Европейская металлургия столкнулась с кризисом, невиданным за последние 10–20 лет. Причиной для него послужили санкции против России, в ответ на которые страна сократила прокачку природного газа и поставки угля, что вызвало резкое подорожание электроэнергии в Европе. Теперь тамошние металлургические заводы сокращают объемы производства. Может ли это как-то сказаться на их российских конкурентах – разбирался «ФедералПресс».
Энергетический коллапс
Международный гигант ArcelorMittal до конца текущего месяца остановит на своих металлургических заводах в Польше, Испании, Франции и Германии несколько доменных печей суммарной мощностью свыше 5 млн тонн чугуна в год. На одних из них будет проведен капитальных ремонт, другие не будут чинить, их просто законсервируют. В обоих случаях время перезапуска доменных печей не назначено – их простой связан с падением заказов на чугун, сталь и стальной прокат одновременно с невиданным повышением стоимости электроэнергии, коксующегося угля и природного газа.
В подобном плачевном положении дел оказался не только ArcelorMittal, выплавляющий свыше 70 млн тонн стали в год, – почти столько же, сколько и Россия. От высоких цен на энергоресурсы стонут его конкуренты – ThyssenKrupp, Outokumpu, Salzgitter, Voestalpine и пр. Профильные же объединения Европы бьют тревогу: будущее ее металлургии под угрозой,
«Нынешние цены на природный газ и электроэнергию угрожают жизнеспособности сталелитейной индустрии в Европе, в то время как производители третьих стран, не подверженные таким ограничениям или чьи правительства не предпринимают аналогичных действий (санкций. – Прим. ред.) против России, пользуются ситуацией, массово экспортируя в Европейский союз сталь по «искаженным ценам». Как следствие, в Европе мы наблюдаем закрытие сталелитейных заводов, сокращение выплавки и увольнения персонала», – сообщил Аксель Эггерт, генеральный директор ассоциации Eurofer, объединяющей все предприятия черной металлургии Европейского союза.
Теперь в Eurofer ждут падения выплавки стали, правда, пока умеренной. Тем не менее из умеренной она быстро может превратиться в полномасштабный обвал производства по мере роста стоимости электроэнергии, приводящей к снижению выпуска стали в электродуговых печах из-за его затратности. Объемы выплавки чугуна с последующим конвертированием его в сталь тоже страдают, поскольку цены на коксующийся уголь и природный газ находятся на многолетних максимумах.
Выплавки поменьше, импорта побольше
Согласно информации Worldsteel, в январе – июле 2022 года производство стали в Европейском союзе уменьшилось на 5,6 %, до 86 млн тонн. В ближайшие месяцы спад будет лишь усугубляться и цифры станут гораздо более печальными. Вместе с ним идет стагнация спроса на сталь из-за трудностей в строительстве и машиностроении – двух основных потребляющих сферах Европейского союза.
Зато импорт стальной продукции за первую половину 2022 года, по данным Eurofer, расширился на 9 %, и по итогам нынешнего года он может достичь рекордного уровня в 35 млн тонн. Самое неприятное для Европы – ввоз стали из России полностью не исчез, например, стального проката из нашей страны в январе – июне 2022 года было импортировано 197 тыс. тонн, или на 47 % меньше, чем в первом полугодии 2021 года. Ввоз же стальных слябов, скорее всего, идет в прежних объемах – в Европе есть несколько металлургических предприятий, которые не могут обходиться без российской заготовки: все они входят в состав группы НЛМК и снабжаются слябами с ее липецкой площадки.
Непрорубленное окно
Сокращение выпуска стали и продукции на ее основе в Европе может создать предпосылки для увеличения ее ввоза с российских металлургических предприятий, особенно с комбинатов Урала и Сибири (в прямом смысле зажатых на ослабевшем внутреннем рынке).
В принципе, такое возможно, ведь по мере остановки европейских металлургических заводов должна возрастать нехватка металла, компенсировать которую самое простое – за счет импорта из России стальных листов, арматуры и труб. Тогда уральским и сибирским сталелитейным предприятиям, столкнувшимся за последние месяцы с уменьшением числа заказов, будет полегче, и они смогут подзаработать.
Отраслевые эксперты сомневаются в реальности подобного сценария, обращая внимание на сильный рубль, заметно снизивший прибыльность экспорта российской стали.
«С одной стороны, в Европе снижается совокупное предложение, с другой, заместить напрямую эту потребность за счет российской стали европейцы в полной мере едва ли согласятся. В результате поставки из других стран в Европейский союз будут увеличиваться, а российские компании в то же время могут попытаться нарастить экспорт в дружественные страны: там, где это логистически возможно и рентабельно. Ведь важными факторами сдерживания экспорта из России выступают не только логистика и санкции, но и чрезмерно крепкий рубль, снижающий доходность подобных операций», – считает Василий Карпунин, начальник управления информационно-аналитического контента «БКС Мир инвестиций».
Все останется по-прежнему
Также эксперты не видят предпосылок для отмены запрета на импорт металлопродукции из России. Напомним, 15 марта нынешнего года Европейский совет (выполняет функции правительства Европейского союза) ввел эмбарго на ввоз стали, сварных и бесшовных труб, арматуры, оцинковки.
«Рынок стали в Европе является высококонкурентным. Квоты российских металлургов на ввоз стального проката поделили крупнейшие страны-производители, в том числе Турция, Южная Корея, Китай и Индия. Поставки из этих стран покроют любой дефицит. Поэтому отмены санкций в отношении российских сталелитейных компаний и их продукции на фоне проблем европейской металлургии ожидать не стоит», – ожидает Алексей Калачев, аналитик «Финам».
В тоже время ни Европейский совет, ни Европейская комиссия (антимонопольный орган Европейского союза) не пытались ограничить и остановить ввоз цветных металлов – алюминия, меди, никеля и т. д.: европейские потребители сильно зависят от их поставок из России.
«Поэтому жесткий санкционный режим будет распространен на российских производителей цветных металлов. Не отказывается Европа и от курса на декарбонизацию и энергопереход. Следовательно, спрос на цветные металлы продолжит расти, а потребность в них в условиях сокращения собственного производства будет покрываться за счет увеличения импорта, в том числе и из России», – прогнозирует Алексей Калачев.
Надежда только на Азию
Единственным выходом для отечественных металлургических компаний, лишившихся возможности вести продажи на рынке Европы, остается экспорт в страны Азии. Хотя возможность поставок стали через заграничных трейдеров в Европу все-таки сохраняется, пускай и мизерная.
«Не исключено, что найдутся желающие купить российские металлы со скидкой и перепродать их на рынок Европы. Но основным трендом будет все-таки расширение поставок в страны Азии и, возможно, ставка на внутреннее потребление в рамках развития импортозамещения», – допускает Виктор Шахурин, генеральный директор компании «ИВА Траст».
Правда, в Азии хоть и готовы покупать нашу сталь, однако исключительно с большими скидками – не менее 10–30 % от ее цены. Надеяться же на замещение заграничной продукции российской на внутреннем рынке тоже не стоит – это касается, пожалуй, только нержавеющего проката. Значит, от бедственного положения европейских конкурентов российские металлурги пока ничего выиграют и им придется работать с меньшей рентабельностью, чем ранее.
Фото: Aleksandr Schemlyaev / Russian Look / globallookpress.com
Санкции против России