Top.Mail.Ru
Экономика
Нижегородская область
0

Корона-кризис: как регионы ПФО прошли между Сциллой и Харибдой

Корона-кризис больно ударил и по гражданам, и по бизнесу
Корона-кризис больно ударил и по гражданам, и по бизнесу

Во время пандемии руководителям регионов пришлось лавировать между Сциллой и Харибдой: сохранением экономики и здоровья людей. Именно такую задачу поставил перед ними президент РФ Владимир Путин. По прошествии трех месяцев можно констатировать, что большинство регионов с задачей справились, но острые моменты были у многих. Подробности того, как пережили пандемию регионы ПФО, – в материале «ФедералПресс».

COVID-нашествие

экспертное мнение
Елена Шелехова
26.06.2020, 17:35

«У внутреннего туризма появилась хорошая возможность для развития». Эксперт – об организации отпуска в России

Регионы ПФО пострадали от коронавируса по-резному: в лидерах по зараженным остается Нижегородская область – более 16 тысяч человек. Это в большей мере обусловлено деловыми и административными связями с Москвой и Московской областью. Многие жители региона работают или часто бывают по делам в столице.

В остальных регионах количество выявленных с диагнозом COVID-19 колеблется от 3 до 6 тысяч. Меньше всего выявлено в Удмуртии: менее 1,5 тысячи.

При этом смертность в ПФО фиксируется на уровне ниже общероссийского (1,41 %), кроме одного региона. Меньше всего летальных случаев в Татарстане – 0,26 %, превышает общероссийский Удмуртия– 1,53 %.

Наиболее серьезные вспышки эпидемии были зафиксированы в Ульяновской области (Карсунский район, где заболело в краткие сроки более ста человек), в нескольких населенных пунктах вводился карантин. На карантин закрывали и 8 населенных пунктов в Нижегородской области, несмотря на то что число заболевших там было не столь велико.

Оренбургская область вводила карантин и в населенных пунктах, и в отдельных домах. Последнее, из-за нескоординированной работы местных чиновников, приводило к конфликтам между медиками, Роспотребнадзором и населением. Например, проживающие в общежитии в Коммунарке, возмущенные тем, что им ничего не объясняют о причинах введения карантина, неоднократно выкладывали видео в соцсети, требуя снять ограничительные меры.

Что касается готовности системы здравоохранения, то все регионы выполнили норматив по развертыванию коечного фонда, тестирование на коронавирус проводится в необходимом объеме. В Нижегородской области силами Министерства обороны был возведен современный госпиталь (один из 16, построенных во время пандемии в стране). В Башкортостане рекордными темпами был построен новый инфекционный госпиталь, окончание строительства – 25 мая. В Казани тоже строят новый корпус инфекционной больницы.

По выплатам медработникам проблемы, вышедшие в федеральную плоскость, были у Башкирии (Белебей). Остальные регионы, такие как Мордовия или Чувашия, не только все сделали вовремя, но и доплатили из регионального бюджета тем, кто не попал в федеральный список (Самарская область).

В Саратовской области отличились чиновники от здравоохранения, попытавшись закупить «золотые» медицинские маски по 425 рублей за штуку. Впрочем, проверки по закупкам СИЗ медучреждениями начаты во многих регионах.

Тем не менее федеральный центр внимательно отслеживал ситуацию и выводы будут сделаны, считают эксперты. Например, ведущий аналитики Института региональной экспертизы Марат Хамидуллин считает, что кандидаты на вылет есть, но определят их попозже.

«Я думаю, что часть губернаторов, где возникли серьезные проблемы во время пандемии коронавирусной инфекции, действительно сложат свои полномочия. Например, в числе «кандидатов на вылет» – губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. Однако это будет сделано не прямо сейчас, а когда последствия кризиса, вызванного эпидемией, будут сведены к минимуму и начнется подведение итогов. Скорее всего, как минимум до сентября никаких кадровых решений принято не будет, а если и будет, то реализация их начнется позже. Как бы то ни было, но эпидемия стала для всех глав регионов серьезным испытанием на прочность. Однако сдать этот экзамен удалось далеко не всем», – считает Хамидуллин.

Безработица выросла в разы

Введение режима повышенной готовности, а вместе с ним – нерабочих дней вызвало беспокойства больше, чем опасность заразиться новой инфекцией. Кто и как должен был платить за нерабочие дни, в каком объеме и насколько это противоречило существующим нормам ТК РФ – основные темы, которые волновали бизнес.

Крупные промышленные предприятия, организации, от которых зависело жизнеобеспечение населения, продолжили работать, время простоя у них было незначительно.

Хуже всего пришлось малому бизнесу: часть предприятий, относящихся к МСП, не работает до сих пор.

Согласно итогам мониторинга субъектов МСП «Бизнес-барометр», проведенного Торгово-промышленной палатой РФ, большинство предпринимателей так или иначе сокращали сотрудников или урезали зарплаты.

Мониторинг ТПП РФ

В некоторых регионах за месяц количество безработных увеличилось кратно. При этом из тени вышли те, кто работал за серую зарплату. Таких сотрудников сократили в первую очередь, и они массово начали обращаться в службы занятости.

К концу мая рост обращений за пособиями замедлился, так как правительством РФ были приняты меры поддержки предпринимателей, которые смогли сохранить штат. Но так как многие отрасли либо остаются закрытыми (фитнес, развлекательные центры, туризм), либо работают в условиях ограничений (общепит, торговля), то стоит ждать второй волны увольнения из-за закрытия бизнеса и сокращения расходов на персонал в первую очередь.

Безработица

Эксперты не видят позитивного тренда, пик безработицы в стране еще впереди. По мнению экономического аналитика Артема Ермолаева, это долгосрочный тренд. «При этом можно прогнозировать, что рабочих мест будет становиться все меньше и меньше, а заработная плата падать. Особенно явно это будет проявляться в экономически отсталых регионах и моногородах», – считает Ермолаев.

Коллегу поддерживает Ирина Романова: «В ближайшие месяцы продолжит стремительно нарастать проблема безработицы. Ожидать, что откат к прежним значениям произойдет в ближайшее время, не стоит – работы будет меньше, при этом продолжит расширяться теневой сектор экономики».

Экономический спад затронул не все отрасли

Экономика регионов уже в апреле показала устойчивое снижение. В первую очередь из-за неопределенности эпидемиологической обстановки и неясности применения новых НПА – самоизоляция, нерабочие дни, пострадала промышленность.

В большинстве регионов ПФО индекс промпроизводства в январе – апреле по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года снизился. Исключением стали те, кто либо быстро перепрофилировал имеющиеся мощности, либо заранее привлек инвесторов.

Индекс промпроизводства

При этом производство сельскохозяйственной продукции по результатам I квартала практически не упало, так как на продукты в марте был ажиотажный спрос.

Индекс сельхозпроизводства

Неплохо справилась и строительная отрасль, в отдельных регионах наблюдается значительный рост ввода жилья.

Ввод жилья

Что касается физических квадратных метров, то наибольшее количество жилья введено в Татарстане – 939 тыс. кв. м. Башкортостан – 714,1 тыс. кв. м, Нижегородская область – 520 тыс. кв. м, Самарская – 370 тыс. кв. м и Пермский край – 306,2 тыс. кв. м. Меньше всего введено в Мордовии – 90,7 тыс. кв. м, Кировской области – 91 тыс. кв. м и Марий Эл – 107,4 тыс. кв. м.

Таким образом, агропромышленный комплекс и строительство оставались драйверами роста экономики даже в период пандемии. Впрочем, на агроиндустрию ограничения не распространялись с первого дня введения режима, а строительство разрешили вести в числе первых.

Но, по мнению экспертов, этого не хватит для полноценного восстановления. Экономический аналитик Ирина Романова считает, что на сегодняшний день экономика во многих регионах попросту убита. «Падение ряда показателей не может не шокировать. Совершенно очевидно, что отдельные отрасти, такие, например, как АПК и строительство, не в состоянии вытянуть всю экономику. Следует понимать, что одна из ключевых проблем на сегодняшний день – отсутствие платежеспособного спроса. Люди отказываются от крупных покупок, переходят в режим жесточайшей экономии. Именно поэтому сегодня так необходима государственная поддержка», – рассказала Романова редакции «ФедералПресс».

Также она уточнила, что в первую очередь следует обратить внимание на депрессивные регионы. «К примеру, экономическими успехами вряд ли может похвастаться Ульяновская область. Поэтому федеральному центру следует уделять таким территориям особое внимание – причем не просто заливать их деньгами. Нужны сбалансированные и выверенные программы перезапуска экономики», – предлагает эксперт.

Падение в пропасть

Одним из основных показателей экономики, по которому определяют, что «пациент скорее жив, чем мертв», является покупательский спрос.

Продуктовые магазины, фиксировавшие в марте всплеск продаж на волне коронапаники, в апреле стали возвращаться к реальным цифрам. При этом средний чек в ретейле снизился, а цены подросли. На некоторые товары – имбирь, лимон, чеснок– благодаря «народным рецептам от вируса» спрос возрастал в разы. Впрочем, после разоблачения фейков цены с 2000 рублей, например, за лимоны, падали до почти обычных 400 руб. за килограмм.

Но в целом статданные показывают падение индекса оборота розницы в апреле 2020 года даже по отношению к предыдущему месяцу. Спрос начал незначительно восстанавливаться в мае.

Оборот розницы

Тем не менее многие сферы малого и среднего бизнеса понесли огромные потери. Наиболее показательным, наверное, можно считать общепит. Формально работать им разрешили, но по факту обороты снизились более чем в половину.

При этом в двух регионах, Кировской области и Марий Эл, предприниматели сумели мобилизоваться и даже нарастить объемы, 110,6 % и 114 % соответственно.

Но если сравнить с аналогичными периодами прошлого года, падение оборота примерно в 60 % зафиксировано во всех регионах ПФО.

Оборот общепита

Работа на вынос поддержала только крупные ресторанные сети, большинство маленьких кафе либо уже закрылись, либо закроются в ближайшее время. Открытие летних веранд с ограничениями, введенными Роспотребнадзором, не сможет выправить положение. Дешевле закрыть и переждать – консолидированное мнение предпринимателей данной отрасли.

О том, что восстановление общепита прямо завязано на покупательской способности, а рестораны – не предметах первой необходимости, говорит экономический аналитик Артем Ермолаев: «На мой взгляд, восстановление сферы общественного питания произойдет не очень быстро. Регионам, в отличие от Москвы, придется хуже. Здесь люди в большей степени потеряли свои доходы. Как известно, рестораны – это то, от чего наши граждане привыкли отказываться в первую очередь. Грустный факт, но предпосылок для резкого изменения ситуации к лучшему нет».

По его мнению, в последние годы сфера общественного питания чувствовала себя не очень хорошо – многие едва находились на плаву. «Пандемия фактически уничтожила этот рынок. Да, некоторые попытались выжить за счет доставки, но полагаю, что это оказалось не особо эффективным. В условиях серьезного падения доходов люди покупают макарошки, а не заказывают стейки из ресторанов», – считает Ермолаев.

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева; инфографика: ФедералПресс / Елена Майорова

Сюжет по этой теме
11 июня 2021, 11:15

Экономический кризис

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.