Госдума приняла в первом чтении документ, согласно которому Пенсионный фонд и Фонд соцстрахования будут объединены в одну структуру. В результате будет создан Социальный фонд РФ. О явных плюсах и подводных камнях инициативы – в материале «ФедералПресс».
Хотели объединить все три внебюджетных фонда, но оставили два
Законопроект, затрагивающий практически всех россиян, в среду рассмотрела и приняла в первом чтении Госдума. Документ предусматривает объединение Пенсионного фонда РФ (ПФР) и Фонда социального страхования России (ФСС). В результате будет создан Фонд пенсионного и социального страхования (Социальный фонд РФ), учредителем которого станет правительство, а в его наблюдательный совет войдут представители Госдумы, Совета Федерации, работодателей и профсоюзов. В более широком плане эта и другие реформы должны привести к созданию в России социального казначейства. Его цифровая платформа должна объединить все информационные системы социальной сферы.
Слияние двух фондов – не просто оптимизация двух ведомств, это рост качества социальной поддержки, снижение барьеров между государством, бизнесом и гражданами, говорит глава комитета по соцполитике Совета Федерации Инна Святенко.
«Законопроект предполагает введение «единого тарифа», благодаря которому будут увеличены максимальные размеры выплат по социальному страхованию – больничные, ежемесячные пособия по уходу за ребёнком до 1,5 лет, пособия по беременности и родам», – сказала «ФедералПресс» Святенко.
По ее словам, в режиме «одного окна» граждане смогут получать услуги по пенсиям, выплатам по беременности и родам, пособиям для нуждающихся семей.
«Вопрос объединения социальных фондов давно назрел, и плюсов в таком объединении гораздо больше, чем минусов. Зачастую гражданам для того, чтобы получить комплексную поддержку, требуется обратиться в несколько инстанций сразу. Это приводит к большой потере времени. Первоначально даже хотели объединить все три внебюджетных фонда, включая Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), но потом от этой идеи отказались и оставили два фонда», – говорит руководитель департамента инвестиционного анализа и обучения ИК «УНИВЕР Капитал» Андрей Верников.
К положительным моментам можно отнести и то, что освободятся некоторые административные здания, добавил он.
«Что касается работодателя, то по задумке авторов этого законопроекта, он экономит некоторым образом свои усилия по уплате страховых взносов. Сейчас он уплачивает страховые взносы в три разных фонда, делает соответствующие платежки, а теперь будет одна платежка, и работодатель не будет задумываться о том, каким образом организовывать эту работу», – отмечает управляющий директор Управления рынка труда и социального партнерства РСПП Марина Москвина.
Работодатели опасаются роста нагрузки
Разумеется, у реформы есть и свои минусы – к ним, например, можно отнести то, что частично будет размываться специфика деятельности, полагает Верников. «К примеру, закупки протезов вместо утраченных конечностей, вероятно, будут производиться уже не на местном, а на федеральном уровне, и пока сложно сказать, насколько эффективна будет эта деятельность», – сказал он.
Но главные вопросы к инициаторам преобразований возникли у работодателей. «В принципе, бизнес всегда не поддерживает увеличение нагрузки, особенно в сегодняшней ситуации. Введение единого тарифа [вместо платежей в Пенсионный фонд и ФСС] все-таки влечет за собой некоторое увеличение нагрузки на бизнес, поскольку взносооблагаемая база увеличивается до максимальной, которая сегодня существует в Пенсионном фонде», – пояснила Москвина.
Для некоторых компаний, по их собственным оценкам, нагрузка вырастет на 1,5–2 % фонда заработной платы, рассказала Москвина. В масштабах всей страны разница составит только 14 млрд рублей, подсчитали авторы законопроекта – сумма, не сопоставимая с общим бюджетом фонда.
Социальный фонд РФ, согласно законопроектам, должен заработать с 1 января 2023 года. «Мы ставили вопрос о том, что можно было бы принять эти законы, но установить сроком введения не 2023 год, а 2024-й, чтобы посмотреть, как будет развиваться ситуация с санкциями, кризисом», – отметила представитель РСПП.
Москвина выделяет еще один момент, «зашитый» в документы. «Сделана попытка выравнять стоимость иностранной рабочей силы и национальной рабочей силы, поскольку в действующей системе работодатель не платит за иностранных работников взносы по ОМС, а теперь предполагается, что будет платить», – сказала она. Эксперт считает, что это сделает работодателя «достаточно индифферентным» в плане того, кого брать на работу.
«В любом случае посмотрим: закон будет, и против закона, естественно, никто не возражает, потому что он, в общем, разумный с нашей точки зрения. И посмотрев, как будут работать эти законы, можно будет понять, правы мы были, когда высказывали опасения по поводу роста нагрузки на бизнес, или же его перевесят преимущества, которые даст работа с этим объединенным фондом», – резюмирует Марина Москвина.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, Ольга Юшкова