Десятого августа исполняется 5 лет с того момента, как Мария Захарова стала официальным представителем МИД России. Все эти годы она регулярно делает заявления, вызывающие резонанс как в России, так и в странах, к которым эти заявления обращены. Вот и на этой неделе Захарова отметилась едкими и одновременно жесткими высказываниями о задержании 33 россиян в Белоруссии и об объявленной Госдепом награде в 10 млн долларов США тем, кто предъявит доказательства о вмешательстве в американские выборы. В последнее время муссируются слухи о переводе Марии Захаровой на более высокую должность. В чем секрет ее успеха – в материале «ФедералПресс» в рубрике «Персона недели».
Китайский в совершенстве
Мария Захарова родилась в 1975 году в семье дипломатов, и поначалу жизнь, а потом и карьера ее складывались довольно типично для людей этой среды. Около 10 лет в детстве она жила в Пекине, где работали родители. Именно с этим связано и то, что Захарова в совершенстве владеет китайским языком.
В 1998 году окончила факультет международной журналистики МГИМО МИД России по специальностям «востоковедение» и «журналистика». Проходила практику в посольстве России в хорошо знакомом с детства Пекине. С 1998 года успешно выстраивала свою карьеру в МИД. Начала с работы в редакции журнала «Дипломатический вестник», затем перешла в департамент информации и печати МИД России. В 2005 году стала пресс-секретарем постоянного представительства РФ при ООН в Нью-Йорке. Видимо, на этой должности, глядя на стиль работы западных коллег, она поняла, что времена сухой подачи информации в мире дипломатии уходят в прошлое.
Десятого августа 2015 года Захарова была назначена официальным представителем МИД России. Однако вопреки названию своей должности, в публичном пространстве она с самого начала избрала полуофициальный тон, порой на грани фола. Почти с самого начала за ней стали «записывать афоризмы», обращенные, как правило, к западным политикам и дипломатам. Можно вспомнить ее призыв «учить матчасть», адресованный экс-президенту Бараку Обаме, слабо разбиравшемуся в российской истории. Или записи в соцсетях, где она критиковала Facebook за блокировку страницы писателя Эдуарда Багирова из-за употребления слова «хохлы» и публично задавалась вопросом, являются ли ругательными и запретными в соцсетях «кацап» и «Маккейн». Когда в информпространстве особенно часто употреблялось слово «ватник», один из постов в соцсетях она назвала «Ватнее не бывает», при этом на фотографии к нему она была одета в изящную, украшенную цветами стеганую куртку.
«Жестко, но без грубости и хамства»
«Оригинальность натуры Захаровой позволяет ей хорошо выполнять роль «неформального официального» представителя МИД, – считает политолог, декан факультета «Социология и политология» Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. – При этом она всегда чувствует грань, что позволяет делать порой жесткие заявления, но не впадает при этом в грубость и хамство».
По мнению Александра Шатилова, Захарову выбрали на позицию официального представителя МИД России в разгар противостояния с Западом, в 2015 году, именно потому, что в тот момент была необходимость во внешне раскованном, но ярком и умном спикере. Дипломатия в начале XXI века существенно изменилась. От нее требуется больше публичности, яркости и неформальности. Слова дипломата должны подхватываться и цитироваться в мировых СМИ. И если дипломат умеет сказать так, что завтра его слова мелькают в новостных заголовках, то это тоже своего рода «мягкая сила», инструмент влияния страны на международную политическую ситуацию.
«Политика мягкой силы становится доминирующей в международных отношениях. Сейчас с ее помощью можно добиться гораздо больших результатов, чем посредством грубого и жесткого давления военными и прочими угрозами. Потому-то в том числе на первый план в российском МИД была выдвинута Захарова», – считает Александр Шатилов.
По его словам, в условиях западных санкций в 2015 году как никогда прежде надо было разрушить сложившийся еще со времен Холодной войны имидж российского МИД как мрачного ведомства, где вынашивают некие подозрительные замыслы. Показать, что наши дипломаты такие вот живые люди, которым ничего человеческое не чуждо. Захарова все эти годы успешно справлялась со своей задачей, уверен собеседник «ФедералПресс».
Первая леди российской дипломатии
Политический аналитик международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок считает, что Мария Захарова совершила настоящий прорыв в российской дипломатии.
«Она существенно отличается от предыдущих спикеров российского дипломатического ведомства, – считает Станислав Бышок. – Ее предшественников никто сейчас с ходу не вспомнит. Захарова, образно говоря, прорвала завесу серости вокруг освещения деятельности МИД».
По мнению политолога, Захарову в чем-то можно сравнить с супругой президента СССР Раисой Горбачевой. «До Горбачевой было не принято участие жен руководителей страны в публичной политической жизни. Они, если и появлялись на каких-то приемах, были на вторых, на третьих ролях. Раиса Горбачева, с одной стороны, сразу привлекла к себе внимание, с другой стороны – часть консервативно настроенной публики подвергала ее критике за то, что она нарушала многие сложившиеся форматы», – отметил Бышок. По его словам, точно так же и сейчас наряду с теми, кто одобряет стиль публичного поведения Захаровой, есть немало и критиков ее эксцентричности.
Действительно, в новостях часто можно прочитать формулировку: «Захарова высмеяла слова такого-то дипломата». Однако в современном информационном обществе именно такая подача чаще всего достигает цели.
«Захарова 5 лет назад, когда стала официальным представителем МИД России, уловила этот тренд, и можно сказать, что стала еще и брендом российской дипломатии», – считает Станислав Бышок.
Теперь практически любой человек, не посвященный в кухню российского МИД, знает двух представителей этого ведомства. «В первую очередь, конечно, знают Сергея Лаврова, который ведет себя традиционно для дипломата и отличается некоторым флегматизмом. Возможно, что Захарова как раз подбиралась для того, чтобы возник такой тандем непохожих людей, создающих разноплановый образ российского ведомства», – предположил собеседник «ФедералПресс».
Останется в истории российской дипломатии
В июне этого года президент Владимир Путин присвоил официальному представителю МИД Марии Захаровой ранг чрезвычайного и полномочного посла. Это сразу породило множество версий о дальнейшем развитии ее карьеры. Сама Захарова уходит от ответа на вопросы журналистов на эту тему, но и не отвергает такой возможности.
В любом случае уже сейчас можно сказать, что Захарова стала своего рода вехой в развитии российской дипломатии. «Я думаю, что после Захаровой, когда ее кто-то сменит на этом посту, возвращение к сухому официозному стилю для представителей российского МИД вряд ли будет возможно. Это закон развития информационного общества, к устаревшим моделям подачи информации обычно не возвращаются», – сказал Станислав Бышок.
Фото: helsinki.mid.ru
Компания/персона недели