«ФедералПресс» продолжает проект «Чьи амбиции круче?», в котором каждую неделю рассказывает о депутатах свердловского заксобрания. Мы выясняем, какие политические и финансовые кланы стоят за каждым из них, какую позицию они занимают по ключевым вопросам и стоит ли им рассчитывать на переизбрание в 2021 году. Сегодня в материале «ФедералПресс» – все о Владимире Радаеве.
Без конфликта интересов
Член комиссии по социальной политике, единоросс Владимир Радаев в прошлом году получил 6,5 млн рублей дохода. Ему принадлежат земельный участок и жилой дом, ранее в декларациях фигурировал также гаражный бокс. Супруга депутата принесла в семейный бюджет еще 1,3 млн, у нее есть гараж, автомобиль Lexus NX 200, трактор и уборочная машина. Радаев воспитал двух дочерей, обе они уже взрослые.
Известно, что Радаев является председателем профсоюзной организации «Евраз НТМК». В 2014 году сайт TagilCity опубликовал анонимное письмо, в котором профсоюзному боссу приписывали коттедж в элитном районе Нижнего Тагила, сам Радаев в ответ заявил, что «смотрит на эти вещи сквозь пальцы».
Кроме того, неоднократно появлялась информация о том, что родственники Радаева могут быть связаны с компаниями, получающими подряды от НТМК (по некоторым данным, речь может идти о фирме «СКБ-НТ»). В разговоре с корреспондентом «ФедералПресс» депутат не стал отрицать эту информацию, но категорически опроверг наличие конфликта интересов.
«Выиграл конкурс – работаешь, не выиграл – не работаешь. Когда у меня одна дочь работала в администрации, а вторая – на комбинате, тоже можно было сказать про конфликт интересов. Это надуманная история, потому что на конкурс идти никто никому не запретит. Насколько мне известно, в последний раз на конкурс заявилось не меньше четырех компаний», – заявил он.
Соратник Носова
Владимир Радаев родился в Горьковской (Нижегородской) области, но еще в молодости переехал в Нижний Тагил, где устроился рабочим на металлургический комбинат. В дальнейшем из цеха он перешел в профсоюз и в 1995 году стал зампредом заводской профсоюзной организации. В это время задержки зарплат на комбинате достигали нескольких месяцев, но официальный профком предостерегал рабочих от забастовок. Более радикально настроенные металлурги объединились в «свободный профсоюз»: он проводил пикеты у центральной проходной, а в 1996 году организовал забастовку в конвертерном цехе, где рабочие были недовольны новым графиком работ. Радаев уверяет, что никогда не шел на конфликт со «свободными профсоюзами».
«Мы заняли правильную позицию, нашли баланс и с трудящимися, и с руководителями. Нас старались столкнуть лоб в лоб, но на это мы не пошли. Я не стал поливать грязью «свободные профсоюзы», у нас была одна задача. Можно пойти к руководителю и отменить выговор, а можно обратиться в суд и кричать, что снял два выговора. Мы и по двадцать два, и по тридцать снимали. Когда происходит нестабильность, невыплата зарплаты, они [свободные профсоюзы] появляются, а в период стабильности им сложно решать вопросы», – рассказывает он.
Правозащитник Михаил Золотухин, сотрудничавший со «свободным профсоюзом», считает нарисованную картину слишком идиллической.
«На собраниях официальный профсоюз всегда поддерживал директора», – заявил он корреспонденту «ФедералПресс».
Радаев был избран председателем профкома в 1998 году, когда гендиректором НТМК стал Сергей Носов и ситуация начала налаживаться. В 2000 году руководство комбината решило выдвинуть в городскую думу своих представителей, в числе которых оказался и Радаев. «До 2000-х годов у нас не было ни одного депутата от комбината, а мы отчисляли, если мне память не изменяет, процентов семьдесят налогов. Мы должны были знать, куда наши деньги уходят», – вспоминает он.
Выборы оказались трудными, несмотря на самый большой в округе избирательный фонд: главным противником оказался кандидат «против всех», набравший 20 % голосов. Тем не менее, Радаеву удалось пройти в думу при активной поддержке Сергея Носова. Забавно, что в предвыборной агитации гендиректор НТМК всячески защищал профсоюзника от обвинений в соглашательстве и «карманности».
Известно, что первый мэр Нижнего Тагила Николай Диденко находился в непростых отношениях с НТМК, так как поднимал вопрос о создании санитарно-защитной зоны, что потребовало бы от «Евраза» переселения горожан. «Заводские» депутаты активно участвовали в противостоянии с градоначальником: как рассказывает Радаев, они долго бились за новый устав города, а однажды даже предложили альтернативный вариант годового бюджета.
«По первости было непонимание, а потом садились за стол и решали вопросы. В первом для меня созыве было отторжение, но противостоянием ничего не сделаешь. Где-то мы отступали, где-то администрация отступала, находился консенсус»,– говорит он.
Сам Радаев переизбирался в думу трижды: в 2004 и 2012 годах никто из его соперников не набрал значительный процент голосов, а в 2008 году его фамилия вообще была единственной в бюллетене. Он долгое время возглавлял думскую комиссию по социальной политике. В частности, в 2013 году Радаев вместе с Сергеем Носовым, который к тому времени стал мэром города, безуспешно отстаивал возвращениемуниципалитету полномочий в сфере здравоохранения, переданных на областной уровень. Впрочем, при Носове, отношения которого с родным комбинатом к тому времени ухудшились, Радаев часто вступал в споры с муниципальными чиновниками. Например, критиковал выбор подрядчиков в сфере школьного питания, а в 2015 году потребовал уволить директора дворца культуры за афишу с полуобнаженными артистами.
Критик мусорщиков, защитник женщин
В 2016 году Радаев возглавил «тройку» «Единой России» по Тагилстроевскому округу, и полученный партией результат позволил ему пройти в заксобрание.
На новом посту он отметился атаками на мусорный оператор «Рифей» и компанию «Тагильский щебень», которая разрабатывала месторождение недалеко от подконтрольного «Евразу» санатория «Леневка». Иногда Радаев выступал с необычными репликами: он то предлагал законодательно закрепить дежурство детей в школах, то при обсуждении больничных интересовался возможностью прекращать их для работников, которые «пьют или возят для кого-то цемент».
Наибольший резонанс получила эмоциональная критика Радаевым пенсионной реформы: он был одним из двух депутатов от «Единой России», проголосовавших против повышения пенсионного возраста. Особенно тагильчанина возмутили планы отправлять женщин на пенсию в 63 года вместо 55.
«Женщинам восемь лет добавили. А за что так наказали? Женщина сегодня работает, рожает, приходит с работы – стоит на кухне. Ночью она что делает? Мужик рядом лежит, его ублажает. А что, это жизнь?» – сетовал Радаев.
В других случаях депутат не выступал против генеральной линии партии: например, он голосовал за отмену прямых выборов мэров Екатеринбурга и Нижнего Тагила. В родном городе он даже выступал на общественных слушаниях, заверяя, что «если затеять выборы, то денег не видать».
Сейчас Радаев спокойно относится к идее возвращения прямого голосования, хотя и настаивает на определенных ограничениях для кандидатов: «Я не вижу ничего страшного, но есть одно «но»: на пост должен баллотироваться человек, который знает хозяйство. Будь это прямые выборы или выборы через думу, нужен некий тест или экзамен».
Депутат по-прежнему выступает за усиление муниципалитетов. «С 2004 по 2008 год было достаточно полномочий, потом начали убавлять налоги. Полномочий должно быть больше, и налоги, которые отобрали, нужно потихоньку вернуть. Полномочий можно дать много, но если не будет финансов, ты ничего не сделаешь», – говорит он.
Примечательно, что Радаев поддерживает идею, недавно высказанную депутатом думы Екатеринбурга Владимиром Крицким, о том, что безработные должны участвовать в общественных работах.
«Если безработный не хочет идти на работу, месяц ходит, два ходит, почему он не может убирать снег или мести улицы? Государство платит большие деньги безработным, и никто не задается вопросом, почему они не могут найти работу. Почему он должен сидеть дома и не может три-четыре часа поработать на улице, принести пользу городу? Он тогда и работу быстрее найдет», – объясняет он.
«Партии надо с ним договариваться»
Законотворческая активность Радаева находится на низком уровне: как сообщила «ФедералПресс» спикер Людмила Бабушкина, за весеннюю сессию он внес всего три законопроекта. Зато его деятельность в округе тагильские общественники оценивают положительно.
«Нормальный, адекватный, пытается разобраться и чего-то добиться», – охарактеризовал депутата председатель правления общественной организации «Экоправо» Андрей Волегов.
Профсоюзник сохраняет и некоторое политическое влияние в Тагиле: например, на выборах 2017 года в думу прошла директор школы № 32 Галина Масликова. Ее выдвижение тогда связывали с Радаевым, который возглавляет совет школы. Сам он отрицает поддержку Масликовой, зато не скрывает, что лоббировал еще одного депутата, уполномоченного профкома НТМК Николая Атаманкина.
«Вообще у меня позиция: директор школы или главврач больницы должны работать, а не идти в думу»,– говорит он.
Радаев заявил корреспонденту «ФедералПресс», что намерен участвовать в праймериз «Единой России» перед следующими выборами в заксобрание. По мнению экспертов, он имеет шансы сохранить место в парламенте, несмотря на отдельные выступления вразрез с «генеральной линией» – как было в случае с пенсионной реформой или, совсем недавно, с передачей скорой помощи на аутсорсинг.
«Если Радаев обладает высоким рейтингом, партии надо договариваться и работать с человеком, даже если он не согласен с какими-то решениями или законопроектами», – объяснил корреспонденту «ФедералПресс» директор Центра европейско-азиатских исследований Андрей Русаков.
Он отметил, что депутат пользуется поддержкой НТМК, а его разногласия с партией не являются принципиальными.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Евгений Поторочин