В тюменской ГИБДД очередной скандал: у правоохранителей появились вопросы к пока еще действующему начальнику ведомства Александру Селюнину. 15 апреля в его доме и на рабочем месте прошли обыски. Главного госавтоинспектора подозревают в получении взяток, он отправлен на два месяца под арест. Поразительно, что Селюнин – четвертый с начала 2000-х годов руководитель, который стал фигурантом уголовного дела. Почему в кресле начальника оказалось так трудно усидеть – разбирался «ФедералПресс».
Дольше трех лет не задерживаются
С начала весны в Тюмени случилось уже несколько арестов, связанных с продажей в ГИБДД так называемых «красивых номеров». Так, в конце марта стало известно о задержании подполковника полиции, начальника межрайонного отдела ГИБДД регистрационной экзаменационной работы и технического надзора автотранспортных средствМихаила Жигалкина, а также его посредника. Жигалкин обвиняется в нескольких эпизодах взяточничества за помощь в получении водительских прав.
Теперь аналогичные подозрения пали и на действующего начальника областного управления ГИБДД Александра Селюнина. Надо сказать, что он стал четвертым руководителем ведомства за последние 20 лет, который попал под следствие, не усидев в кресле дольше трех лет.
![]()
Александр Селюнин официально был назначен на должность начальника Госавтоинспекции в декабре 2018 года. На этом посту он сменил Михаила Киселева, который ушел на пенсию по выслуге лет летом 2018-го, проработав в должности два года. До того момента к Киселеву претензий не было. Однако спустя год после увольнения его обвинили в превышении должностных полномочий. Речь шла все о тех же «красивых номерах». Правда, уголовное дело рассыпалось, и экс-начальник отделался штрафом.
![]()
Еще одним руководителем, отметившимся в черном списке, стал опытный Валерий Смолин, проработавший к моменту назначения более 20 лет в полиции. ГИБДД он возглавлял недолго – с 2006 по 2007 годы. В мае Смолина задержали. Ему вменяли превышение должностных полномочий, злоупотребление ими, а также организацию провокации взятки. Одним из вменяемых ему эпизодов стала продажа стационарного поста ДПС на трассе Тюмень-Омск.
Как оказалось, злоупотреблял служебными полномочиями и Игорь Киселев. Он был назначен на должность ГИБДД в 2003 году, а в феврале 2005-го на него завели уголовное дело. Суд приговорил бывшего начальника к пяти годам колонии, но он вышел условно-досрочно.
Надо сказать, что дольше всего кресло начальника тюменской госавтоинспекции занимал Геннадий Лоточкин. Фактически он руководил ГИБДД на протяжении 8,5 лет. Серьезных претензий к его работе не было.
![]()
Удар по имиджу всей полиции
«В полиции большое количество служб, полицейский гарнизон по области составляет больше 10 тысяч сотрудников. Но именно ГИБДД самая общественно значимая служба. Инспекторы контактируют с бОльшим количеством жителей Тюмени. Даже участковые в этом смысле на втором месте», - объясняет интерес людей к происходящему к госавтоинспекции председатель общественного совета при областном УМВД, полковник ФСБ в отставке Александр Петрушин.
По его мнению, причина того, что основная часть руководителей службы завершили карьеру в статусе фигурантов уголовных дел, банальна: не справились с искушением. Причем характерно это именно для верхов.
Александр Петрушин уверен: в регионе почти удалось справиться с взятками на дорогах, которые берут рядовые сотрудники. Таких историй стало совсем немного. «Взял, условно, тысячу рублей, а сесть можешь на восемь лет. Стоит оно того? Это тормозит многих», - считает эксперт.
Вспоминает историю восьмилетней давности, когда при командире полка городского ДПС ГИБДД Сергее Беседине, которого из Ростовской области в Тюменскую за собой привел начальник областного УМВД Михаил Корнеев, на местных трассах пытались внедрить систему поборов. Когда низовой участник схемы платит тому, кто выше, тот – дальше и дальше. «У нас эта практика не прошла. У нас регион пока – пока! – коррупционо выдержанный. Сами низовые сотрудники возмутились и сообщили куда надо (письмо о коррупции в тюменском главке, адресованное президенту и главе МВД, подписали почти 150 сотрудников – Прим. Ред.). Беседина не стало», - напоминает Петрушин.
![]()
Ушла коррупция с дорог, но появились посредники, которые стали связующим звеном с теми, кто выше статусом, констатирует эксперт.
Меньше людей, больше цифры
Проблема не в службе, а в людях, соглашается гражданский активист, который много лет состоял в партии «Народ против коррупции» (партии не стало в ноябре 2020 года – Прим. Ред.) Алексей Савоськин.
«Хромает кадровый вопрос. Считается, что всех кандидатов проверяет ФСБ. И руководство госструктур в таких случаях переводят на чекистов, мол, они же проверяли. Если взять пример Селюнина, то генерал Алтынов не виноват, а виновники - тюменское ФСБ», - рассуждает Алексей Савоськин.
По его мнению, ответственность первых руководителей сейчас размыта, по сути, ее нет: «Система наказаний высшего должностного лица при провинности нижнего чина в МВД малоэффективна. Если вина Селюнина подтвердится, то что, генерала Коломийца нужно в отставку отправить? Но он ведь только заступил».
Алексей Савоськин уверен: пора проводить в МВД открытые конкурсы, вводить обязательность полиграфа. Не лишним будет и привлечение общественников. Александр Петрушин в свою очередь добавляет, что надо максимально переводить работу ГИБДД «в цифру»: исключить человека из системы регистрации автомобилей и контроля за дорогами.
Фото: группа УГИБДД по Тюменской области ВКонтакте - vk.com/gibdd72


