Top.Mail.Ru
Происшествия
Тюменская область
0

Почему начальники тюменской ГИБДД не задерживаются на службе: красивые номера и уголовные дела

ГИБДД
Эксперт уверен, что в Тюменской области почти удалось искоренить взяточничество на дорогах

В тюменской ГИБДД очередной скандал: у правоохранителей появились вопросы к пока еще действующему начальнику ведомства Александру Селюнину. 15 апреля в его доме и на рабочем месте прошли обыски. Главного госавтоинспектора подозревают в получении взяток, он отправлен на два месяца под арест. Поразительно, что Селюнин – четвертый с начала 2000-х годов руководитель, который стал фигурантом уголовного дела. Почему в кресле начальника оказалось так трудно усидеть – разбирался «ФедералПресс».

Дольше трех лет не задерживаются

С начала весны в Тюмени случилось уже несколько арестов, связанных с продажей в ГИБДД так называемых «красивых номеров». Так, в конце марта стало известно о задержании подполковника полиции, начальника межрайонного отдела ГИБДД регистрационной экзаменационной работы и технического надзора автотранспортных средствМихаила Жигалкина, а также его посредника. Жигалкин обвиняется в нескольких эпизодах взяточничества за помощь в получении водительских прав.

Теперь аналогичные подозрения пали и на действующего начальника областного управления ГИБДД Александра Селюнина. Надо сказать, что он стал четвертым руководителем ведомства за последние 20 лет, который попал под следствие, не усидев в кресле дольше трех лет.

Александр Селюнин

Александр Селюнин официально был назначен на должность начальника Госавтоинспекции в декабре 2018 года. На этом посту он сменил Михаила Киселева, который ушел на пенсию по выслуге лет летом 2018-го, проработав в должности два года. До того момента к Киселеву претензий не было. Однако спустя год после увольнения его обвинили в превышении должностных полномочий. Речь шла все о тех же «красивых номерах». Правда, уголовное дело рассыпалось, и экс-начальник отделался штрафом.

Михаил Киселев

Еще одним руководителем, отметившимся в черном списке, стал опытный Валерий Смолин, проработавший к моменту назначения более 20 лет в полиции. ГИБДД он возглавлял недолго – с 2006 по 2007 годы. В мае Смолина задержали. Ему вменяли превышение должностных полномочий, злоупотребление ими, а также организацию провокации взятки. Одним из вменяемых ему эпизодов стала продажа стационарного поста ДПС на трассе Тюмень-Омск.

Как оказалось, злоупотреблял служебными полномочиями и Игорь Киселев. Он был назначен на должность ГИБДД в 2003 году, а в феврале 2005-го на него завели уголовное дело. Суд приговорил бывшего начальника к пяти годам колонии, но он вышел условно-досрочно.

Надо сказать, что дольше всего кресло начальника тюменской госавтоинспекции занимал Геннадий Лоточкин. Фактически он руководил ГИБДД на протяжении 8,5 лет. Серьезных претензий к его работе не было.

Геннадий Лоточкин

Удар по имиджу всей полиции

«В полиции большое количество служб, полицейский гарнизон по области составляет больше 10 тысяч сотрудников. Но именно ГИБДД самая общественно значимая служба. Инспекторы контактируют с бОльшим количеством жителей Тюмени. Даже участковые в этом смысле на втором месте», - объясняет интерес людей к происходящему к госавтоинспекции председатель общественного совета при областном УМВД, полковник ФСБ в отставке Александр Петрушин.

По его мнению, причина того, что основная часть руководителей службы завершили карьеру в статусе фигурантов уголовных дел, банальна: не справились с искушением. Причем характерно это именно для верхов.

Александр Петрушин уверен: в регионе почти удалось справиться с взятками на дорогах, которые берут рядовые сотрудники. Таких историй стало совсем немного. «Взял, условно, тысячу рублей, а сесть можешь на восемь лет. Стоит оно того? Это тормозит многих», - считает эксперт.

Вспоминает историю восьмилетней давности, когда при командире полка городского ДПС ГИБДД Сергее Беседине, которого из Ростовской области в Тюменскую за собой привел начальник областного УМВД Михаил Корнеев, на местных трассах пытались внедрить систему поборов. Когда низовой участник схемы платит тому, кто выше, тот – дальше и дальше. «У нас эта практика не прошла. У нас регион пока – пока! – коррупционо выдержанный. Сами низовые сотрудники возмутились и сообщили куда надо (письмо о коррупции в тюменском главке, адресованное президенту и главе МВД, подписали почти 150 сотрудников – Прим. Ред.). Беседина не стало», - напоминает Петрушин.

автоинспектор

Ушла коррупция с дорог, но появились посредники, которые стали связующим звеном с теми, кто выше статусом, констатирует эксперт.

Меньше людей, больше цифры

Проблема не в службе, а в людях, соглашается гражданский активист, который много лет состоял в партии «Народ против коррупции» (партии не стало в ноябре 2020 года – Прим. Ред.) Алексей Савоськин.

«Хромает кадровый вопрос. Считается, что всех кандидатов проверяет ФСБ. И руководство госструктур в таких случаях переводят на чекистов, мол, они же проверяли. Если взять пример Селюнина, то генерал Алтынов не виноват, а виновники - тюменское ФСБ», - рассуждает Алексей Савоськин.

По его мнению, ответственность первых руководителей сейчас размыта, по сути, ее нет: «Система наказаний высшего должностного лица при провинности нижнего чина в МВД малоэффективна. Если вина Селюнина подтвердится, то что, генерала Коломийца нужно в отставку отправить? Но он ведь только заступил».

Алексей Савоськин уверен: пора проводить в МВД открытые конкурсы, вводить обязательность полиграфа. Не лишним будет и привлечение общественников. Александр Петрушин в свою очередь добавляет, что надо максимально переводить работу ГИБДД «в цифру»: исключить человека из системы регистрации автомобилей и контроля за дорогами.

Фото: группа УГИБДД по Тюменской области ВКонтакте - vk.com/gibdd72

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.