Экономика
  1. Бизнес
  2. Экономика
Экономика
Москва
0

Мы даем угля: как расширение БАМа поможет России укрепить позиции на угольных рынках Азии

Угольщики
Пропускная способность магистрали существенно вырастет

Министр обороны РФ Сергей Шойгу дал символический старт реконструкции восточной ветки Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Больше всех от увеличения пропускной способности магистрали выиграют угольщики, которые получат возможность экспортировать больше своей продукции на растущий рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. При этом Россия – один из двух потенциальных поставщиков высококалорийных энергетических углей, спрос на которые сейчас растет опережающими темпами. О перспективах нашей страны на азиатском угольном рынке – в материале «ФедералПресс».

«Сегодня мы заложили камень, символизирующий начало реконструкции восточной ветки Байкало-Амурской магистрали», – приводит слова Сергея Шойгупресс-служба Минобороны.

Работы пройдут на участке протяженностью 340 км между станциями Улак и Февральск. Закончить работы планируется к концу 2024 года.

Уголь в приоритете

Как рассказал «ФедералПресс» заместитель директора Института экономики и развития транспорта Алексей Замковой, в результате пропускная способность должна вырасти с сегодняшних 144 млн т до 180 млн т. «Львиная доля в перевозках – это уголь, как сегодня, так и на перспективу», – отмечает специалист. Согласно поручению президента РФ Владимира Путина, после завершения работ перевозки угля в восточном направлении должны вырасти минимум на 30%.

Изначально стоимость работ оценивалась в 720 млрд рублей. Но в первом полугодии 2021 года произошел серьезный рост стоимости стройматериалов, прежде всего металла. «Сейчас формируется новая оценка, она пока в процессе согласования, но цена точно не будет прежней», – говорит Замковой.

Источник в одной из угольных компаний оценивает имеющийся дефицит пропускной способности железных дорог в 25 – 30 %. По его словам, с июля прошлого года действует порядок недискриминационного доступа, в соответствии с которым Минэнерго ежемесячно в ручном режиме распределяет экспортные квоты. «Ранее говорилось о намерении полностью перевести угольные перевозки на БАМ, что позволит освободить Транссиб для перевозки контейнерных грузов. Для этого БАМ должен быть расширен, построена новая инфраструктура как на самой дороге, так и возле нее», – напоминает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

По мнению аналитика, от расширения пропускной способности железных дорог Восточного полигона в первую очередь выиграют традиционные поставщики углей из Сибирского федерального округа. Кроме того, расширение путей доставки позволит ускорить реализацию проектов вдоль их трассы, а значит, выгоду от расширения БАМа получат и угольные компании ДФО.

Манящая Азия

«Несмотря на ужесточение экологической политики в мире и стремление сократить вредные выбросы, остановить изменения климата, уголь остается одним из основных энергоносителей. Так, в начале июля 2021 года цены на энергетический уголь превысили $120 за тонну, достигнув максимальных значений с августа 2011 года», – отмечает Дмитрий Баранов. Производство электроэнергии из угля в 2021 году вырастет почти на 5 %, превысив допандемийный уровень, а в следующем – увеличится еще на 3 %, прогнозирует Международное энергетическое агентство.

В основном рост обеспечат страны Азиатско-Тихоокеанского региона – потенциальный дополнительный спрос до 2035 года эксперты оценивают в 200 млн т. Например, на днях Китайская комиссия по развитию и реформам сообщила о возобновлении работ на 53 ранее закрытых угольных шахтах. В течение года на них планируется добыть 44 млн т угля, который позволит справиться с проблемой нехватки электроэнергии для восстанавливающейся экономики.

Одним из основных бенефициаров этого роста может стать Россия. По данным Минэнерго, с 2011 года доля нашей страны на угольном рынке АТР выросла больше чем вдвое (с 4,5 % до 10 %). В июне этого года замминистра энергетики Анатолий Яновский привел следующие данные: Россия занимает 3 место среди экспортеров угля, а доля страны в мировой угольной торговле с 1997 года выросла в 4 раза – с 4 % до 16 %. По мнению Яновского, углю найдется место в развивающейся энергетике и «чистые» угольные технологии возможны. Только в Китае, Индии и Вьетнаме планируется построить более 1000 угольных электростанций.

С легким паром

Увязать увеличение угольной генерации с сокращением выбросов позволяют современные технологии генерации, в которых используется пар с так называемыми сверхкритическими и ультрасверхкритическими параметрами. Сегодня они получают все большее распространение – свыше 80 % всех строящихся мощностей запроектированы именно под их применение, рассказал «ФедералПресс» член Экспертного совета Института развития технологий ТЭК Дмитрий Коптев.

Однако есть одно ограничение – современные энергоблоки очень требовательны к качеству топлива (не менее 6 тыс. ккал/кг). Рост числа сверхкритических и ультрасверхкритических блоков привел к увеличению спроса и цен на такой уголь. «С одной стороны, угля на мировом рынке много, с другой – в секторе высококалорийного угля наблюдается дефицит», – говорит Дмитрий Коптев. При этом, как отмечает независимый аналитик угольной отрасли Сергей Кияница, единственные страны, которые способны удовлетворить растущий спрос на высококачественное топливо – Россия и Австралия. Например, в 2019 году из 300 млн т произведенного российскими компаниями энергетического угля на высококалорийные сорта пришлось порядка 130 млн т. Имеющиеся месторождения и строящиеся обогатительные фабрики позволяют увеличить добычу, насколько – будет определяться спросом отмечает Кияница.

Главный риск, который видит в перспективе руководитель аналитического департамента БКС Глобал Маркетс Кирилл Чуйко – что к моменту завершения реконструкции транспортных путей изменится региональная конъюнктура. «Переход Китая на постиндустриальные рельсы и деиндустриализация его экономического роста неизбежны. Поэтому строить сейчас долгосрочные планы по загрузке восточного направления углем достаточно рискованно», – отмечает эксперт.

«Нужно подчеркнуть, что одного лишь развития железной дороги недостаточно. Ведь портовая инфраструктура там, где заканчивается БАМ, не столь обширна, необходимо и ее развивать, чтобы не было проблем с перевалкой отечественного угля в портах и отправки его потребителям в Азии», – добавляет Дмитрий Баранов.

Фото: pxhere.com

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс». Также присоединяйтесь к нам в соцсетях: мы есть в Telegram, ВКонтакте и Одноклассниках.

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.
Регионы
Москва Россия
Версия для печати