Top.Mail.Ru
Экономика
Республика Башкортостан
0

Особенности отраслевого аффилирования. Кто может стоять за Башкирской содовой компанией

БСК
После противостояния на Куштау к деятельности БСК возникнут вопросы на всех этажах государственной власти

Глава Башкирии Радий Хабиров заявил о планах по возврату в собственность региона Башкирской содовой компании – крупнейшего производителя кальцинированной соды в России: ее попытка добывать известняк на священной горе Куштау вызвала массовые протесты населения. Это весьма неприятно для ее акционеров, предпочитающих держаться в тени. Кто они и кто им может помогать, разбирался «ФедералПресс».

Гора раздора

Правительство Башкирии готовит предложение по выкупу контрольного пакета акций Башкирской содовой компании (БСК), которая вступила в конфликт с жителями региона и экозащитниками из-за планов разрабатывать гору Куштау. Об этом глава Башкирии Радий Хабиров сказал в интервью «Эху Москвы». «Республика – тоже акционер, у нас неплохой пакет. И как республика мы должны взять ответственность на себя. Мы готовим предложение. Нам надо забирать предприятие. То есть нам нужно брать контрольный пакет, выкупить у них определенную долю, они останутся, это их решение», – сказал Хабиров.

Башкирская содовая компания намерена разрабатывать шихан Куштау – одиночную гору в Ишимбайском районе Башкортостана, представляющую собой уникальный памятник природы и истории. БСК намерена добывать на нем известняк, необходимый для производства соды. Однако этому воспротивились местные жители и экологические активисты. Произошли столкновения между ними и сотрудниками частного охранного предприятия (вероятно, нанятого БСК) в присутствии представителей правоохранительных органов (более подробно – «Спорные шиханы. История конфликта вокруг башкирского Куштау»).

Как видим, активная позиция защитников Куштау повлияла на власти республики. Они готовы вступить в сделку. Вопрос – с кем?

Скромные владельцы

БСК – крупный производитель кальцинированной, пищевой и каустической соды. В 2019 году она выпустила 157 тысяч тонн пищевой, 213 тысяч тонн каустической и около 1,8 млн тонн кальцинированной соды (по последнему продукту на ее долю приходится свыше половины производства в России). С ней конкурируют Крымский содовый завод, «БСК-Соль», «КуйбышевАзот», «Пикалевская сода», «Метахим».

Как ни странно, нет полной информации об акционерах БСК, хотя такие люди по логике вещей должны быть на виду. Согласно списку аффилированных лиц БСК, 57,18 % ее акций принадлежит АО «Башкирская химия», 38,28 % – АО «Региональный фонд» и 0,26 % – торговому дому «Башкирская химия».

Интересно, что долгое время часть акций БСК принадлежала кипрской Modissana: в 2016 году она значилась в списке аффилированных с ней лиц, в 2018 году в нем ее уже не было, зато пакет акций БСК, находящийся в руках АО «Башкирская химия», вырос в два раза.

Что касается БСК, то эта компания является весьма прибыльным предприятием: за минувшие 10 лет она ни разу не показывала убытков. В прошлом году ее выручка превысила 48 млрд рублей, чистая прибыль – 12 млрд рублей.

Прибыль БСК

Судя по данным Seldon.Basis, АО «Региональный фонд» принадлежит Министерству земельных и имущественных отношений Башкортостана и занимается финансированием различных проектов в регионе. Любопытно, что в 2017 году правительство Башкортостана передало АО «Региональный фонд» пакеты акций семи организаций, которые не удалось продать с торгов. Это «Башстройтранс», «Башэлектроремонт», НПО «Технолог», «Промвентиляция», «Башкирский холод» и другие.

экспертное мнение
Дмитрий Журавлев
25.08.2020, 19:14

«Радия Хабирова шантажировать трудно, он крепкий мужик». Эксперт о прецеденте с Куштау и БСК

АО «Башкирская химия» в равных долях владеют Дмитрий Пяткин и Сергей Черников. О них обоих достоверно известно, что о них ничего не известно.

Дмитрий Пяткин и Сергей Черников являются учредителями компании АО «Башхим». Согласно выписке из ЕГРЮЛ, они являются единственными учредителями АО «Башхим» с долями в уставном капитале по 7 500 000 рублей.

Пяткин, Черников

Хотя кое-что найти все-таки удалось. По информации Seldon.Basis, Дмитрий Пяткин, помимо «Башкирской химии», еще владеет долями в уставных капиталах ряда фирм различной коммерческой направленности – «Главбашстрой» (производство изделий из бетона), «Экспотрейд» (деятельность в области права и бухгалтерского учета), «Совлинк Холдинг» (управление финансово-промышленными группами), «Совлинк» (операции с ценными бумагами). Последняя контролирует АО «Единая торговая компания» (ЕТК), специализирующееся на торговле каустической содой и хлористым кальцием. Она же продавала продукцию «Каустик» и «Соды» до их объединения в БСК, и, возможно, делает это сейчас.

Еще Дмитрий Пяткин и Сергей Черников были партнерами миллиардера Виктора Вексельберга (владелец группы «Ренова») и его друга Леонарда Блаватника по банку «Альба Альянс», сообщали «Ведомости». Возможно, имея таких влиятельных коллег, подконтрольная «Альба Альянсу» фирма «Совлинк» смогла обзавестись акциями «Каустика» и ЕТК.

Тем не менее есть сомнения, что Дмитрий Пяткин и Сергей Черников могли сами построить столь мощный химический холдинг, как БСК. Обычно без хороших лоббистов в таком деле не обойтись. Если по данным открытых источников изучить список аффилированных с БСК лиц, то в нем обращают на себя внимание два человека – Григорий Рапота и вышеупомянутый Альберт Харисов. Это – примерно тот уровень, который необходим для помощи Дмитрию Пяткину и Сергею Черникову.

Альберт Харисов в 1996–2000 годах трудился советником полномочного представителя Башкортостана при президенте России, в 2000–2001 годах – советником полномочного представителя президента России в Северо-Западном федеральном округе и федеральным инспектором в Ненецком автономном округе, в 2001–2008-м – заместителем премьер-министра Башкортостана.

Григорий Рапота сделал еще более впечатляющую карьеру – с 2007 года он занимал пост полномочного представителя главы нашего государства в Южном федеральном округе, потом в Приволжском, в 2011 году он был назначен государственным секретарем Союзного государства России и Беларуси.

Членом совета директоров БСК Григорий Рапота является чуть ли не с первого дня ее создания. Формально такое не запрещено, например, министр промышленности и торговли России Денис Мантуров входит в совет директоров «Газпрома». Непонятно только, какие у него в совете директоров БСК функции (если она находится в частной собственности, в отличие от «Газпрома», контролируемого государством), какова эффективность его деятельности и размер получаемых за нее выплат.

Альберт Харисов и Сергей Черников имеют не только общие бизнес-интересы. Судя по открытой прессе, они владели земельными участками в деревне Солослово рядом с Москвой, пишет «Новая газета».

Третьим в компании является Виктор Исламов, с которым Черников дружит еще с 90-х годов, о чем сам он говорил в интервью «Ведомостям».

В 2001 году все трое обосновались во Франции, в провинции Прован. Поместья Шато Ля Мартинет общей площадью 300 гектаров и Приорэ Сент Мари Вьей со 100 гектарами, имеющие многовековую историю, расположены в коммуне Лорг. Начиная с 2012 года реализуется большая программа по становлению Шато Ля Мартинет и Приорэ Сент Мари Вьей. Примечательно, что деньги, вкладываемые в эти объекты, имеют российское происхождение. Они связаны с группой компаний «Башкирская химия», сообщает издание «Лента.ру».

Далекоидущие последствия

Однако отраслевые эксперты допускают, что, даже несмотря на наличие сильного лобби, из-за скандала с Куштау у БСК могут все-таки возникнуть серьезные проблемы.

«Это может отрицательно сказаться на репутации компании, осложнить ее отношения с партнерами, властями и населением. Есть риск того, что от ее продукции может отказаться часть потребителей, которые считают, что нужно более ответственно относиться к климату и окружающей среде на планете, сократить антропогенную нагрузку. Не исключено, что компания как работодатель может стать менее привлекательной, из нее могут начать увольняться сотрудники. Повышенное внимание к этой ситуации может инициировать различные проверки ее деятельности, которые могут выявить нарушения, что может привести к наказаниям», – считает Дмитрий Баранов, ведущий эксперт «Финам Менеджмент».

«В противостоянии общественности БСК вела себя довольно уверенно, ведь вся разрешительная документация у нее была официально оформлена и сложностей быть не должно. А они возникли, поскольку в БСК забыли учесть мнение населения, и теперь она находится под очень пристальным вниманием и властей, и общественности», – указывает промышленный эксперт Леонид Хазанов.

Специалисты считают, что БСК следовало бы не держаться за Куштау и поискать другие месторождения, – в нашей стране известняка навалом.

«Остановка БСК ударит по российской промышленности, почти полностью отказавшейся от ввоза из-за границы кальцинированной и пищевой соды. Как только она прекратит работу, импорт сразу скакнет, особенно кальцинированной, – говорит Игорь Петров, генеральный директор исследовательской группы «Инфомайн». – Для Башкортостана проблемы БСК с сырьевым обеспечением могут привести к сокращению рабочих мест и налоговых поступлений в бюджет, росту безработицы и социальной напряженности в Стерлитамаке».

По его словам, БСК следовало бы проработать варианты освоения альтернативных Куштау месторождений, как далеко бы они ни находились. Если они расположены в пределах Башкортостана, то правительство региона могло бы предоставить налоговые льготы для их разработки, если же за его пределами – то могло бы договориться о них с региональными властями.

Старший директор АКРА Максим Худалов, напротив, никакой катастрофы не видит. «Конечно, работать станет хуже. Куштау – наиболее благоприятный объект для разработки, который позволит, практически не неся дополнительных затрат, получить доступ к огромным запасам и сразу показать хорошую рентабельность в последующие годы. Но если не будет Куштау, компания ни в коем случае не умрет. Ей предстоят в таком случае крупные инвестиции, но это рядовая ситуация для большинства добывающих компаний, здесь нет никакого кризиса», – отметил он.

В любом случае после противостояния на Куштау к деятельности БСК возникнут вопросы на всех этажах государственной власти. «Необходимо разбираться с выдачей компании необходимых разрешений. Не исключено, что при этом могли быть допущены какие-либо ошибки, что и привело к такой ситуации. Причем, учитывая общественный резонанс, этим должны заниматься федеральные структуры, что поможет в разрешении данной ситуации и позволит избежать похожих историй в будущем в других регионах», – прогнозирует Дмитрий Баранов.

По мнению Хабирова, вопрос нужно решать исходя из стратегической точки зрения.

«Есть предприятие, которое является важным для экономики республики, на нем работают тысячи людей. С учетом сложной ситуации с сырьевой базой надо думать над тем, что делать для сохранения предприятия, – подчеркнул глава Башкортостана. – Нам здесь, на месте, немного виднее и понятнее, что делать. Совместно с другими акционерами, управляя стратегией развития, мы можем спасти предприятие. Это критически важно для нас».

Кстати, сами акционеры БСК к возможности ее национализации морально готовы.

В АО «Башкирская химия» на телефонный звонок корреспондента «ФедералПресс» с просьбой соединить его с Дмитрием Пяткиным или Сергеем Черниковым сообщили, что он ошибся номером.

Елена Овчаренко, пресс-секретарь Григория Рапоты, сообщила, что начиная с 10 августа он не дал ни одного комментария ни одному СМИ (из-за событий в Беларуси). Однако она обсудила с Григорием Рапотой вопрос корреспондента «ФедералПресс» и предложила вместо него пообщаться с генеральным директором БСК Эдуардом Давыдовым.

Альберт Харисов, отвечая на вопрос о том, что «акции компании завязаны на офшоры и фактически контролируются из-за границы», ответил, что «все центры принятия юридических решений со стороны акционеров, входящих в группу «Башхим», находятся на территории России». Однако, как следует из второй части ответа, перерегистрация холдинга до сих пор не завершена, хотя и начата 4 года назад. «В целом скажу, что мы еще в 2016 году приняли решение перерегистрировать в России весь холдинг. Уже тогда нам стало очевидным, что российское законодательство вышло на такой уровень, когда владение акциями через низконалоговые иностранные юрисдикции не имеет никакого смысла. Процедура требует предпринять много аккуратных и выверенных шагов. Сейчас мы ее уже завершаем», – пишет «Прайм».

Скандал с БСК однозначно еще не завершен, ее реальные выгодополучатели и лоббисты находятся в тени. «ФедералПресс» продолжит следить за развитием ситуации и поведением ее основных участников.

Фото: пресс-центр БСК, инфографика: ФедералПресс / Елена Майорова

Сюжет по этой теме
20 сентября 2017, 10:52

Расследования «ФедералПресс»

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.