Процесс о возмещении «Норникелем» ущерба природе идет в преддверии заседания суда. 22 января арбитраж Красноярского края рассмотрит иск к Норильско-Таймырской энергетической компании (НТЭК), входящей в состав «Норильского никеля». Никелевый гигант возражает против огромного штрафа, насчитанного ему Росприроднадзором. Сумеет ли он добиться его снижения и какие для него могут быть последствия, разбирался «ФедералПресс».
Судебные тяжбы
Разбирательство, тянущееся с сентября прошлого года, связано с произошедшим 29 мая разливом дизельного топлива на ТЭЦ-3 в Норильске, управляемой НТЭК: тогда из огромного резервуара вытекло свыше 21 тысячи тонн солярки. Они попали в реки Далдыкан и Амбарная, затем из них – в озеро Пясино.
Несмотря на установленные боновые заграждения, нефтепродукты в итоге дошли до Карского моря. И это не считая гибели флоры и фауны в водных объектах и масштабного загрязнения почвы. Авария на ТЭЦ-3 стала крупнейшей экологической катастрофой нашего столетия (ранее «ФедералПресс» рассказал о ней в спецпроекте «Багровые реки Норильска»).
Росприроднадзор в судебном порядке намерен взыскать с НТЭК (фактически с «Норильского никеля»). НТЭК платить не хочет и всячески пытается снизить его величину.
«Компания представила в суд собственные расчеты. По оценке НТЭК, используя действующую методику расчетов ущерба окружающей среде, а также принимая во внимание все обстоятельства инцидента, общий размер вреда окружающей среде составляет 21,4 млрд рублей», – сообщила в ответ на официальный запрос «ФедералПресс» руководитель пресс-службы «Норильского никеля» Татьяна Егорова.
НТЭК пыталась добиться проведения экспертизы правильности расчетов Росприроднадзора, в соответствии с которыми была определена величина штрафа, но потерпела неудачу – на своем последнем заседании (15 января 2021 года) арбитражный суд Красноярского края отказал в экспертизе расчетов.
По большому счету, НТЭК не остается другого выхода, кроме как настаивать на уменьшении штрафа. Согласно данным «СПАРК-Интерфакс», НТЭК хронически убыточна и без помощи «Норильского никеля» ей штраф не выплатить. Поэтому ему придется взять расходы на себя.
Отраслевые эксперты расходятся во взглядах на то, сколько еще продлится судебная тяжба. Зато, по их словам, «Норильский никель» не сможет добиться сильного уменьшения штрафа.
«Я думаю, Министерство финансов России уже рассчитывает на получение этой суммы в федеральный бюджет, а значит, снизить ее существенно у компании не получится. Это стало понятно уже тогда, когда специально под этот штраф в срочном порядке были внесены изменения в Налоговый кодекс так, чтобы сумма экологического ущерба направлялась в федеральный бюджет, а не в местный. Изменения в Налоговый кодекс – это серьезная процедура, их принимает Государственная дума и подписывает президент», – считает Алексей Калачев, аналитик «Финам».
По его словам, эта тема даже не поднималась на встрече президента с РСПП, на которой присутствовал Владимир Потанин. Значит, вопрос уже решенный. Все формальности будут соблюдены, и на это уйдет какое-то время. Вряд ли дольше, чем до конца этого года.
Последствия
По мнению экспертов, особых проблем с уплатой 148 млрд рублей у «Норильского никеля» возникнуть не должно, средства на это у него есть. «Думаю, что если даже «Норильскому никелю» придется заплатить всю сумму ущерба в 148 млрд рублей, которую выставил Росприроднадзор, никаких серьезных последствий для финансового состояния компании не будет. Сумма штрафа составляет около 30 % от чистой прибыли компании», – оценивает ситуацию в разговоре с «ФедералПресс» Олег Богданов, ведущий аналитик OBF.
Последствия же разлива, как считают эксперты, будут для «Норильского никеля» не только финансовые. «Что касается последствий, они отчасти уже наступили. По итогам проведенной этноэкспертизы «Норильский никель» уже выплачивает около 175 млн рублей компенсаций представителям коренных народов, живущим на затронутой территории», – рассказал «ФедералПресс» Александр Воротников, координатор экспертного совета Проектного офиса развития Арктики.
«Компания уже пересматривает свою политику в области охраны окружающей среды. Из других следствий – имиджевые потери на международном уровне. Известно, что многие международные организации обратились к Илону Маску с просьбой не покупать металлы у «Норильского никеля» в связи с нарушениями прав коренных народов Севера», – согласился с ним Владимир Чупров, директор проектного департамента российского отделения Greenpeace.
Фото: rpn.gov.ru
Экологическая карта конфликтов