Сентябрь все ближе, а вместе с ним и, как неоднократно заверяли власти, традиционный, очный учебный год. Но из-за слухов о второй волне пандемии родители школьников опасаются, что удаленка снова может вернуться. Многие оказались перед выбором, добавлять ли к расходам на подготовку к школе ноутбук или выждать в надежде, что, может быть, обойдется. Ситуацию усугубляет правительственный эксперимент по внедрению цифрового образования, старт которого анонсирован на 1 сентября. Некоторые увидели в нем риск ухода от классической школы. Добавляют смуты и «коронавирусные» требования Роспотребнадзора. О школьном переполохе-2020 – в материале «ФедералПресс».
Формат линеек не определен
С предложением дать родителям первоклассников дополнительный оплачиваемый выходной 1 сентября, в День знаний, сегодня, 17 августа, выступила глава Института прогрессивного образования Анна Маркс. Соответствующее письмо она направила вице-премьеру РФ Татьяне Голиковой. В минувший четверг в Минпросвещения сообщили, что регионы сами будут выбирать формат школьных линеек 1 сентября, исходя из эпидситуации. Также было еще раз сказано о планах начать учебный год в традиционном, очном режиме, хотя и с учетом рекомендаций Роспотребнадзора.
После этого в ряде регионов было объявлено, как в их школах пройдет первый день учебного года. Так, на Южном Урале 1 сентября пройдет без родителей и гостей, в Свердловской области, как и в Москве, школьные линейки запретили, Краснодарский край принял выжидательную позицию, готовясь к любому формату Дня знаний, а в Санкт-Петербурге линейки разрешили только для первых и 11-х классов.
Однако ситуация неопределенности пока остается. Хотя бы по риторике, которую используют власти, говоря о новом учебном годе: все эти «планируется», «предполагается» не дают уверенности, что начало учебного года пройдет в обычном режиме. Непонятно пока, и что будет с дополнительным образованием для детей, продленкой, курсами для будущих первоклассников, которые также проводят в школе, и прочей внеурочной деятельностью. Об этом власти воздерживаются говорить. Тревогу из-за неопределенности усиливают слухи о второй волне пандемии коронавируса, которую пророчат то в сентябре, то в октябре. При таком раскладе едва ли власти разрешат привычную работу школ.
Таким образом единственное, что пока доподлинно известно, что 1 сентября во всех школах страны пройдут тематические уроки, посвященные 75-летию Победы. Что будет дальше, родителям остается только гадать.
Ноутбук как первая необходимость
В условиях такой неопределенности многие родители, особенно младших школьников, задались вопросом: нужно ли приобретать ребенку отдельный компьютер или ноутбук?
«В числе необходимого для сборов в школу все пишут ноутбук. На час-другой в день можно взять и родительский. Но если будет дистанционка опять, видимо, это и правда предмет первой необходимости. С другой стороны, покупка ноута первоклашке не входила в мои планы», – написала на популярном родительском форуме мама из Москвы.
Вопрос как никогда актуальный. По данным исследования аналитического центра сервиса для размещения объявлений «Авито», в этом году в комплект вещей для обучения в школе, помимо базовых вещей (школьная форма, ранец, пенал и т. д.), вошли ноутбук и даже компьютерное кресло.
Такой расширенный набор, рассчитанный на случай удаленной учебы, по данным сервиса, будет стоить родителям свыше 20 тысяч рублей. После выхода результатов исследования многие родители посчитали, что эта сумма, учитывая стоимость современных ноутбуков, выглядит слишком оптимистично.
Тенденция к удаленке
Неприязнь к дистанционной учебе со стороны родителей связана не только с желанием избежать лишних трат на компьютеры и ноутбуки. Опыт весны показал, что ни школы, ни ученики не готовы к такому формату, не говоря уже об общешкольных образовательных платформах. К тому же в экспертном сообществе уже неоднократно говорилось о неэффективности и неполезности для школьников дистанционного формата.
По мнению академика РАО отделения общего среднего образования, профессора Александра Киселева, онлайн-формат не может быть стержнем школьного образования. «Надо приложить все силы, чтобы избежать обучения онлайн. Оно губит само образование и пагубно влияет на психику школьников. Так они лишаются среды, которая воспитывает, отучаются общаться и размышлять. Детям необходим совместный поиск истины, а этого не добиться удаленно. Никакой онлайн не заменит учителя, товарища, не заменит детство, – сказал эксперт. – Легче всего закрыть всех в квартирах и даже выдать бесплатные ноутбуки, но мы будем гробить детей».
Академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник ФИРО РАНХИГС Анатолий Цирульников также считает, что невозможно дистанционным способом заменить реальное общение детей с педагогом и детей друг с другом. При этом ученый отметил, что тенденция к переходу на домашнее обучение появилась задолго до пандемии. «Некоторые родители, будучи не удовлетворены возможностями и атмосферой казенной школы, перевели детей на домашнее обучение. Появилась целая сеть домашних школ. Выход из госсистемы и сегодня стоит достаточно остро. Причина тому кроется даже не в самом учебном процессе, хотя и в нем тоже, а больше в политике ожесточившегося контроля, которая возникла в системе образования. Все это накапливалось, и многие родители решили выйти за пределы государственной казенной школы. Такая тенденция есть, но она не станет разрушением системы гособразования и не заменит ее. Но станет сигналом, что эту систему надо менять», – сказал эксперт.
В основной же массе родители показали неудовлетворенность весенним «карантинным» периодом удаленной учебы. Поэтому несложно понять их реакцию, когда летом стало известно о планах правительства начать с 1 сентября эксперимент по внедрению в школы цифровой образовательной среды (ЦОС). Это было воспринято как желание полностью перевести школы на дистанционное образование.
«Этот проект появился в неподходящее время. Родители и так напуганы разговорами о том, что дистанционная форма заменит обычную. Но здесь больше работа организационная: обновление материально-технической базы школ, обучение учителей работе в дистанционном формате, создание единой платформы, которая способна выдержать большую нагрузку», – рассказал «ФедералПресс» главный редактор «Учительской газеты», член Общественного совета при Министерстве просвещения РФ Арслан Хасавов.
Другой эксперт, руководитель Всероссийского фонда образования и сопредседатель движения «Образование для всех» Сергей Комков, говоря о предстоящем эксперименте, также подчеркнул, что он не означает перевод школ на удаленных формат.
«Дистанционного обучения не будет, это четко сказал президент и позже подтвердил министр просвещения Сергей Кравцов. В 14 регионах будет проводиться эксперимент по развитию информационных и дистанционных форм образования, потому что они сейчас несовершенны. Но главной и основной формой обучения будет очная форма, – сказал Сергей Комков. – Переводить на постоянную удаленку нельзя, это погубит систему государственного образования на корню. Ни одна страна мира не планирует такой переход полностью. Европейские страны категорически против дистанционной формы обучения. Вся профессура европейских университетов считает, что дистанционное обучение может быть только как вспомогательный инструмент».
Успеть за две недели
Даже если удастся избежать удаленного формата, учеба в российских школах осенью этого года будет разительно отличаться от предыдущих лет. Летом Роспотребнадзор утвердил особые санитарно-эпидемиологические требования для школ, детских садов и оздоровительных лагерей в связи с условиями распространения коронавируса.
По этим требованиям в школах на входе должна проводиться бесконтактная термометрия учеников. При этом нужно как-то избежать их скопления, поэтому предлагается разобщить время начала уроков и перемен для разных классов. Все, у кого будут обнаружены признаки ОРВИ, должны быть изолированы.
Кроме того, предлагается за каждым классом закрепить отдельный кабинет, в котором будут проходить занятия по всем предметам (за исключением физкультуры, ИЗО, труда, химии и физики). На переменах учащиеся разных классов не должны пересекаться. Вообще же рекомендуется по возможности минимизировать число учеников.
Массовые мероприятия в школах по этим требованиям запрещены. Этот режим действителен до 1 января 2021 года.
Сейчас школы усиленно готовятся, чтобы соответствовать этим требованиям. Но, как сказал Арслан Хасавов, никакой паники нет, поскольку у школ было время подготовиться. Однако в точности выполнить указания Роспотребнадзора у многих не получится. «Мы провели опрос сотрудников системы образования в различных регионах. Спросили, насколько возможно выполнить эти рекомендации. В итоге получили ответ, что выполнить их невозможно. Потому что во многих регионах обучение в школах уже идет в две смены и, чтобы соблюсти социальную дистанцию, им пришлось бы перейти на трех- и четырехсменный режим. Кроме того, непонятно, как обеспечить социальную дистанцию детей после выхода из школы, когда они будут добираться до дома. Все эти меры, задуманные в кабинетах, на практике не реализовать», – сказал эксперт.
Напомним, в каждом школьном кабинете теперь должны стоять рециркуляторы воздуха. На эти цели школам из бюджетов разных уровней выделяются средства.
Российские школьники были переведены на дистанционное обучение в конце марта этого года. За исключением выпускников, никто в школы в минувшем учебном году из-за пандемии так и не вернулся.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин; инфографика: ФедералПресс / Елена Майорова