Изменения климата на планете подстегивают усилия большинства стран по поиску альтернативных способов добычи энергии. Сегодня на повестке дня – сокращение выброса парниковых газов, увеличение энергоэффективности производств и внедрение возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Как российские регионы готовятся к новому глобальному энергопереходу, читайте в материале «ФедералПресс».
Осенью 2021 года в Глазго (Шотландия) состоялась 26-я по счету климатическая конференция ООН. Россия отправила на саммит представительную делегацию, которая совместными усилиями смогла достигнуть выгодных для нашей страны климатических решений. «Нам удалось обезопасить российскую экономику, российский экспорт, российские инвестиции и, в конечном итоге, наши рабочие места от навязанных извне резких, не всегда просчитанных решений и чужих концепций», – так резюмировал результаты поездки на встрече с президентом РФ министр экономического развития Максим Решетников.
По итогам форума в Глазго российской стороне удалось добиться ряда преференций: так, с 15 до 45 лет были увеличены крайние сроки по реализации лесных проектов, выработаны конкретные механизмы по осуществлению норм Парижского соглашения 2016 года и снижена угроза для ограничения инвестиций в сферу добычи нефти и газа. В результате субъекты РФ получили запас времени для обновления вредных производств, а инвесторы – понятные условия для осуществления дальнейших финансовых вложений.
Усилия на федеральном уровне
Одновременно с встречей в Шотландии правительство РФ утвердило Стратегию развития с низким уровнем выбросов парниковых газов на период до 2050 года. Несколькими месяцами раньше российским премьером была подписана Концепция развития водородной энергетики на тот же срок, которая, по его словам, на первоначальном этапе «предполагает создание профильных кластеров и реализацию пилотных проектов по производству и экспорту водорода, а также применение водородных энергоносителей на внутреннем рынке». В горизонте ближайших 30 лет принятое постановление позволит поставить на поток внедрение водородных технологий в различных областях отечественной экономики – от переработки нефти до использования водорода в сфере ЖКХ.
Оба подписанных документа призваны помочь региональным властям в развитии низкоуглеродной экономики во вверенных им субъектах. Среди прочего планируется уделить повышенное внимание развитию атомной энергетики (при соблюдении всех необходимых мер предосторожности) и гидроэнергетики. Предполагается снизить добычу обычных углеводородов (нефть, уголь и природный газ) и расширить сферу применение энергии, полученной из возобновляемых источников. Одновременно следует заметить, что резкий отказ от ископаемых ресурсов несет в себе риски для экономики российских субъектов в целом, чьи бюджеты в значительной мере верстаются из расчета на доходы от добычи нефти, газа или угля.
По мнению профессора МШУ «Сколково» Татьяны Митровой, «к 2040 году в результате энергоперехода российский экспорт традиционных энергоресурсов может лишиться не менее 16 % от своего объема, что приведет к снижению среднегодовых темпов роста ВВП на 1,1 п. п. в год».
Чтобы избежать негативных последствий при энергопереходе, необходимо активно адаптировать энергетическую отрасль к новым реалиям на федеральном уровне. Такими мерами могли бы стать: субсидирование «зеленых» проектов в энергетике, внедрение новых технологий для улавливания углеродных выбросов в атмосферу, ослабление роли технических регуляторов со стороны государства и введение льготной системы налогообложения. На местах следует создавать условия для привлечения инвестиций как в область производства новой энергетики, так и в совершенствование инфраструктуры ее потребления.
По словам первого вице-премьера Андрея Белоусова, «интенсивный сценарий в стратегии энергоперехода потребует примерно 90 трлн рублей за 28 лет. Это означает 3,2 трлн в год. То есть речь идет о менее чем 3 % ВВП». Кроме того, ряд экспертов считают, что переход на «зеленую» энергетику неизбежно повлечет за собой рост цен на энергоносители, а глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина предупредила о «мощном, долгосрочном, структурном проинфляционном факторе», который последует за введением стандартов ESG в корпоративном секторе экономики страны. В итоге все это может нанести удар по наименее защищенным слоям населения в России.
Юг России: сила ветра
Между тем целый ряд субъектов РФ активно включились в экологическую повестку и осваивают альтернативные источники энергии, создавая на региональном уровне необходимые условия для развития и успешного функционирования ВИЭ. Местные власти продвигают собственные стратегии и формируют благоприятный финансовый климат, привлекая «зеленые» инвестиции. Лидерство в этой области сегодня принадлежит регионам, входящим в состав Южного Федерального округа (ЮФО).
Наиболее заметных успехов здесь сумела добиться Ростовская область, где с помощью донских ветропарков за 2021 год удалось выработать около 610 МВт, что составило примерно 3 % от общего объема полученной в области электроэнергии за то же время. Так, благодаря Фонду развития ветроэнергетики, созданному на паритетных началах ПАО «Форум» и «Роснано», были запущены четыре ветроэлектростанции. В 2021 году «Энел Россия» открыла в Ростовской области Азовскую ВЭС мощностью 90 мВт – свой первый российский ветропарк.
Вместе с тем есть и проблемы с вводом в эксплуатацию новых объектов ВИЭ: зачастую бизнес сталкивается с затруднениями по переводу земель в категорию промышленных, а качество существующих электросетей при подключении оставляет желать лучшего. Однако местные власти уделяют особое внимание развитию альтернативных источников энергетики в регионе: в прошлом году Ростовская область признана самым активным ВИЭ-регионом, согласно рейтингу Ассоциации развития возобновляемой энергетики (АРВЭ), а в самом Ростове-на-Дону в мае 2022 года состоится международный форум «Возобновляемая энергетика» (ARWE-2022).
«Сегодня Ростовская область делает еще один шаг к тому, чтобы оставаться лидером в энергопроизводстве на юге России», – уверен губернатор Ростовской области Василий Голубев.
Водное разнообразие
Не отстают по темпам внедрения объектов альтернативной энергетики и соседние субъекты ЮФО. Пальму первенства в России по количеству введенных в строй объектов ВИЭ сегодня прочно удерживает Ставропольский край: к концу 2024 года их суммарный объем должен составить 16 % от всего массива электропотребления в регионе. Обладая высоким природным потенциалом для развития ветроэнергетики, Ставрополье к концу 2024 году планирует выйти на производство почти 800 МВт возобновляемой энергии, большая часть которой (84,6 %) будет сгенерирована объектами, построенными АО «НоваВинд», входящих в структуру ГК «Росатом».
Кроме энергии ветра, власти Ставропольского края активно развивают и малую гидроэнергетику – сегодня кроме одной работающей и двух строящихся МГЭС, своей судьбы ждут еще 14 мест для будущего строительства малых гидроэлектростанций, готовых в перспективе обеспечить «зеленой» энергией жителей этого региона.
Лидером в области малой гидроэнергетики на данный момент является расположенная рядом Кабардино-Балкария. Благодаря своему географическому положению и наличию горных массивов республика располагает значительными гидроресурсами, ежегодный энергетический потенциал которых специалисты оценивают в 150 МВт. Сегодня основным инвестором в регионе является местный филиал ПАО «РусГидро», которому принадлежат все построенные в Кабардино-Балкарии МГЭС.
Солнечное Оренбуржье
Солнце в Оренбургской области светит в среднем 2162 часа в году: по данным показателям регион может посоревноваться с югом Италии. Эта природная особенность послужила основным фактором для размещения здесь электростанций, работающих на энергии солнца. Сегодня на территории Оренбуржья расположились 17 станций, производящих электроэнергию при помощи солнечных батарей. Их общая мощность составляет 345 МВт, что равняется 3,5 % от всего количества электроэнергии, производящейся в области. Благодаря этим цифрам регион стал лидером среди субъектов РФ с самым большим объемом объектов солнечной генерации (согласно данным той же АРВЭ).
Иван Еремин: «Важно понимать роль просвещения общества в вопросах энергоперехода»
Восемь солнечных электростанций в Оренбургской области было построено компанией «Хевел»: в ноябре 2021 года в Переволоцком районе был введен в строй очередная СЭС. Площадь объекта занимает 25 гектаров, на котором расположилось более 41 тысячи солнечных батарей суммарной мощностью 15 МВт. 1 декабря новая электростанция «отгрузила» первую порцию своей продукции в общую энергосеть области. По прогнозам, годовая выработка электроэнергии здесь должна составить 18 млн кВт•ч, что поможет сократить углеводородные выбросы на 6,3 тысяч тонн.
«Наша стратегическая цель – повышение энергоэффективности региона», – считает губернатор Оренбургской области Денис Паслер.
Альтернативная энергетика 2.0
Формирование альтернативной энергетики стартовало в России в 2013 году. Начало этому положила программы поддержки отрасли, согласно которой генерирующие компании получили гарантированную возможность поставлять полученную энергию сбытовым компаниям. Это помогло создать с нуля ветропарки, солнечные и малые гидроэлектростанции в 18 субъектах Российской Федерации. По прогнозам, общий объем полученной таким образом энергии к 2025 году составит 6,5 ГВт, из которых 3,5 ГВт придется на ветроэлектростанции, 2,2 ГВт обеспечат солнечные электростанции и 0,2 ГВт – малые ГЭС.
Недавно Минэнерго обнародовало новые планы по продолжению действия программы на период до 2035 года. Согласно опубликованной информации, объекты возобновляемой энергетики получат поддержку в размере 350 млрд рублей, что ожидаемо приведет к снижению себестоимости энергоперехода на «зеленую» энергетику в обозримом будущем.
Фото: Christian Charisius / dpa / globallookpress.com
ESG-развитие