Свердловские власти получили предложения внедрить в Екатеринбурге камеры с системой распознавания лиц. Пока решение не принято, но эксперты считают, что это лишь вопрос времени и финансов. О том, чем такие камеры могут быть полезны чиновникам и силовикам, во сколько они обойдутся свердловскому бюджету и кто может получить контракт, – в материале «ФедералПресс».
Кто зарабатывает на «умных» камерах
Как рассказали в департаменте информполитики Свердловской области, министерство цифрового развития региона получило несколько предложений от разработчиков таких систем. В ведомстве не стали разглашать подробности, так как «информация носит коммерческий характер».
В России есть всего несколько компаний, которые занимаются разработкой подобных систем. Среди них – Группа ЦРТ, ранее входившая в экосистему Сбербанка, а прошлой весной на фоне санкций против него доставшаяся компании «Новые возможности». Сейчас владельцы группы скрыты в едином реестре юридических лиц. Технологии компьютерного зрения от ЦРТ используются в системе «Безопасный город» в целом ряде российских регионов – от Санкт-Петербурга до Сахалинской области.
В марте на заседании комитета заксобрания по вопросам законодательства и общественной безопасности выступил директор по развитию бизнеса Группы ЦРТ Олег Глебов. Он рассказывал о том, как система распознавания лиц работает в других городах, и делился курьезными случаями – например, о наркобароне, который сменил пол, но все равно был идентифицирован. При этом, по словам Глебова, технологии позволяют не только опознавать лица из базы МВД: например, камера может выяснить, кто из прохожих появлялся в том или ином доме только в день преступления, а кто живет в нем постоянно. Учитывая, что на том же заседании обсуждался дефицит полицейских в Свердловской области, депутаты с энтузиазмом восприняли презентацию.
«Если кто-то в торговом центре сломал или испортил что-то, его можно будет отследить до самого дома», – надеется зампред комитета, владелец ТЦ «Омега» Владимир Смирнов.
В пресс-службе Группы ЦРТ заверили, что конкретных планов по внедрению системы в Екатеринбурге пока нет. Директор по бизнес-развитию направления биометрических систем Андрей Хрулев напомнил, что группа реализовала более 270 проектов внедрения компьютерного зрения.
«Решения ЦРТ используются в более чем 20 проектах аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» по всей стране и могут быть масштабированы в других городах и регионов», – заявил он.
При этом Хрулев не смог сказать, сколько камер потребуется Екатеринбургу, чтобы система была эффективной, и в какую сумму это обойдется бюджету.
«Вопросы относительно камер и другие детали традиционно индивидуальны, решаются на предпроектном исследовании. Традиционно проекты стартуют с наиболее приоритетных локаций, затем наращиваются», – заключил топ-менеджер.
Другая известная компания – NtechLab, среди инвесторов которой назывались «Ростех» и РФПИ. Ее технологии применяются, в частности, в Москве и Тюмени. Об интересе NtechLab к регионам СМИ рассказывали еще в 2020 году – тогда стоимость создания такой системы в мегаполисе оценивали в 100–110 млн рублей, сообщал «КоммерсантЪ». В ее пресс-службе не ответили на запрос «ФедералПресс».
В ряде городов используются решения компании VisionLabs, подконтрольной МТС. Гендиректор Дмитрий Марков подтвердил, что она «заинтересована участвовать в аналогичном проекте в Екатеринбурге». Как и Глебов, он обращает внимание, что «умные» камеры могут использоваться не только для розыска преступников. Среди других их функций – «поиск пропавших людей, оперативное реагирование на драки или ситуации, когда человек упал и ему нужна помощь, создание интеллектуальных транспортных систем».
«Самыми востребованными сейчас аналитиками являются распознавание силуэтов, подсчет пассажиропотока и распознавание автомобилей», – говорит Марков.
Сколько придется заплатить
Эксперты считают, что система распознавания лиц будет достаточно затратной для свердловских властей.
«Технология видеоидентификации уже зрелая, однако добавление ее к существующей инфраструктуре потребует значительных инвестиций. В первую очередь это касается камер, большая часть которых не подойдет для целей биометрии. Исходя из низкого качества изображения, их придется менять», – рассказала директор по работе с партнерами компании RecFaces Ирина Остроухова.
По словам Дмитрия Маркова, стоимость внедрения зависит от количества камер в системе и может варьироваться от нескольких десятков до нескольких сотен миллионов рублей.
«Все, что касается стоимости, рассчитывается исходя из технического задания. Сколько дней надо хранить записи – семь или тридцать? Или шестьдесят? Или девяносто?» – говорит основатель Агентства искусственного интеллекта Роман Душкин.
На обслуживании систем распознавания лиц зарабатывает «Ростелеком». Например, в прошлом году власти Санкт-Петербурга заключили с ним контракт на передачу информации с камер в центр обработки и хранения данных. До конца 2024 года компания должна получить почти 3 млрд рублей.
«Что такое инфраструктура «Ростелекома»? Это не только оптоволокно, которое в колодцах лежит. Это роутеры, маршрутизаторы, серверы, которые гоняют через себя данные. Допустим, у роутера наработка на отказ 10 тысяч часов. То есть через 10 тысяч часов с определенной вероятностью это устройство сломается. И таких роутеров может понадобиться тоже 10 тысяч. Ежедневно там ломаются сотни устройств, поэтому их нужно чинить или менять, должен быть подменный фонд, чтобы система работала непрерывно. «Ростелеком» и за это тоже берет стоимость контракта», – объясняет Роман Душкин.
Именно «Ростелеком» пытался участвовать в создании «Безопасного города» на Среднем Урале. В 2019 году он выиграл тендер на проектирование этой системы, но, как пояснили в пресс-службе екатеринбургского филиала компании, на данный момент этот проект в полном объеме так и не был реализован.
В мэрии Екатеринбурга «Безопасный город» курирует председатель комитета административных органов Евгений Клюжин. В феврале на заседании комиссии гордумы по безопасности чиновник рассказал, что в городе установлено более 11 тыс. камер на перекрестках, в общественных местах и других локациях. При этом только 2800 из них интегрированы в единую городскую систему видеонаблюдения.
«В городе огромное количество муниципальных камер. На улицах, в зданиях, в общественном транспорте. Собирать информацию с них и отправлять ее на обработку в какую-то централизованную систему для распознавания лиц – задача технически решаемая. Такие системы существуют уже давно и работают весьма неплохо. В принципе, ничего плохого в этом я не вижу. Наоборот, это еще один шаг в сторону общественной безопасности», – прокомментировал известный екатеринбургский предприниматель, сооснователь фирмы «Интернет-Про» Антон Халиков.
Санкции не помешают
В последний год российская IT-отрасль подверглась санкциям, не стали исключением и компании, специализирующиеся на видеоаналитике. Как отмечает Роман Душкин, санкционное давление направлено на серверы и системы хранения данных. Тем не менее эксперт считает, что работы по импортозамещению уже ведутся, а санкции не помешают внедрить систему в Екатеринбурге.
«Влияние санкций на рынок практически незаметно. Прогрессивные решения по видеоаналитике с каждым годом становятся все менее требовательными к ресурсам, таким образом, есть возможность использовать имеющиеся компьютерные мощности. Если говорить о камерах, то по соотношению цены, качества и надежности одними из лидеров рынка видеонаблюдения уже несколько лет являются китайские компании. Кроме того, у нас давно проработана совместимость продуктов VisionLabs с отечественными операционными системами. Сейчас мы также начали переориентировать наши алгоритмы на работу с процессорами «Эльбрус» для развития импортозамещения», – подтверждает Дмитрий Марков.
Ирина Остроухова также полагает, что, несмотря на санкции, российские поставщики все еще могут реализовать такой проект, но он потребует большого количества аппаратуры: качественных камер, коммутационного оборудования и, наконец, производительных серверов.
«Если рационально подходить к вопросу, то нужно оценить, в каких точках видеоидентификация будет оправдана. А это зависит от задачи. Если все сводится к обычному розыску, то, как правило, достаточно подключить камеры в ключевых транспортных точках, возле основных торговых и промышленных предприятий и на входах в парки. При рациональном подходе такая система будет работать эффективно (и не разорит бюджет Екатеринбурга). Разумеется, не стоит забывать и о праве на приватность», – заключила топ-менеджер.
В целом все опрошенные солидарны в том, что «продвинутую» версию «Безопасного города» в Екатеринбурге можно реализовать даже в условиях санкций.
«Внедрение такой системы – лишь вопрос времени», – резюмировал Антон Халиков.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин