический объект

Накануне Международное энергетическое агентство спрогнозировало крупнейшее в истории падение спроса на газ – порядка 4 %. В 2021 году он восстановится, а после начнется прирост, однако не столь серьезными темпами, как раньше.

«Рынок СПГ очень перспективный, и Россия как ключевой производитель газа в мире обязана иметь достаточно серьезное присутствие на данном рынке. СПГ, если посмотреть географию поставок, в основном приобретают страны Азии. А у нас ключевой партнер Европа. С учетом всех геополитических рисков понятно, что чем более диверсифицированные поставки сейчас будут, то есть и Европа, и Азия, это будет более стабильно с точки зрения долгосрочной перспективы», – говорит доцент кафедры экономической теории и прикладной экономики ФЭИ ТюмГУ Иван Вилков.

Основной прирост по спросу на газ дает именно азиатское направление, уточняет экономист. Там два достаточно мощных фактора: это рост экономик и стремление перевести угольную энергетику на другие источники, в том числе газ. Восстановление спроса и дальнейший рост будут за счет азиатского направления.

В прошлом году объемы поставок с «Ямал СПГ» по Севморпути на азиатский рынок были увеличены в несколько раз по сравнению с 2018-м, сообщало ПАО «НОВАТЭК».

«Увеличение объемов поставок по СМП подтверждает приоритетность рынков стран АТР в качестве стратегического направления для будущих поставок СПГ НОВАТЭКа, – комментировал первый заместитель председателя правления компании Лев Феодосьев.

В этом свете включение НОВАТЭКа в список системообразующих предприятий – стратегически важное решение, отмечает экономист Иван Вилков. Это в свою очередь и своеобразная страховка для всего «Ямал СПГ» – проект точно будет обеспечен рабочими мощностями на долгосрочную перспективу.

Фото: пресс-служба ПАО НОВАТЭК, инфографика – Елена Майорова

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе новостей дня.
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
YouTube 1