Top.Mail.Ru
Общество
Челябинская область
0

Эти детские мультфильмы поймут только взрослые: подборка

Какие мультфильмы лучше смотреть без детей: подборка
Какие мультфильмы лучше смотреть без детей: подборка

Пугающая, сюрреалистичная, «неправильная» анимация в сочетании с философскими смыслами хлынула волной в советскую и постсоветскую мультипликацию. То, что казалось в детстве странным и причудливым, сейчас может обрести новые смыслы, если начать пересматривать картины одни за другими. Этакая темная сторона анимации напугала и озадачила детского зрителя. Однако стоит понимать, что некоторые предназначены для взрослых. «ФедералПресс» составил топ-5 мультфильмов, за просмотром которых можно задаться вечными вопросами и насладиться нестандартным визуалом.

«Потец», режиссер Александр Федулов, 1992 год

Анимация стала местом встречи взрослого и ребенка в 80-е и 90-е годы. Однако этот мультфильм по ошибке попал на телевидение в детскую ветку вещания. Его запретили. Из-за его жуткого содержания и анимации свет картина увидела лишь в 2018 году.

Философскую тему жизни и смерти поднимает в своем стихотворении Александр Введенский в 1936 году, которое впервые было опубликовано в эпоху перестройки. В 1992 году по его тексту снимают одноименный мультфильм.

Сюжет мультфильма построен на желании детей узнать, что такое «потец». Забегая вперед, это пот, которым покрывается человек перед смертью. Птенцы-дети бегут к отцу. Тот ждет приближения конца жизни смиренно и философски. Стараясь провести с ним последние минуты жизни, птицы устраивают вокруг смертного одра пляски.

Мультфильм богат аллегориями и деталями. Так, ветка вишни олицетворяет человеческую кровь (этот «сок» отец выжимает, вскармливая им своих птенцов), человекообразные рыбы изображают дурной последний сон, а бегущая из одной норки в другую полевая мышь, которая замирает и падает, – внезапность и неизбежность окончания жизни.

После смерти отца птенцы превращаются в людей, обретая черты стариков.

Жуткое содержание дополняется мрачной картинкой и пугающим голосом Евгения Стеблова. Кстати, в мультфильме зритель находится сразу в двух реальностях: в иносказательной сцене отца с детьми и в беседе диктора с каждым из нас.

«Семейный марафон», режиссер Владимир Дахно, 1981

Создатели одни из первых заговорили о роли женщины в обществе. Феминистический мультфильм советского человека повествует нам о муже, который живет от соревнований до соревнований – его интересует карьера, а дом и семейная жизнь лежит на плечах женщины. Он нуждается в отдыхе между победами.

Жена бегает с сумками, делает массаж супругу, кормит детей, болеет за мужа на соревнованиях, догоняя его на беговой дорожке, подбадривая, кормит с ложки. Кто из них реальный чемпион – вероятно, такой риторический вопрос задает сценарист мультфильма.

В год выхода короткометражки женщина впервые получила право участвовать в марафонах. До этого отказ в соревнованиях аргументировали особой опасностью для здоровья. В 1982-м на дистанцию вышла первая женщина.

«Моя жена курица», режиссер Игорь Ковалев, 1989 год

Можно попробовать посмотреть короткометражку до конца. Однако ее рисовка настолько «неудобна» человеческому восприятию, что многие зрители выключают картину, не дойдя и до середины. Работа является образцом шизофреническо-сюрреалистической анимации. Кажется, что зритель может ощутить запах пыли, сырости, а еще почувствовать гнетущее чувство той самой «бытовухи». Может быть, у вас возникнет желание помыться после просмотра.

По сюжету семейная жизнь бьет своим ключом: жена-курица хлопочет на кухне, муж с синей кожей лениво читает прессу. В гостиной живет домашнее «животное» – гусеница с человеческой головой.

То, что жена на самом деле курица, мужчина осознает только после прихода в квартиру загадочного незнакомца в маске. Осознав это, муж выгоняет жену. Героиня возвращается домой и с удивлением обнаруживает, что у ее мужа куриные лапки: символ курицы может быть олицетворением недостатка героев.

Красной нитью проходит тема заточения: семейные узы показаны в виде решетки, даже на свитере героя можно заметить характерный узор – как форма заключенного в тюрьме.

Метафор в картине не счесть, как и вопросов, на которые ответ может прийти позже, а может и не возникнуть вовсе: домашнее животное может быть ребенком, к которому относятся так же, как к собаке. Есть и другая версия: весь мультфильм – метафора сексуальной жизни супружеской пары. Полный разбор картины с этой точки зрения представил Алексей Орлов с точки зрения анализа теории Фрейда и психоанализа в целом.

«Гипнэротомахия», режиссер Андрей Свислоцкий, 1992 год

Андрей Свислоцкий является учеником знаменитого режиссера 80-х Александра Татарского, который совершил прорыв в советской анимации. Он позволил быть картинке другой – негладкой, несовершенной, порой абсурдной.

Тревожная психоделика: сны собаки, женщины, мужчины сливаются друг с другом, образуя причудливые картины. Мультипликационная работа похожа по содержанию и исполнению на работу Франсиско Гойи «Сон разума рождает чудовищ».

Фантазии и страхи приобретают форму, перетекая одни в другие. Ночные грезы – это когда подсознание становится реальностью. Некий мужчина засыпает в невротическом состоянии от мечтаний о возлюбленной. Подсознание девушки выпускает наружу своих демонов. А ее пес, который спит рядом, подталкивает во сне свою хозяйку воплотить в реальность свои фантазии.

Картина гипнотизирует зрителя визуалом. Мультфильм многослойный во всех смыслах. В названии действительно есть корень «гипноз». Да и составляющая «эротики» тоже присутствует. Дети 90-х запомнили картину именно из-за эротической сцены в гробу, например.

Название намекает на роман конца XV века «Гипнэротомахия Полифила» с грустной историей любви анонимного автора.

«Шкатулка с секретом», режиссер Валерий Угаров, 1976 год

Мультфильм по стилистике напоминает «Желтую лодку» Джорджа Даннинга, в котором композиторами в 1968 году выступили «Битлз». Сценарий мультфильма основан на сказке Одоевского «Городок в табакерке», которая увидела свет еще в XIX веке.

Мультфильм славится своими подтекстами, аллегориями и потайными смыслами. Многие кинокритики сходятся во мнении: музыкальная шкатулка является моделью государства, которую считал идеальной философ Платон. Колокольчики – народ, контролирует его молоточки – аппарат госпринуждения, а все подчиняются валику – власти, на боках которой высечена определенная мелодия. Есть и пружина – это идеология, которой на самом деле подчиняются все детали. При этом действие дублируется на сцене театра для особой наглядности и метафоричности.

И только шут-диссидент знает секрет, как вывести шкатулку из строя. Он не играет особой роли в серьезной музыкальной системе, однако только он может сделать так, что механизм выйдет из строя. И вот шут каким-то образом забирается на валик и даже справляется с пружиной!

Маленький мальчик пытается разобраться, почему случилась поломка, рассматривая каждую деталь, понимая в итоге работу всего в целом. Из-за одной детали портится весь механизм. Какую роль играет в механизме папа мальчика? Кинокритики считают, что в этой модели он является социальным инженером.

Картина выполнена в технике, похожей на детскую раскраску своими яркими цветами и чересчур толстыми контурами.

Ранее «ФедералПресс» сообщал о том, что про Челябинск сняли мультсериал: столица Южного Урала в анимации и видеоиграх.

Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 2.2

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.