Экологи и тысячи рядовых граждан северо-западных регионов в минувшем месяце столкнулись с крупными угрозами окружающей среде. На реках Заполярья с трудом устранили последствия разлива нефтепродуктов в Ошском месторождении. Но к прежней катастрофе добавились новые случаи загрязнения водоемов, крупные свалки мусора и даже радиационная опасность. «ФедералПресс» изучил, какие происшествия случились в июне, и создал «Карту экологических конфликтов СЗФО».
В Коми боролись с последствиями экологической катастрофы
На устранение последствий масштабного экологического ЧП на Ошском месторождении в Ненецком автономном округе ушло больше месяца. Как писал «ФедералПресс», 11 мая там произошла разгерметизация напорного нефтепровода. Вытекшее топливо попало в главные водные артерии соседней республики Коми – реки Колва, Уса и Печора. В водоемах и на почве оказалось 90 тонн нефтесодержащей жидкости.
Завершить очистку пораженной территории и восстановить экосистему удалось лишь в начале лета. Введенный в трех муниципалитетах республики режим чрезвычайной ситуации указом главы Владимира Уйбы отменили 23 июня. Притом, что администрация Усинска к тому моменту не свернула работы по сбору остатков нефтепродуктов на Колве. Продолжилось и расследование возбужденных следственными органами Коми, НАО и Архангельской области уголовных дел по факту утечки нефти и природных загрязнений. Правоохранителям еще предстоит восстановить объективную картину случившегося и привлечь к ответственности виновных.
Река Вычегда в Коми побурела
Не успели власти республики расквитаться с одной проблемой в водоемах субъекта, как появилась другая. 27 июня жители Усть-Вымского района забили тревогу в соцсетях, обнаружив бурый налет на поверхности Вычегды – притока Северной Двины. В причастности к произошедшему они заподозрили Жешартский фанерный комбинат. Прежде предприятие попадало в поле зрения общественников и правоохранительных органов за сбросы древесной пыли.
По поручению главы Коми в ситуацию с рекой вмешались Росприроднадзор и природоохранная прокуратура. Ведомства проверят источники загрязнения водного объекта и установят, имел ли место природный или техногенный фактор воздействия.
Нефтепродукты загрязнили Калининградский залив
Еще одно локальное загрязнение произошло в южной части Балтийского моря. 7 июня малый рыболовный траулер «Капитан Лобанов» опрокинулся на борт и частично затонул во время постановки на слип – наклонную береговую площадку для спуска и подъема из воды судов рядом с городом Светлый в Калининградской области. После чего характерные радужные полосы охватили 300 метров поверхности залива.
Росприроднадзор обнаружил факт загрязнения морской акватории нефтепродуктами. Для локализации ЧП установили боновые ограждения на водной поверхности и применили сорбенты для очистки территории. Представители ведомства взяли пробы воды и возбудили административные дела. Нарушителям грозят штрафыдо 300 тысяч рублей.
В Ленобласти создали угрозу радиационной опасности
8 июня губернатор Александр Дрозденко ввел режим повышенной готовности из-за потенциальной радиационной опасности на территории вокруг РНЦ «Прикладная химия», ранее имевшего статус государственного института (ГИПХ), в пос. Кузьмолово Всеволожского района. Для успокоения населения в областном правительстве уточнили, что решение главы региона имело технический характер. Полгода назад ГИПХ приватизировали. Из государственного унитарного предприятия научный центр превратился в АО. Часть имущества, включая радиационный комплекс с потенциально опасными отходами, не вошла в состав новой организации и осталась бесхозной. Для усиления контроля за объектом власти объявили о потенциальной угрозе радиационной опасности.
Как уточнили экологи, прежде на территории «Прикладной химии» располагались радиоактивные смеси кислот, которые хранились в металлических бочках. После того, как резервуары пришли в негодность, все жидкие отходы вывезли на спецпредприятие «Радон» в Сосновом Бору. Сами бочки при этом остались, а вместе с ними и радиационный фон. Пустую тару не тронули, поскольку она может представлять угрозу при утилизации.
После передачи объектов на баланс Росимущества до 1 августа текущего года режим повышенной готовности снимут. А до этого момента на участке будут вести непрерывный мониторинг с помощью специальных датчиков.
Свалки в Мурино и Мурманске нанесли вред окружающей среде
Внимание общественности в минувшем месяце привлекла история с несанкционированной свалкой в Мурино под Петербургом. 11 июня правительство Ленобласти сообщило, что ранее организация взяла в аренду у районной администрации земли сельхозназначения. Впоследствии на участке складировали строительный мусор и полиэтилен. Со временем свалка разрослась до 18,5 тыс. кубометров. Чтобы замести следы нарушения, злоумышленники подожгли отходы. Прибывшие на место инспекторы зафиксировали пожар. Дело дошло до суда, где комитет Госэконадзора представил пробы воды и почвы и доказал негативное влияние на окружающую среду. Юрлицо привлекли к штрафу размером 80 млн рублей и обязали очистить территорию.
Вопиющий случай зафиксировали и в Мурманске. Подведомственное городской администрации управление дорожного хозяйства (УДХ) допустило несанкционированную свалку в водоохранной зоне Кольского залива Баренцева моря. По данным прокуратуры, неизвестные засорили акваторию и почву, сбрасывая пластиковую тару, металлические отходы, деревянные, резиновые изделия, грунт и песок. Поскольку участок в порту достался учреждению от мэрии в бессрочное пользование, ответственность за складирование отходов производства и потребления возложили на УДХ. 24 июня надзорное ведомство сообщило, что в адрес руководителя управления вынесли представление об устранении нарушений. В результате объект очистили от мусора.
Решение откладывается на будущее
Итоги июня для «ФедералПресс» подвел председатель общественной организации «Северо-Западный Зеленый крест» Юрий Шевчук. Эколог отметил, что из всех перечисленных проблем решению пока поддаются только несанкционированные свалки: «Сегодня формируется новая система обращения с отходами. И в таких регионах, как Ленинградская, Псковская области вводятся более жесткие меры контроля: QR-коды, экологическая милиция, запреты на создание мусоросжигающих установок и полигонов. Так что ситуация медленно, но постепенно выравнивается».
Сложнее обстоит дело с хранилищами радиационных отходов. Но и этот вопрос пока находится на контроле, сказал эксперт. Наиболее горячие точки на карте округа за последнее десятилетие устранили, а оставшиеся места остаются под присмотром органов власти. В частности, это относится и к бочкам из-под химикатов на территории бывшего ГИПХ.
«Эти радиоактивные отходы вывезены, переведены из жидких в твердые, забетонизированы и хранятся на спецпредприятии, – уточнил эколог. – В дальнейшем, конечно, встанет вопрос, каким образом их содержать и утилизировать. На Северо-Западе много старых хранилищ, которые нуждаются в переработке, а их содержимое – в уничтожении. С другой стороны большую опасность отходы такого рода несут тем, кто будет их раскапывать. Насколько мне известно, везде, где они хранятся, приняты необходимые меры безопасности и контроля».
Наибольшую сложность для борцов за окружающую среду представляют разливы нефти, уверен Шевчук. Ведь корень зла кроется не в самих ЧП, а в том, что к ним приводит: «Эта проблема особенно актуальна для заполярных регионов. Потому что износ продуктопроводов колоссальный, 70 % из них давно превысили срок эксплуатации. А перекладка инфраструктуры – как труб, так и насосных станций, обойдется в 650 млрд долларов по всей стране».
Фото: Ralf Hirschberger / dpa / globallookpress.com; ФедералПресс / Евгений Поторочин
Экологическая карта конфликтов