Администрация Перми хочет забрать в свои руки повышение тарифа в общественном транспорте. В мэрии это объясняют желанием перевести важнейший вопрос из политической плоскости в сугубо экономическую. До сих пор утверждение стоимости проезда в городском транспорте находилось в ведении думы. С высокой долей вероятности депутаты уже в ближайшее время лишатся этих полномочий. Накануне думский комитет по экономическому развитию рекомендовал передать их мэрии. Однако не все парламентарии согласны с этим.
У думы забирают не все
Заместитель начальника департамента транспорта Анастасия Иконникова на комитете рассказала, что при передаче полномочий не планируется существенно менять методику расчета тарифа.
«Сохранится подход к определению экономически обоснованного тарифа как отношение расходов на транспортную работу к пассажиропотоку. Плановая индексация тарифа не превысит величины инфляции. Это позволит сохранить качество перевозок на городском транспорте, развивать маршрутную сеть, сохранить баланс экономического состояния отрасли», – сообщила Иконникова.
Она добавила, что полномочия по формированию стоимости проездных (тарифного меню) останутся за думой.
«Депутаты смогут решать, какие скидки предоставлять для владельцев абонентов», – отметила представительница департамента транспорта.
Поправка спикера
Перед заседанием профильного комитета председатель городского парламента Дмитрий Малютин внес поправку к проекту о передаче мэрии полномочий по утверждению стоимости проезда в общественном транспорте. Она подразумевает, что администрация Перми как минимум за 30 дней должна будет направлять в думу информацию о планируемом изменении тарифа. В этом уведомлении чиновники также обязаны будут пояснить необходимость повышения стоимости, а также ожидаемый экономический эффект.
Аудитор КСП Перми Ольга Головина заявила, что ее ведомство поддерживает данную поправку.
«Это позволит нам проверять и контролировать изменение тарифа», – объяснила Головина.
В итоге за поправку спикера проголосовали шесть членов экономического комитета, двое – воздержались.
Эсеры против
А вот по поводу предлагаемого проекта в целом на комитете разгорелась небольшая дискуссия. Депутаты от «Справедливой России – За правду» заявили, что их фракция не поддержит его.
Марк Коробов напомнил, что основная задача городских парламентариев – работа в интересах жителей.
«И я никогда не соглашусь с тем, что к тарифу следует подходить исключительно с экономической точки зрения, а не социальной. Другой важный момент заключается в том, что невозможно отстаивать интересы жителей, если постоянно слагать с себя какие-то полномочия в пользу администрации, снимая ответственность по тем или иным вопросам», – признался Коробов.
Его позицию поддержал коллега по фракции и перевозчик Эдуард Мирзамухаметов, который является директором транспортной компании «Дизель». По словам депутата, незадолго перед комитетом он встречался с жителями Перми. И они однозначно высказались против передачи мэрии права устанавливать стоимость билета в автобусах и трамваях.
«Раньше у меня была твердая уверенность, что решение по тарифам должны выносить профильные специалисты с экономическим образованием. Но с другой стороны, нужно учитывать сегодняшние реалии. Покупательная способность горожан, пользующихся общественным транспортом, невысока. Притом что за последние два года тариф и так существенно вырос. Мы прекрасно понимаем, зачем проводится передача этих полномочий. У меня складывается впечатление, что мы – депутаты – прячем голову в песок в надежде, что кто-то примет за нас сложное решение», – подчеркнул Мирзамухаметов.
Он добавил, что по этой причине не имеет морального права поддерживать предложение городской администрации.
Но комитет поддержал
Председатель комитета Арсен Болквадзе не согласился с коллегами Коробовым и Мирзамухаметовым. Он заявил, что в Перми очень долго вопрос об утверждении тарифа держали в политической сфере, не повышая его.
«Оборотной стороной этого и стало резкое повышение стоимости проезда в последние годы. Это произошло именно потому, что на площадке думы мы всеми силами, правдами и неправдами длительное время не поднимали тариф. В итоге это сказывается и на качестве перевозок, и состоянии нашего бюджета. Как ни крути, транспортная отрасль имеет два источника финансирования – плата пассажиров за проезд и городской бюджет. Эта отрасль без вливаний из казны – в ноль – никогда работать не будет», – сказал Болквадзе.
Он также обратил внимание, что в отрасли в результате транспортной реформы произошли серьезные изменения: заметно обновился подвижной состав, иначе складываются отношения с перевозчиками, которые теперь получают оплату по брутто-контрактам за конкретно выполненную работу.
Болквадзе напомнил, что в новых разыгранных контрактах предусмотрена ежегодная индексация стоимости транспортной работы в районе 4 %.
В свою очередь Иконникова сообщила на комитете, что сегодня 35 из 78 маршрутов переполнены в часы-пик.
«У нас стабильно растет пассажиропоток. И мы видим, что нам не хватает объема транспортной работы. К сожалению, из-за того, что у нас тариф не проиндексирован даже в плановом значении на 2024-2025 годы, это не позволяет наращивать объем транспортной работы», – сказала Иконникова.
В результате предлагаемый мэром Перми Алексеем Дёмкиным проект о передаче полномочий поддержали пять депутатов. Двое высказались против, еще один парламентарий воздержался. Тем самым комитет по экономическому развитию рекомендовал его к принятию на ближайшем заседании гордумы. Оно пройдет 28 февраля.
Ранее «ФедералПресс» писал, что власти Перми хотят поднять стоимость билета в автобусах и трамваях с 33 до 35 рублей. Также «ФедералПресс» рассказывал, что каждый пятый пассажир не оплачивает проезд в тех маршрутах, где нет кондукторов.
Фото: ФедералПресс / Ольга Юшкова