Проблема с водоснабжением ряда населенных пунктов Краснодарского края продолжает быть актуальной. Например, жители и гости города-курорта Геленджик получают воду из резервуаров, которые им ставят по графику перед домами. Администрация уже признала, что не всегда соблюдаются заявленные временные рамки. «ФедералПресс» поговорил на эту тему с депутатом Законодательного собрания Краснодарского края, заместителем председателя комитета ЗСК по вопросам строительства и жилищно-коммунального хозяйства, членом фракции КПРФ Иваном Жилищиковым. Подробности о частных прудах-накопителях, Краснодарском водохранилище и генплане – в нашем материале.
Проблема водоснабжения достаточно обширна. Где-то вода грязная, а где-то ее вообще нет. Какие есть основные проблемы?
– Пойдем от частного к общему. Есть определенные моменты. Да, не все в городе Краснодаре получают качественную воду, но вопросы постепенно решаются. Мы как депутаты сталкиваемся с проблемой коммуникации между ресурсоснабжающими организациями и регулирующими органами власти.
Есть ситуации, когда приходится сотрудникам администрации просто объяснять элементарные нормы действующего законодательства. Пытаться «поженить» то, что должно жить и так.
У нас сейчас утверждается новый генеральный план Краснодара, его проектом предусмотрено строительство крупного медицинского кластера и обширной комплексной застройки, соответственно строительство коммунальных объектов, в частности водозабора. Но ресурсоснабжающая организация, которая должна строить водозабор в Новознаменском, из-за бюрократической волокиты не может это сделать. Федеральное ведомство – Минприроды – им выдает бумагу о том, что невозможно использовать тот объем воды, который есть в лицензии, надо производить переоценку запасов.
И это чисто бюрократическая искусственная проблема, не дающая решить вопрос развития инженерных систем города. Но эта процедура стоит очень дорого, всю водную линзу нашу краснодарскую надо переоценить. Переоценка производится на 25–50 лет, собственник недр у нас – государство.
Приходится объяснять, давать рекомендации, вмешиваться в проблему. Не всегда слышат, конечно, но прогресс есть. Спасибо коллегам из региональной энергетической комиссии, где действительно работают профессионалы с большим опытом работы.
Это на самом деле всего одна элементарная проблема – цивилизованное и продуктивное общение людей. Чиновников и организаций, населения и власти.
Из-за того, что, условно, ругается Иван Иванович с Петром Петровичем, выясняют отношения – по итогу страдают все. Почему? Тот же самый водозабор невозможно построить, потому что требуемое исследование не могут включить в инвестиционную программу, где предусмотрены развитие сети, а также их реконструкция. И поэтому мы живем без воды, без электричества. И это происходит в Краснодаре в 2020 году.
В этот момент, как пример, что возможно многое, если только работать, в других странах опресняют соленую воду и выращивают нашего осетра в пустыне.
То есть вся проблема по сути в бюрократии?
– Проблема в бюрократии и коммуникации. Меньше согласований, больше персональной ответственности за результат!
Из-за этого напрямую страдают люди. Отравления, заболевания, например.
– Водозабор Школьный – банальный пример неразберихи хозяйствующих субъектов. Субъективно предполагаю, что кто-то в рамках производства работ просто влез в коллекторную группу, поэтому ливневая вода начала смешиваться с питьевой.
В итоге все равно подключают наш краснодарский водоканал, чтобы он исправлял ситуацию.
Кто полез изначально в коллектор? На каких основаниях? На территории КНИИСХ коллектор и грунт проваливался, мы были, видели. Это старая проблема, никто ее не решал десятилетиями. Подключившись, получили ответ из администрации, что проблема с провалами коллектора решена. И здесь планируем разбираться в рамках парламентской деятельности.
В приморских городах аналогичная проблема?
– Это этапы одной проблемы. Сейчас у нас заговорили о том, что отсутствие воды в крае в каком-то моменте связано с осушением Краснодарского водохранилища. На самом деле эти вещи никак не связаны.
Водохранилище – это противопаводковое сооружение, созданное в целях организации рисовой системы, прибрежные города и Темрюк питаются от магистральных водопроводов, которые забирают воду из артезианских источников, никаким образом водоснабжение Геленджика, Новороссийска и Темрюка не связано с уровнем воды в Краснодарском водохранилище.
Новороссийск и Геленджик получают воду из Троицкого группового водовода, Темрюк из Таманского.
Краевые власти активно включились в работу. Что мешает реализовать задуманное?
–На данном этапе все ответственные административные органы и службы заняты подготовкой мероприятий, способных по своей реализации решить проблему.
Необходимо масштабное инфраструктурное строительство новых водозаборов и систем водоотведения, в том числе глубоководных выпусков, разводящих сетей, модернизация существующих водоканалов – понимание есть, стоит вопрос о средствах и механизмах финансирования мероприятий.
Другая сторона. И в Новороссийске, и в Геленджике ранее были природные и искусственные озера, в которых накапливалась вода. Летом, в жару, их спускали, и в города приходила вода – на станцию водоподготовки, после чего чистая вода уходила потребителям.
Сейчас судьба этих водоемов под вопросом – по сведениям профильных ведомств, они уже в частных руках.
Мешает же отсутствие целостной программы развития отрасли, большинство шагов направлены на ситуативное решение поступающих вопросов.
Полагаю, что ситуацию способна разрешить федеральная программа по аналогии с программой «Чистая Волга», назовем ее, как пример, «Чистая Кубань», включив туда, естественно, Азово-Черноморское побережье.
Когда и на каком основании раздали данные водные объекты в частные руки?
– У нас прошли лихие девяностые и не менее лихие нулевые года, да и десятые дали о себе знать. Я считаю, что была большая ошибка и преступление перед обществом, многие из этих «хозяев» водоемов зарегистрированы в офшорах!
Назад вернуть уже не получится?
– Надо принимать государственное решение, и, если будет на то политическая воля, все возможно.
Вы упомянули генплан. Развитие Краснодара учитывает строительство новых сетей?
– По генеральному плану. Сейчас идет стадия его общественного обсуждения. Отмечу, что мне не нравится, как это сейчас происходит. И вот почему.
Я напомню, из регионального бюджета было направлено более 160 миллионов на разработку генплана. Но когда при этом не пускают на обсуждение журналистов и общественников – это безобразие, власть такими действиями дискредитирует себя и принимаемый документ!
И здесь вопрос? Если мы обсуждаем генеральный план, оплаченный из регионального бюджета, вы, наверное, будьте добры соответствовать тем критериям, которые перед вами ставит общество. Я имею в виду в плане открытости обсуждения этого генерального плана. Не надо это все делать за закрытыми дверьми, а потом абы как все оставить. С этим документом нам жить долгие годы, он носит все-таки стратегический характер.
Правда, вы не забывайте, что у наших чиновников есть обостренное чувство внесения всякого рода изменений в уже принятые документы, в том числе и в генеральный план. Так что по этому поводу обольщаться сильно не стоит.
Что могут сделать жители?
– СМИ необходимо освещать деятельность комиссии, а представителям общественности активно принимать участие в обсуждении, формулируя грамотные предложения, иначе сохраняется возможность «своими общественниками» решить все насущные вопросы за закрытыми дверями.
Кстати, я как зампред в комитете по строительству и ЖКХ с профильным образованием, как краснодарский депутат в эту комиссию по обсуждению генерального плана города так попасть и не смог. Есть официальные письма, есть официальные отказы.
Поэтому рассказать вам о том, как будут развиваться наши сети, пока не представляется возможным. Но все впереди, и мы обязательно вернемся к рассмотрению этого вопроса, ведь дорогу осилит идущий!
Есть ли надежда, что что-то изменится для простых людей?
– Будет видно, сейчас сложно предсказать. Прежде всего надо исходить из того, что появится у жителей, станут ли они богаче и уверенней в завтрашнем дне, появятся ли возможности для всестороннего развития и улучшения качества жизни.
Надо посмотреть, как это будет сделано на федеральном уровне, грамотно спроецировать на законодательство региональное, но при этом найти источники финансирования. Если не найти на это средства, то все, о чем мы будем говорить, станет чистейшим популизмом.
Фото: пресс-служба администрации Геленджика