В дни первого буддийского форума в Улан-Удэ участники знакового международного мероприятия смогли увидеть и поклониться бурятскому святому Пандито Хамбо Ламе Даши Доржи Этигэлову. Почти сто лет назад выдающийся буддийский подвижник сел в позу лотоса и вошел в особое состояние – нирвану. Его тело до сих пор сохраняет признаки, присущие живым людям. Официальная наука пока не нашла объяснения феномену, а сами буряты считают, что их великий земляк победил смерть. В легендах и фактах о нетленном старце разбирался «ФедералаПресс».
Где можно поклониться бурятскому святому
Дорогу к Иволгинскому дацану, то есть к буддийскому монастырю-университету, в Бурятии знает каждый. Именно здесь находится Центр Буддийской традиционной сангхи России, монастырский комплекс и главная резиденция Пандито Хамбо Ламы Этигэлова.
В резиденции располагается, а точнее живет, как верят бурятские буддисты, их великий земляк. Святого старца Хамбо Ламу можно увидеть всего восемь раз в году во время больших буддийских праздников. Тогда в Иволгинский дацан приезжают тысячи паломников. Великий святой сидит в позе лотоса в специальном стеклянном кубе. Фотографировать его запрещено.
В пятницу, 18 августа, Иволгинский дацан посетили иностранные гости и участники I Международного буддийского форума в Улан-Удэ. Они приняли участие в молебне и встретились с легендарным святым, к которому обратились со своими надеждами и чаяниями.
«Все впечатляюще – сама молитва, посвящение в этом уникальном дацане и тело нетленного Пандито Хамбо Ламы Этигэлова. Трудно описать словами свои чувства, остался глубокий след – в уме, в сердце. Я от рождения буддист, и то, что ближе к нам, мы не умеем ценить. Когда ты смотришь со стороны, кажется, что мы такие глупые, что, держа под рукой такие сокровища, мы этого не замечаем», – рассказал участник форума, и. о. главного редактора национальной энциклопедии Шри-Ланки Ранджана Девамитра Синасингхе.
Иволгинский дацан может посетить человек любого вероисповедания. Даже если буддизм человеку духовно неблизок, то посетить это необычное место стоит ради магии места, о кототором говорят все, кто хоть раз побывал здесь.
«Я очень взволнован сегодняшним днем, так как собственными глазами увидел это чудо, которое дало направление людям всего мира. Мы все изучаем учение Будды, каким образом можно достичь нирваны и каким образом люди своими действиями могут продвигать буддийские ценности и жить в гармонии с окружающим миром. Счастье, здоровье, внутреннее спокойствие – чем больше вы будете относиться к миру с таким настроем, тем быстрее достигните хороших результатов», – отметил заместитель председателя Китайской буддийской ассоциации, настоятель храма Юнхэгун Ху Сюэфэн.
Жизнь и «смерть» Пандито Хамбо Ламы Этигэлова
Даши Доржи Итигелов родился в мае 1852 года. В 1867 году 15-летний сирота пришел учиться в Анинский дацан и весьма преуспел в науках. Затем Даши Доржи занимался религиозной деятельностью, был ученым, просветителем, общественным деятелем и целителем. Он оставил последователям более 50 трудов по буддийской философии, фундаментальный труд по фармакологии «Жор» и духовное завещание.
В 1911 году Этигэлов был избран двенадцатым по счету главой всех российских буддистов и получил звание Пандито Хамбо Лама. До 1917 года возглавлял буддистскую общину Восточной Сибири. Пандито Хамбо Лама XII Даши Доржо Этигэлов прожил 75 лет.
С великим старцем связано множество легенд. Согласно одной из них, 15 июня 1927 года Этигэлов сел в позу лотоса, собрал учеников и дал им наставление: «Вы навестите и посмотрите мое тело через 75 лет».
Как сложилась судьба Хамбо Ламы после ухода в нирвану
В 1927 году старец был погребен в кедровом коробе в позе лотоса в местечке Хухэ-Зурхэн на глубине двух метров. В своем духовном завещании он попросил проверить его тело через 30 и 75 лет после погребения.
Однако захоронение раскопали раньше – в 1955 году из-за сильного землетрясения. После тайной эксгумации буддисты не обнаружили на теле ни малейших признаков разложения, от времени пострадала только одежда. Святого старца переодели и вновь захоронили.
В 1973 году после серьезного наводнения саркофаг снова откопали – тело оставалось прежним.
В сентябре 2002 года тело окончательно было извлечено из могилы и перевезено в Иволгинский дацан. Опознавал старца единственный оставшийся в живых человек, знакомый с Пандито Хамбо Ламой.
Третью эксгумацию проводили уже в присутствии ученых. Они подтвердили: нетленное тело представляет необъяснимый феномен.
Затем многие ученые проводили исследования в Иволгинском дацане. Каждый раз подтверждались очевидные факты: органическое состояние тканей соответствует живому человеку.
С января 2005 года любые медицинские и биологические исследования тела были приостановлены.
В 2008 году был освящен специальный храм и нетленное тело проводили туда с почестями.
Многие люди верят, что святой старец может однажды вернуться к живым. А его феномен объясняют постижением великой реальности Пустоты.
Где еще в мире есть нетленные святые
Нетленные святые мощи есть в разных странах. Тибетские монахи и йоги покидали этот мир, уходя в глубокую медитацию, а их тела постепенно мумифицировались.
Например, на острове Самуи в буддийском монастыре в стеклянном павильоне застыл в позе лотоса бессмертный монах Луон Пхо Ян.
В храме на севере Таиланда в стеклянном саркофаге ожидает пробуждения мастер медитации Ачарн Мун Бхуридатта.
Во Франции в хрустальном хробу покоится «спящая красавица» и католическая святая Бернадетта Субиру, которую называют Санта Мария Нова. Она скончалась о туберкулеза в 1879 году.
В Италии тоже есть нетленные останки Святой Зиты, в Китае – Леди Синь Чжуй, в Аргентине хранится практически не разложившееся тело 15-летней инкской девушки Ла Донцелла.
Фото: пресс-служба Международного буддийского форума