В век всеобщей цифровизации Этнографический музей привлекает посетителей тем, что рассказывает о вещах, близких каждому человеку: как люди трудились и отдыхали, создавали и обустраивали свое жилье, как одевались и воспитывали детей, во что верили и чем занимались на досуге. Как собирают коллекции, что думают о посетителях и какими экспонатами гордится один из крупнейших этнографических музеев России и Европы, в эксклюзивном интервью «ФедералПресс» рассказала директор Российского этнографического музея Юлия Купина.
Юлия Аркадьевна, как в 21 веке сделать поход в этнографический музей привлекательным для всех посетителей?
— Музей важно понимать как процесс. Безусловно, современные посетители хотят быть вовлеченными в него. Их редко устраивает быть только зрителем. И термин «посетитель» не совсем отражает суть современной музейной публики. Поэтому мы проводим множество интерактивных программ и мероприятий. Но понимаем, что быть интересными всегда и для всех невозможно. Музей такой задачи не ставит. Поэтому делаем разнообразные проекты, которые предусматривают различные форматы участия в них.
Также учитываем сезоны и знаменательные даты, народные и религиозные праздники. Наши проекты также проходят вне стен музея по всей стране, чтобы идти навстречу аудитории. Поэтому музей как процесс очень динамичен и постоянно меняет контент, форматы и аудитории. Этими переменами надо управлять, чтобы их динамика и содержание оставались актуальными для самой разной публики и партнеров.
Как выглядит собирательный образ посетителя музея?
— Мы не стремимся создать собирательный образ посетителя, скорее наоборот, стараемся разглядеть индивидуальности и особенности различных людей и сообществ. Среди наших посетителей традиционно много школьников и студентов, к нам часто приходят семьи, много туристов, приезжающих в Санкт-Петербург. Очень много людей, которые интересуются культурой своего народа. Посетители хотят больше узнать про себя и представителей других национальностей. Все больше становится людей, которые предпочитают посещать музей самостоятельно, но также большой спрос на экскурсионные программы.
Это музей людей, которые хотят узнавать о себе и о других. Поэтому получается не усредненный собирательный образ, а скорее – семейный альбом, объединяющий очень разных людей и их культуры.
Можно ли интегрировать народный костюм и его элементы в современную моду?
— Это делать можно и нужно. В нашем музее работает центр ремесленных традиций, где встречаются музейные кураторы, специалисты по культурам различных народов, хранители коллекций, художники, мастера прикладного искусства и дизайнеры. Встречи и занятия проходят в разных форматах, и участвовать в них могут все желающие. В 2022 году, который был посвящен Году культурного наследия народов России, было ярко продемонстрировано, что частью современной живой культуры может быть не только народный костюм. Но и гастрономия, народная музыка, обряды и семейные традиции.
Кроме того, в коллаборации с дизайнерами были созданы коллекции одежды на основе фондов нашего музея. Российский бренд Front fashion талантливо интерпретировал наши коллекции и создал на их основе модные коллекции. А молодой российский бренд OLA OLA разработал для сотрудников Российского этнографического музея униформу: жилеты-трансформеры и стильные рубашки, взяв за идею народные костюмы.
Эти процессы значимы не только тем, что создается какой-то продукт. Появляется атмосфера и настроение в обществе, поддерживается престижность отношения к народным традициям, переведенным на язык современности.
На Балтийском культурном форуме-2023 было подписано соглашение о сотрудничестве с Калининградской областью. Что планируется сделать?
— Очень знаковый проект в Калининград мы привезем уже этим летом. Он включен в национальный проект «Культура». Выставка «Мы русские» создана звездным составом экспертов нашего музея. В создание выставок всегда вовлечено множество разных специалистов, которые часто остаются за кулисами. Это кураторы, хранители, реставраторы, страховщики, специалисты по упаковке культурных ценностей и их транспортировке, по изготовлению оборудования, пиарщики, дизайнеры, специалисты по безопасности и другие. Данный проект не исключение. Мы представим этнокультурное наследие локальных культур русских Камчатки, Алтая, Русского Севера, Кавказа, Поволжья и Прибалтики. Русские остаются единым народом, хотя проживают в различных регионах Евразии. И в рамках выставки мы представим силу и ценность национальных традиций русского народа. Также пройдет лекторий, где выступят ведущие исследователи, занимающиеся русской этнографией. Калининград даст старт этому проекту, который затем мы представим еще в двух федеральных округах.
Можете назвать экспонаты Этнографического музея, которыми очень гордитесь?
— Мне часто задают этот вопрос, и я всегда ухожу от прямого ответа. Ценность коллекции не в отдельном предмете, а во всем комплексе экспонатов, которые представляют собой крупнейшее в России и Европе научное собрание этнографических памятников. Когда прохожу по экспозициям и бываю в музейных фондах, то часто удивляюсь. У нас более полумиллиона единиц хранения. И я более 30 лет работаю с этнографическими коллекциями во всем мире. Но всегда восхищаюсь кропотливой работой хранителей и реставраторов нашего музея. Приводить в порядок этнографические вещи очень сложно. Как правило, вещи после длительного бытования в культуре нужно реставрировать кропотливо и долго, хранить внимательно и заботливо. Также поражаюсь работе кураторов и собирателей, которые привозят уникальные экспонаты из Сибири, Чукотки, Средней Азии и других регионов, ведь они умеют за обыденным и привычным увидеть важное и уникальное.
Поэтому не решусь назвать лишь один предмет из собрания нашего музея. Надо прийти сюда и ощутить на себе всю силу и значимость огромной коллекции.
Тогда можно назвать топ предметов или экспозиций, которые обязательны к просмотру?
— Конечно, это уникальное здание, построенное специально для музея в начале ХХ века. Мы часто представляет его как наш главный экспонат и дарим возможность путешествовать по нему, чтобы осознать архитектуру и инженерный замысел. Подняться на 20 метров в чердачные помещения, чтобы увидеть конструкции хрустального потолка и световых фонарей, а также приглашаем осмотреть устройство дезинфекционных камер, познакомиться с архитектурой и декором Мраморного зала – одного из самых великолепных парадных залов Санкт-Петербурга. Рекомендую для знакомства нашу программу «Простые вещи», которую ведет отдел этнографии русского народа. Узнаете, как в одном предмете можно увидеть целую культуру.
Наших посетителей привлекают изобретения, которые насчитывают тысячелетия, но и сегодня остаются актуальными. Например, иголки и нитки, которые были созданы различными народами. В экспозиции есть нитки из жил оленя, конопляные и крапивные нити, шелковые и льняные. Через них можно проследить историю человечества. Самый древний экспонат – это коптские ткани. А самый «молодые» вещи привезены из Ленинградской области. Они связаны с проведением праздников в регионе.
Очень значима коллекция по культуре арктических народов. Она относится к золотому фонду отечественной этнографии. Среди этих памятников особое место принадлежит атрибутам шаманизма. Артефакты, связанные с шаманским культом, очень сложно собирать. И то, что они есть в музейной коллекции, означает, что наши исследователи умели наладить доверительный контакт с народами. И получили предметы, которые чужакам не передавались.
И конечно, это наша фотоколлекция. Встретиться взглядами с людьми различных культур через пространство и время – это удивительный опыт, важный для познания мира.
Как музей находит предметы для экспозиции?
— Сейчас очень меняются подходы к комплектованию. Мы понимаем, что не можем собрать весь предметный мир в стенах музея. Музей часто задает себе вопрос, что собирать сейчас? Поэтому каждый музей разрабатывает свою политику комплектования, исходя из особенностей уже собранной коллекции и планов развития.
Часть предметов привозится из этнографических экспедиций. Для нас важны предметы с историей. И порой она важнее, чем сама вещь. Также принимаем в дар. Очень многие люди хотят увековечить имя какого-то мастера. Они понимают, что лучше оставить коллекцию в надежном музее, где имя человека останется на века. Это также осознают органы исполнительной власти, которые дарят различные этнографические артефакты. Например, у нас есть уникальная коллекция из Якутии. Недавно республика передала в дар уникальную нарядную женскую шубу, созданную современным мастером. Это знак уважения нашему музее, который хранит наследие якутских мастеров, и стремление сохранить для будущих поколений культуру современного народа.
В музеях работают экспертные фондово-закупочные комиссии, которые решают, стоит ли принять в Музейный фонд Российской Федерации тот или иной предмет. Собранные многими поколениями исследователей памятники по культуре более чем 150 народов Евразии можно увидеть в нашем музее. Приходите к нам!
Фото: Российский этнографический музей
Эксклюзивы «ФедералПресс»