В уральских регионах с установлением устойчиво жаркой погоды в июне наметились и соответствующие тенденции в теме экологических проблем. И если на северных территориях округа, казалось бы, ситуации вполне знакомые, связанные с нефтеразливами, то на юге и западе региона наблюдаются действительно нетрадиционные явления – например, гибель редких птиц в Курганской области. Какие экологические конфликты происходили в июне этого года на Урале – в обзоре «ФедералПресс».
Свердловская область: страсти вокруг глэмпинга
В Екатеринбурге обострился конфликт вокруг строительства глэмпинга – элитной базы отдыха – в лесу возле поселка Мичуринского. Местные жители даже собирались провести несанкционированный митинг в защиту деревьев, но отказались от этой идеи, когда в ситуацию вмешался мэр Алексей Орлов.
Глава города заявил, что администрация ведет переговоры с собственником участка: в частности, рассматривается возможность смены арендатора. Сам арендатор Роман Сурин, который и собирается строить глэмпинг, заявил, что работает в рамках закона.
«Конечно, большую шашлычницу рядом с целым микрорайоном устраивать нельзя. Люди живут нормальной жизнью, и пусть живут дальше. Образ жизни на отдыхе совсем другой, и такие места отдыха должны находиться на расстоянии», – заявила в разговоре с «ФедералПресс» уполномоченная по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова.
Челябинская область: излишки мусора
В другой экологический конфликт на Южном Урале пришлось вмешаться прокуратуре. Жители из разных муниципалитетов жалуются на одну и ту же проблему: несвоевременный вывоз мусора. Контейнеры стоят переполненными и в жару, которая установилась в регионе, источают ужасный запах.
Проблему, к примеру, вынесли на площадки социальных сетей. «Эпидемиологическая ситуация под угрозой!» – пожаловались в соцсетях жители Трехгорного. В ситуацию пришлось вмешаться прокуратуре Трехгорного, которая установила, что отходы вывозят несвоевременно со многих контейнерных площадок ЗАТО.
«Руководителю МУП «Комритсервис» внесено представление об устранении нарушений закона», – сообщила «ФедералПресс» старший помощник прокурора Челябинской области по связям со СМИ Наталья Мамаева.
Аналогичные проблемы также наблюдаются, например, в Миассе, Коркино, Еманжелинске и Юрюзани (список неполный).
Тюменская область: зловоние
В Тюменской области наблюдаются сразу две дурнопахнущие экологические проблемы. Обе тянутся годами. Так, жители Ишима с приходом тепла вновь начали жаловаться на вонь от местного Венсанутильзавода (ООО «Биотекс групп»). Предприятие с 70-х годов перерабатывает биоотходы. Запахи так надоели горожанам, что они намереваются обратиться к президенту Путину.
Власти о проблеме знают и признают ее, но на местном уровне добились только того, что владельцы купили холодильное и очистное оборудование. Правительство Тюменской области, которое владеет заводом, в июне приняло решение построить новое аналогичное предприятие, на удалении от Ишима. Правда, ждать придется ни один год: полтора года уйдет на стройку, а еще даже проекта нет.
Вторая проблема – свалка куриного помета под Тюменью, которая принадлежит птицефабрике «Боровская». В конце июня регуправление Россельхознадзора уточнило: отходами загрязнено более тысячи гектаров, а уровень загрязнения – «чрезвычайно опасный». Земля заражена болезнетворными бактериями в высокой концентрации. Фабрике пригрозили внеплановой проверкой. Но что проверка, если даже многомиллионные штрафы не переломили ситуацию?
Обратным примером может служить ситуация с возведением завода ферросплавов в Антипино. Уже полгода жители микрорайона Тюмени пытаются доказать, что еще одно промышленное предприятие по соседству просто убьет экологию. В июне они даже подали документы на проведение городского референдума по этому вопросу. Однако вмешался губернатор Александр Моор: он пообещал, что завода в Антипино не будет, его перенесут в другое место.
Югра: нефть и штрафы
В июне получила продолжение громкая история с разливом углеводородов на Оби под Нижневартовском в Югре. Напомним, в марте случился мощный пожар в акватории водоема. Газ из подводного трубопровода какое-то время скапливался под льдом, а потом взорвался. Такое ЧП здесь произошло впервые.
Оказалось, что продуктопровод принадлежит компании «СибурТюменьГаз» (структура СИБУРа) и передан в эксплуатацию. Возгорание тушили несколько дней. Местные жители опасались, что случившееся приведет к экологической катастрофе, говорили о массовом заморе рыбы на Оби.
Изначально компании выписали незначительный штраф в 20 тыс. рублей за запоздалое оповещение об аварии. Теперь Росприроднадзор уточнил ущерб: 252,3 млн рублей – вред реке и 31,6 миллионов – вред природе. Надо отметить, что нарушитель признал вину и не стал спорить с размером компенсации.
Руководитель региональной общественной организации «Экологическая безопасность Югры» Анатолий Криста полагает, что экологические проблемы нередко переходят в разряд хронических из-за системных пробелов и отсутствия персональной ответственности должностных лиц. «Вот вам пример. Выезжает инспектор на место для оценки ущерба. Делает какие-то замеры, измерения. Но в суде оказывается, что, грубо говоря, линейка была неправильная, прибор не тот. И даже при наличии фактического нарушения, дело нередко разваливается и ответственности никто не несет. А когда пытаемся обжаловать действия инспекторов, в службах удивляются: они же работают, вон 15 раз выезжали по этому вопросу, составили столько-то протоколов. А толку, если они с нарушениями и по ним не привлечь к ответственности?» – удивляется эколог.
Ямал: мертвая рыба
На Ямале произошло две неприятные экоистории в конце июня. В Ноябрьске из озера Ханто массово выбросилась на берег рыба, о чем сразу рассказали в мэрии города. В администрации пояснили, что озеро относится к загрязненным водным объектам региона. «Рыба в нем испытывает постоянную нехватку кислорода, связанную с мелководным характером значительной части акватории, заилением дна и цветением воды озера в летнее время», – отметили в мэрии.
Местные жители в свою очередь предположили, что в озеро попали ядовитые вещества. И пожаловались депутату Госдумы Владимиру Пушкареву. Последний направил информацию в управление Росприроднадзора для выяснения обстоятельств случившегося.
Другая история связана с утечкой дизельного топлива в протоку Малая Юмба в селе Яр-Сале. Причиной стало столкновения плавучего магазина с баржей, в результате чего повредился топливный бак. Правда, в масштабах региона авария имела незначительные последствия. «По предварительным оценкам, в протоку утекло около 50 литров топлива. Площадь загрязнения составила 100 метров вдоль береговой линии», – рассказали в администрации Ямальского района.
Надо сказать, что ЧП было оперативно устранено. Но Уральская транспортная прокуратура начала проверку по факту происшествия.
Курганская область: птицы из Красной книги
В Зауралье наметилась серьезная проблема. Тревогу забили ученые УрО РАН. Аномальная жара в весенне-летний период 2021 года резко сказалась на численности кудрявых пеликанов, занесенных в Красную книгу. Впрочем, пока что зной – предварительная версия. «При исследованиях в Курганской области столкнулись с тем, что в регионе есть погибшие птицы. Нужно начать с того, что весной с зимовок прилетело очень мало птиц, около трети от ожидаемого количества, еще в 2017 году на озере Маньясс гнездилось 260 пар, в этом году - порядка 80», – сообщил старший научный сотрудник лаборатории экологии птиц и наземных беспозвоночных Института экологии растений и животных УрО РАН Владимир Тарасов.
По словам ученого, очевидно, что в апреле птицы загнездились, но уже в июне на местах их присутствия были найдены погибшие особи. Аналогичные случаи замечены и на других озерах Курганской, а также и Тюменской областей.
Пока выяснятся основные причины гибели краснокнижных редких птиц. Но раньше подобного не наблюдалось никогда.
Фото: Zamir Usmanov/Global Look Press /globallookpress.com
Экологическая карта конфликтов