В окрестностях Норильска полным ходом идут работы по ликвидации последствий масштабного разлива дизельного топлива из разрушившегося резервуара ТЭЦ-3, принадлежащей «Норильскому никелю». За ними пристально следят глава нашего государства и федеральные органы власти, экологи и простые граждане. Всем уже ясно, что приведение в порядок загрязненных рек и почв потребует много времени и денег. Но нет пока ответа на вопрос о последствиях случившегося для «Норильского никеля» и его президента Владимира Потанина, о том, какие они извлекут для себя уроки. В ситуации разбирался «ФедералПресс».
На контроле у президента
Спасатели продолжают ликвидировать последствия разлива дизельного топлива на ТЭЦ-3 в Норильске. В очистке местности от углеводородов участвуют 470 человек и 212 единиц техники, привлечено девять воздушных судов.
По данным оперативного штаба по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в Норильске, на утро сегодняшнего дня с поверхности реки Амбарной и прилегающих к ней отстойников было собрано почти 33 тыс. кубометров водно-топливной смеси (из них за минувшие сутки – 25 кубометров). Из района аварии было вывезено около 128,7 тыс. тонн загрязненного грунта (за последние сутки – 7,5 тыс. тонн).
Сорбентом было обработано 86 километров береговой линии, в целом же площадь обработанной территории достигала 75,4 километра (цитируется «Интерфакс»).
19 июня президент России Владимир Путин провел совещание по проблеме ликвидации разлива дизельного топлива в Норильске, обсудив ее в режиме видеоконференции со своим полномочным представителем в Сибирском федеральном округе Сергеем Меняйло, министром по чрезвычайным ситуациям России Евгением Зиничевым, губернатором Красноярского края Александром Уссом и другими чиновниками.
«Необходимо не просто оперативно исправить положение, ликвидировать ущерб, но в полном объеме, насколько возможно, восстановить нарушенную экосреду, тем более что речь идет о хрупкой природе Арктической зоны, – отметил Владимир Путин и добавил: – Главное не, что называется, быстренько прибрать за собой, а обеспечить именно качественное восстановление почв и водного пространства. Поэтому надо продолжать вести самый строгий контроль за ликвидацией последствий аварии, а также за хранением и транспортировкой загрязненного грунта».
Еще до совещания прилетевшие в Норильск Сергей Меняйло, Евгений Зиничев и Александр Усс ознакомились на месте с ходом ликвидации разлива дизельного топлива из разрушенного резервуара ТЭЦ-3. В ходе своего визита они посетили полигон, на котором хранится загрязненный грунт.
Призыв к ответственности
В тот же день Всемирный фонд дикой природы направил открытое письмо президенту «Норильского никеля» Владимиру Потанину, призвав его к ответственности за случившееся в Норильске. «В сложившейся ситуации руководство компании и лично Вы должны взять на себя всю ответственность за произошедшую экологическую катастрофу и незамедлительно обеспечить весь комплекс экстренных мер по ликвидации ущерба и предотвращению подобных ситуаций в будущем за счет средств компании «Норильский никель», – говорится в нем.
В письме обращается внимание на попытку скрыть информацию в первые дни после аварии и на то, что ограждающая резервуар конструкция не смогла предотвратить попадание дизельного топлива в реки. В документе отмечается, что в ходе ликвидационных работ стали очевидными недостатки существующего в «Норильском никеле» плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти, например отсутствовали многие необходимые для сбора ее на воде средства, не было заранее известно, как именно будет храниться собранная солярка.
И наконец, Всемирный фонд дикой природы попросил Владимира Потанина в течение месяца проинформировать общественность о принятых мерах по полной очистке пострадавшей территории, об обеспечении безопасного хранения собранных нефтепродуктов и решении вопроса с их вывозом из Норильска.
Следствие во всем разберется
Положение дел, связанных с ликвидацией последствий разлива дизельного топлива на ТЭЦ-3, остается непростым. 18 июня стало известно, что взятые пробы воды в районе разлива показали резкий скачок в ней содержания опасных веществ по сравнению с предельно допустимыми концентрациями: перед боновыми заграждениями на реке Амбарной ПДК нефтепродуктов были превышены в 15 раз, за ними – в 1,3 раза. Это означает, что боновые заграждения на Амбарной не могут сдерживать проникновение углеводородов в озеро Пясино, откуда они могут в итоге попасть в Карское море.
Чуть ранее Следственный комитет России возбудил уголовное дело против сотрудников «Норильского никеля» и компании «Механобр инжиниринг» по обвинению в нарушении правил охраны окружающей среды. По версии следствия, с июня 2017 по июль 2019 года их работники (чьи имена пока не установлены) допустили нарушения при проектировании и строительстве хранилища для размещения отходов, образующихся на Талнахской обогатительной фабрике, и поэтому неочищенные стоки сбрасывались в районе реки Томулах и рудника «Октябрьский». Общая сумма ущерба, причинного природе, оценивается более чем в 154 млн рублей.
Помимо этого, ведется следствие еще по нескольким уголовным делам, начатым в связи с аварией в Норильске, в том числе против главного государственного инспектора Енисейского управления Ростехнадзора Елены Новожиловой – по обвинению в халатности (за то, что она в ходе проверок в 2017 и 2018 годах не осмотрела резервуар на ТЭЦ-3 и не выявила отсутствие на него положительного заключения экспертизы промышленной безопасности) и руководства ТЭЦ-3 – в загрязнении вод и нарушении правил охраны окружающей среды.
Оплата исключительно за свой счет
Сам «Норильский никель» в этой крайне непростой ситуации повел себя немного странно. Дело в том, что после аварийного разлива он стал публиковать на своем сайте информацию о ходе ликвидационных работ, регулярно ее обновляя. В последний же раз данные о них были опубликованы 17 июня. На запрос «ФедералПресс», отправленный 19 июня по электронной почте руководителю пресс-службы «Норильского никеля» Татьяне Егоровой о причине отсутствия свежих сведений на портале компании, последовал краткий ответ: «Сегодня выйдет обновление».
Создается впечатление, будто в конце рабочей недели в пресс-службе «Норильского никеля» решили немного расслабиться. Тем не менее после запроса «ФедералПресс» на сайте «Норильского никеля» все-таки появилась новая информация, посвященная как раз совещанию с главой государства.
Оказывается, собранная в реках водно-топливная смесь будет утилизирована без всякого вреда экологии, осталось только определить способ, как это сделать. Чтобы сделать правильный выбор, «Норильский никель» планирует обратиться к опыту партнеров по нефтяной индустрии.
«Норильский никель» приступил к разработке проекта рекультивации пострадавшей территории, обещая оплатить ее за свой счет, а также восстановить биоресурсы в Амбарной и Далдыкане (какие именно, не уточняется; наверное, имелись в виду рыбы и птицы).
И, наконец, вместе с надзорными органами он начал проверку всех без исключения производственных объектов и выделил на проведение в 2020 году дополнительных мероприятий по повышению промышленной безопасности 2,5 млрд рублей и еще 11 млрд рублей – на 2021 год.
Связи никакой нет
Случайно или нет, но 19 июня «Норильский никель» объявил о продаже австралийского никелевого проекта Honeymoon Well международному горнорудному гиганту BHP Group, умолчав про сумму сделки.
Honeymoon Well был приобретен «Норильским никелем» в числе целого портфеля активов у американской OM Group за 408 млн долларов. Он предполагал приступить к добыче никелевых руд, однако она так и не началась.
Правда, отраслевые эксперты считают, что сделка с BHP Group может не иметь никакой связи с аварией в Норильске.
«К аварии в Норильске это не имеет отношения, это избавление от непрофильных активов, вкладываться в разработку которых сегодня не имеет смысла», – говорит Максим Худалов, старший директор АКРА.
Аналитик «Финам» Алексей Калачев полностью с ним согласен: «Продажа Honeymoon Well никак не связана с аварией в Норильске. Авария произошла совсем недавно, а такие сделки готовятся долго. И уж точно это не быстрая продажа, чтобы покрыть неожиданный убыток. У «Норильского никеля» чрезвычайно высокая рентабельность бизнеса и сильный свободный денежный поток. При необходимости компания всегда может привлечь дополнительное долговое финансирование в масштабах куда больших, чем потребуется на устранение последствий аварии».
Бизнесу жадность вредна
Как бы там ни было, «Норильскому никелю» придется изрядно раскошелиться на приведение загрязненной местности в порядок. Напомним, ранее Владимир Потанин оценивал масштаб ущерба в 10 млрд рублей. Совершенно очевидно, что он может быть гораздо больше.
«Некоторые сравнивают эту аварию с ситуацией, произошедшей в 1989 году у берегов Аляски, когда из танкера, принадлежащего американской компании ExxonMobil, вылилось 39 тыс. тонн нефти. Нефть разлилась более чем на 2 тыс. километров побережья, экологии был нанесен серьезный ущерб, погибли сотни тысяч животных. Exxon понес денежные потери на сумму почти 4 млрд долларов: из них 2 млрд долларов составили затраты на очистку прибрежных вод от нефти и еще 1,8 млрд долларов – выплаты за нанесенный ущерб и восстановление последствий от разлива. После этой аварии были приняты изменения в законы, ужесточающие штрафы за нефтяные разливы», – вспоминает Виталий Громадин, старший аналитик «Фабрики инвестиционных идей» БКС, добавив, что аварии в Норильске и на Аляске слишком отличаются друг от друга, чтобы проводить параллели относительно нанесенного экономического ущерба.
«Сумма штрафа за разлив нефтепродуктов может быть гигантской, тем не менее с учетом позиции компании по самостоятельному финансированию операции по очистке территории штраф вряд ли будет запретительным», – допускает Максим Худалов.
По мнению же Алексея Калачева, никаких политических или правовых проблем у «Норильского никеля» и лично Владимира Потанина не возникнет. «Каких-либо политических или фатальных юридических последствий аварии в Норильске ни для «Норильского никеля», ни для Владимира Потанина не будет. Экономические наверняка проявятся, и в основном долгосрочные. Уже понятно, что в ближайшем будущем необходимо будет много инвестировать в модернизацию производства и обеспечение экологической безопасности», – прогнозирует он.
Проще говоря, топ-менеджмент «Норильского никеля» во главе с Владимиром Потаниным может отделаться легким испугом. Если только опять в Норильске что-то не произойдет…
Фото: Морская спасательная служба