Top.Mail.Ru
Экология
Москва
3

Под надзором прокурора. Когда «Норильский никель» станет безопасным

Прокурор
Внимание к никелевому гиганту не ослабевает

В ближайшую пятницу «Норильский никель» планирует показать данные о выпуске цветных и драгоценных металлов за первое полугодие. Однако ситуация вокруг компании продолжает интересовать многих в нашей стране вовсе не из-за того, сколько никеля или меди он выплавил. Людей волнует вопрос, когда «Норильский никель» перестанет причинять вред природе, учитывая, сколько экологических аварий и инцидентов произошло на его предприятиях с конца мая. В том, что происходит сегодня в «Норильском никеле» и что еще может произойти, разбирался «ФедералПресс».

Коронавирус мог внести коррективы

31 июля «Норильский никель» должен опубликовать результаты производственной деятельности за первую половину 2020 года. В прошлом году они были довольно неплохие: он смог увеличить выпуск никеля на 6 %, до 109,7 тыс. тонн, меди – на 9 %, до 251,3 тыс. тонн, палладия – на 10 %, почти до 48 тонн, и платины – на 16 %, до 12,1 тонны.

План же на текущий год предусматривает производство 225–235 тыс. тонн никеля, 420–440 тыс. тонн меди, 82,4–86,4 тонны палладия и 19–21 тонны платины. Проведя несложное арифметическое действие, получим, что в январе – июне 2020 года «Норильский никель» мог выпустить 112,5–117,5 тыс. тонн никеля, 210–220 тонн меди, 41,2–43,2 тонны палладия и 9,5–10,5 тонны палладия. Как видно из этих цифр, рост производства может быть только по никелю, по остальным металлам – спад.

В действительности же можно прогнозировать уменьшение выпуска никеля вследствие пандемии коронавируса, приведшей к карантинным ограничениям и трудностям с грузоперевозками, и обвала нефтяных цен в марте, потянувших за собой вниз цены на остальные сырьевые товары, в том числе цветные и драгоценные металлы.

«По итогам первой половины 2020 года можно ожидать снижения производства «Норильским никелем» всех металлов в среднем на 10–12 % как вследствие замедления деловой активности и ослабления спроса на них в период пандемии коронавируса, так и из-за высоких объемов их выпуска, достигнутых в 2019 году», – прогнозирует Алексей Калачев, аналитик «Финам».

Опять все не ладно

Даже если производственные результаты первого полугодия окажутся у «Норильского никеля» получше, чем было в аналогичном периоде 2019 года, в целом за текущий год они могут все-таки понизиться в результате ЧП 24 июля на руднике «Маяк»: из-за остановки сразу восьми насосов в горные выработки, расположенные на глубине 245 метров, стала поступать вода. Находившихся под землей 112 горняков пришлось поднять на поверхность, и в ближайшее время работа «Маяка» должна быть возобновлена (цитируется ТАСС).

При этом сам «Норильский никель» никакого пресс-релиза про инцидент на «Маяке» не опубликовал, словно ничего и не произошло, хотя речь идет об одном из важнейших горнодобывающих предприятий его Заполярного филиала: его остановка не может не влиять на выплавку цветных и драгоценных металлов во всей компании.

В «Норильском никеле» же утверждают обратное – простой «Маяка» не скажется на объемах производства. «Мы сообщим, когда предприятие вновь заработает», – прокомментировала Татьяна Егорова, руководитель пресс-службы «Норильского никеля».

Судя по всему, подтопление «Маяка» не является безопасной случайностью и могло быть связано с плохим состоянием насосов. «Данная авария могла бы привести к человеческим жертвам, – обращает внимание Светлана Клюева, заместитель директора АНО «Равноправие». – Самое главное, что череда аварийных ситуаций по одной и той же причине – изношенность и техническое старение оборудования – говорит о том, что основная причина всех аварий не исправляется».

Не было, хотя планируется

Зато 24 июля «Норильский никель» радостно сообщил, что презентовал на совещании в Ростехнадзоре детальный план мероприятий по повышению промышленной безопасности на своих объектах.

Согласно пресс-релизу «Норильского никеля», данный документ предполагает анализ ее состояния, организацию и ведение системы дистанционного мониторинга и контроля на предприятиях «Норильского никеля». Особое внимание обещают уделить вечной мерзлоте, наладив наблюдения за ней и влиянием на нее климатических условий в Норильске.

Из этого вытекает простой вывод: никакого сколь-либо систематического мониторинга за вечной мерзлотой в Заполярном филиале «Норильского никеля» до нашумевшего на всю планету разлива дизельного топлива из хранилища ТЭЦ-3 могло и вовсе не вестись.

Между тем подобная катастрофа может повториться. Анализ данных с радаров космических спутников, проведенный в Федеральном исследовательском центре информационных и вычислительных технологий, выявил таяние вечной мерзлоты и проседание грунта в месте нахождения как разрушенного хранилища, так и соседних с ним трех емкостей. Если не принять экстренных мер, то разливов нефтепродуктов с последующим загрязнением местных рек вряд ли удастся избежать (цитируется РИА «Новости»).

Детали же вышеупомянутого плана «Норильский никель» предпочитает не разглашать. «Документ не является публичным», – сообщила Татьяна Егорова.

Вот это уже выглядит странноватым, в плане явно не могут содержаться секретные сведения, которые надо прятать от широкой общественности, и без того возмущенной масштабом экологической катастрофы в Норильске.

О бедном гиганте замолвите слово

Еще «Норильский никель» нанял международную компанию ERM, занимающуюся экологическим консалтингом, и поручил ей провести независимую экспертизу разлива солярки на ТЭЦ-3 в Норильске. «Ее специалисты изучат возможные причины аварии, проанализируют принятые меры по устранению ее последствий, а также запланированные долгосрочные шаги. По итогам своей работы ERM подготовит независимый отчет для рабочей группы «Норникеля» по вопросам окружающей среды и экологии», – говорится в пресс-релизе «Норильского никеля».

На самом же деле речь может идти совершенно об ином: так как «Норильский никель» не согласен с размером ущерба от аварии, рассчитанным Росприроднадзором (он оценивается в сумму около 150 млрд рублей), а причины случившегося в общем-то лежат на поверхности (отсутствие нормального контроля за вечной мерзлотой и стоящими на ней резервуарами), то ERM должна подготовить обоснование для снижения размера выплат за вред природе. Мол, «Норильский никель», конечно, виноват – и в то же время не совсем виноват.

Сам же «Норильский никель» мог бы неплохо сэкономить, подрядив для выполнения столь «благородной» задачи отечественную фирму вместо иностранной. На вопрос «ФедералПресс», почему же «Норильский никель» не смог найти альтернативу ERM в России и сколько она получит за труды праведные, Татьяна Егорова заявила: «Сумма контракта не разглашается. Компания работает с большим количеством экспертов, как российских, так и зарубежных».

Она добавила, что в числе прочего «Норильский никель» инициировал проведение большой научной экспедиции Сибирского отделения РАН в Арктику. Похвально, только и без нее понятно, что хрупкая северная природа будет долго восстанавливаться после «бережливой» деятельности «Норильского никеля» (если сможет вообще восстановиться).

Никто не хочет платить за вред…

Впрочем, совершенно очевидно, что руководство «Норильского никеля» будет стоять до конца, желая максимально уменьшить количество денег, которое ей все-таки придется перечислить в бюджет государства за экологическую катастрофу, произошедшую на ТЭЦ-3 в Норильске. Добавим к ним возможные штрафы за остальные инциденты, случившиеся в июне и июле, и выплаты могут стать еще больше.

«Нет сомнений, что сумма ущерба почти в 150 млрд рублей, которую предъявили «Норильскому никелю» в Росприроднадзоре, является не окончательной. В Росприроднадзоре решили до максимума усилить финансовое давление на «Норильский никель»; видимо, «существовало мнение», что наказание «Норильского никеля» должно быть громким и показательным. Понятно, что акционеры «Норильского никеля» не «мальчики для порки», они будут отстаивать его интересы, и сумма ущерба наверняка будет пересмотрена в суде. Думаю, что в итоге общий объем выплат «Норильского никеля» по экологическим претензиям не превысит 30–50 млрд рублей, что не нанесет ущерба ни бизнесу, ни акционерам», – считает ведущий аналитик QBF Олег Богданов.

Действительно, отстегнуть 30 или 50 млрд рублей куда приятнее, нежели 150 миллиардов (непосредственно сам «Норильский никель», по словам Татьяны Егоровой, потратил на ликвидацию последствий аварии на ТЭЦ-3 6 млрд рублей). Для него согласиться с расчетом вреда, проведенным Росприродназором, означает расстаться с 30 % чистой прибыли по итогам 2019 года.

«Сумма с высокой вероятностью будет уменьшена. Почти 150 млрд рублей, выставленных надзорными органами, были взяты в качестве максимально возможного штрафа. Без учета повышающего коэффициента компания должна была бы заплатить в бюджет порядка 30 млрд рублей. Но даже это кратно превосходит реальный экологический ущерб, поскольку штраф выводится из таких соображений, чтобы компаниям было невыгодно сбрасывать отходы и загрязнения, оплачивая только расходы на восстановление среды. По оценке «Гринпис», которая склонна завышать размер ущерба, разлив топлива обошелся экосистеме региона в сумму до 6 млрд рублей. Итоговая сумма, которую заплатит «Норникель» по суду, скорее всего, будет лежать в этих пределах: от 6 до 30 млрд рублей. Я склоняюсь к тому, что наказание привяжут к размеру годовой прибыли. Скажем, при штрафной ставке 5 % «Норникель» заплатит около 20 млрд рублей», – предполагает Валерий Емельянов, аналитик «Фридом Финанс».

… но придется

Вместо того чтобы добровольно выплатить рассчитанный Росприроднадзором штраф, руководство «Норильского никеля» предпочло пойти другим путем – увеличить число вице-президентов, образовать департамент экологии и инспекцию по мониторингу технико-производственных и экологических рисков. То есть акцент, похоже, будет делать на бюрократию, а отнюдь не на предотвращение аварий.

Однако легко отделаться «Норильскому никелю» не удастся. Сегодня стало известно, что председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко отправила обращение генеральному прокурору России Игорю Краснову, указав в нем на нарушение конституционных прав жителей Норильска в результате экологической катастрофы на ТЭЦ-3.

«Чрезвычайные ситуации техногенного характера происходят в Норильском промышленном районе с определенной периодичностью, что говорит о необходимости принятия системных мер по обеспечению экологической безопасности», – подчеркнула в документе Валентина Матвиенко.

Она попросила усилить надзор за соблюдением экологического законодательства, наладить систему регулярных проверок мер, принимаемых для устранения последствий разлива, и осуществлять контроль за целевым расходованием средств, которые «Норильский никель» перечислит в счет возмещения причиненного вреда окружающей среде.

Обращение Валентины Матвиенко точно не останется без внимания, и теперь, возможно, топ-менеджменту «Норильского никеля» помимо написания планов придется отчитываться за их выполнение перед сотрудниками прокуратуры, которым голову красивыми словами заморочить не удастся.

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.