В Свердловской области наделало шуму письмо, призывающее казаков бойкотировать вакцинацию от коронавируса и масочный режим. Хотя полномочия его автора никем не признаются, в той или иной мере недовольство ограничительными мерами высказывают многие казаки. О том, как устроено уральское казачество, почему его лидеры выступают с диаметрально противоположными мнениями, и как антивакцинаторы находят сторонников в консервативной среде, – в материале «ФедералПресс».
«Признание Человече товаром»
Уральские казаки чрезвычайно раздроблены: их организации – станицы и хутора – действуют практически автономно. Например, в крохотном Богдановиче, где недавно отравились воспитанники казачьей школы, существуют станица и два хутора. Даже у Оренбургского казачьего войска, которое объединяет так называемых реестровых казаков и пользуется поддержкой государства, в Свердловской области есть две параллельные структуры: Среднеуральский отдел и Исетская линия. Еще ряд организаций находятся в оппозиции «оренбуржцам».
Одна из них – Уральское казачье войско – базируется в Перми. После смерти атамана Виктора Нефедова от имени войска действует бывший помощник Сергей Пушкарев. Именно его письмо с требованием не прививаться и не носить маски вызвало большой резонанс среди местных казаков. Вакцинацию и сдачу ПЦР-тестов Пушкарев назвал «сознательным вредительством и саботажем», а получение QR-кода – «унизительным для Казака актом признания Человече «товаром» (орфография и пунктуация сохранена). Всех, кто «поставил не испытанную до конца вакцину от т. н. «Ковид 19», Пушкарев отстранил от участия в своих мероприятиях. В разговоре с корреспондентом «ФедералПресс» он поддержал типичные тезисы «антипрививочников».
«Я не отрицаю опасности коронавируса, но, на мой взгляд, методы борьбы с ним должны быть другими. Масочный режим только вредит, поскольку распространяемые маски не защищают от инфекции. Вакцина не проверена», – уверен пермский казак.
Еще один претендент на пост атамана Уральского казачьего войска – екатеринбуржец Олег Сененко. Он выступал на стороне областных властей в конфликте с автогонщиками на озере Балтым. И поддерживал патрули, которые искали в Екатеринбурге гей-пропаганду. В беседе с корреспондентом «ФедералПресс» Сененко заявил, что его позиция отличается от изложенной в письме Пушкарева: он не берется однозначно осуждать привившихся. Тем не менее,также выступает против ограничений, связанных с QR-кодами.
«Президент Путин сказал, что вакцинирование – вольное дело каждого. А коды ставят человека в безвыходное положение. Если дело добровольное, то о каких кодах может идти речь? Это прямая провокация, чтобы люди бежали вакцинироваться. У нас полное непонимание – президент говорит одно, губернаторы делают другое. Пусть нам объяснят, что происходит», – возмущается он.
«В бане любой вирус убивается»
Еще одна медийная организация – «Уральское казачество» бывшего лидера партии «Единство» в Железнодорожном районе Екатеринбурга Геннадия Ковалева. Он регулярно обвиняет «оренбуржцев» в погоне за бюджетными деньгами и завышении числа казаков за счет «мертвых душ», а Пушкарева и Сененко считает самозванцами. Впрочем, количество собственных сторонников Ковалев не называет: по его словам, многие не хотят афишировать участие в «Уральском казачестве».
«Почему они засекречены? Если вы помните историю, в советское время за один погон, за пуговицу расстреливали», – объясняет он корреспонденту «ФедералПресс».
Именно Ковалев первым из казаков подключился к борьбе с пандемией коронавируса: его соратники еще зимой прошлого года устраивала патрули на Сортировке, где искали людей азиатской внешности с симптомами ОРВИ. Казаки настоятельно рекомендовали им пройти в поликлинику. Об их инициативе тогда написали даже зарубежные СМИ, вспоминает Ковалев. Зато Московское бюро по правам человека включило акцию в список проявлений ксенофобии.
«В середине апреля позиция местных властей поменялась, и реестровые казаки тоженачали ходить патрулями. Но они просто что-то патрулировали, а мы бесплатно раздавали маски. А раз это уже стало на государственном уровне, мы отошли от темы.», – рассказывает атаман.
Кроме того, Ковалев еще прошлой весной не рекомендовал казакам целовать иконы и руки священников. Тем не менее, сам он до сих пор не вакцинировался.
«Каждый сам принимает решение. Я считаю, что у меня очень сильная иммунная система, поэтому мне это не надо. Я всю жизнь на свежем воздухе, и каждую субботу парюсь в бане. А там любой вирус убивается. Но если Родина скажет, что надо, пойду и привьюсь», – объясняет он.
«Кто-то против, кто-то за»
Реестровые казаки находятся на особом положении: их лидеры получают субсидии, а некоторые даже занимают государственные посты. Неудивительно, что руководство «оренбуржцев» с самого начала поддержало распоряжения властей и перевело свои мероприятия в онлайн-формат. Но последние ограничения, связанные с введением QR-кодов, вызвали недовольство и среди реестровых.
«Нас будут делить на чистых и грязных», – комментирует автор официальной страницы Штабного хутора в Екатеринбурге.
«С одной стороны, ограничительные меры нужны, с другой стороны, система непродуманная и приносит больше вреда людям, государству и бизнесу», – заявил корреспонденту «ФедералПресс» атаман Уральского хутора Иван Протасевич.
«Не думаю, что у казаков есть какое-то определенное мнение. Так же, как и у всех: кто-то против, кто-то за. Мое с отцом отношение к вакцине скептическое. Но отец привился, потому что она ему обязательна. А я, потому что вакцина уже испытана на куче людей, а без QR-кода сейчас сложно», – рассказал еще один казак на условиях анонимности.
«Их консерватизм базируется на конспирологии»
Выглядит странным, что немало противников ограничений нашлось именно среди казаков: ранее их движение считалось одной из опор российских властей. В такой метаморфозе они не одиноки: например, активисты родительских движений, которые в прошлом помогали силовикам бороться с рэперами, ЛГБТ и «группами смерти», сейчас нередко выступают координаторами антивакцинаторов.
В то же время политолог Дмитрий Руденкин не видит ничего необычного в протесте консерваторов против принудительной вакцинации.
«Антивакцинаторский дискурс соответствует той риторике, которой эти организации придерживались раньше: их консерватизм базируется на конспирологии, невежестве и очень мутной системе убеждений, которые они называют традиционными ценностями. QR-коды – первая мера, лишающая антипрививочную публику тех социальных благ, на которые они привыкли рассчитывать. И этого будет еще много в ближайшее время происходить», – объяснил он корреспонденту «ФедералПресс».
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева
Герои и антигерои эпохи пандемии