Иркутская область – один из приоритетных регионов Сибири. Глава региона Игорь Кобзев в эти дни работает на полях Восточного экономического форума. В интервью «ФедералПресс» он рассказал, какие проекты планирует здесь представить и какие темы являются самыми острыми для этой территории.
Есть что обсудить
Игорь Иванович, с чем вы приехали на ВЭФ? Какие вопросы планируете обсудить, какие соглашения подписать?
— Восточный экономический форум – хорошая площадка для регионов Дальнего Востока, а теперь уже и Сибири. Тут надо обратить внимание на положение Иркутской области – это восточная сторона СФО, и для нас важно видеть, как развиваются регионы ДФО, наши партнеры и соседи. Тем более у дальневосточников есть свои государственные преференции, и нам надо изучать их опыт, чтобы тоже стать конкурентоспособными. Всех, кто приезжает на форум, мы рассматриваем как возможных партнеров, речь и о территориях Дальнего Востока, и о странах Юго-Восточной Азии. Это возможность показать инвесторам то, что их интересует. Так, у нас реализуется 180 инвестиционных проектов на сумму более 3 триллионов рублей, которые предусматривают создание 40 тысяч рабочих мест. У нас утверждена Стратегия социально-экономического развития региона до 2036 года. Минувшей осенью прошел опытную эксплуатацию наш Усть-Илимский картонный комбинат, который предусматривает выпуск 600 тысяч тонн картона в год на экспорт. В следующем году должен начать работу газохимический кластер в Усть-Куте, включающий завод полимеров, заводы по производству гелия и по переработке газа. Есть планы «Газпрома» по освоению нашей Ковыктинской площадки. Мы ждем «Силу Сибири 2» для газификации юга области. Мы содействуем реализации проектов «Полюса» по увеличению производства золота. Конечно, это Восточный полигон, включающий 33 объекта, которые сегодня мы строим вместе с железнодорожниками и энергетиками. Также мы смотрим в сторону авиастроения, а именно на проект – флагман пассажирской авиации МС-21. Мы работаем над развитием сельского хозяйства, уже встречались с Россельхозбанком, готовы предоставить инвестору место для развития тепличного комплекса. Есть и проект Усольского свинокомплекса стоимостью 9 миллиардов рублей, где инвестор планирует модернизацию и расширение действующего производства. А еще есть проекты «Роснефти», ВЭБа, «Росатома». Наша задача – сопровождать эти проекты, создавать условия, чтобы они окончательно были реализованы.
Проектов много
В последние годы много говорится о политике разворота на Восток. Как она реализуется в Иркутской области и каким отраслям в этом вопросе повезло больше?
— Исторически так сложилось, что мы экспортно ориентированный регион. С закрытием европейских рынков и увеличением конкуренции среди российских предприятий в восточном направлении с проблемами по отгрузке столкнулись производители газа, угля и леса. И эти отрасли по итогам прошлого года хоть и показали относительно неплохие результаты, но чувствовали себя не очень, особенно ЛПК. Но сейчас все более-менее нормализовалось, работаем в плановом режиме. Также мы сейчас рассматриваем возможность строительства совместно с Китаем завода по производству электробусов. Совместно с Монголией – предприятия по производству тонкой шерсти и кашемира. Также планируем создание двух предприятий по переработке рапса. Одно уже построили, сейчас там идет наладка оборудования, второе введем в эксплуатацию до конца года. В целом же показатели экспорта по прошлому году у нас составили более 10 миллиардов долларов. На полях ВЭФа также провели встречу с представителями Мьянмы. Сейчас готовим туда поездку совместно с туроператорами – оценим возможности совместного туристического бизнеса. Обсуждаются и совместные проекты с Вьетнамом в сферах образования и здравоохранения.
Байкал – ключевой туристический объект Иркутской области. Есть информация, что в регионе совместно с Туризм.РФ планируется реализация большого проекта, направленного на развитие туризма?
— Действительно, разработан и утвержден госкорпорацией Туризм.РФ мастер-план туристической территории в непосредственной близости от Байкала – на берегу реки Ангары. Он включает и семейный отдых, и спортивный, и детский, в том числе аквапарк и круглогодичную марину – это место для катеров. Надо понимать, что на Байкале мы во многом ограничены экологическим законодательством, но на Приангарской площадке эти требования более щадящие. Хотя и тут, конечно, уделяем пристальное внимание экологическим аспектам, чтобы прежде всего не навредить уникальной природе местности. Для реализации всех этих проектов у нас уже есть семь потенциальных инвесторов, объем планируемых вложений составляет 30 миллиардов рублей, а с учетом инфраструктуры – 40.
Особая энергия
Иркутская область сегодня – регион с самой дешевой электроэнергией. Останется ли он таковым или что-то может измениться?
— Так будет и в будущем. Конечно, мы понимаем, что сетевая компания должна быть в работоспособном состоянии, но если какие-то повышения стоимости происходят, то они должны быть плановые, а жители должны понимать, на что идут деньги. И конечно, в регионе надо разобраться с майнингом. Ведь получается такая ситуация: можно увеличить энергомощности, но и количество майнеров увеличится в разы. Насколько я слышал, как раз в дни ВЭФ министр энергетики РФ Николай Шульгинов определил приоритетность подключения объектов к сетям. Там идут социальные, промышленные, жилые объекты, а майнинг – в последнюю очередь.
Какие меры поддержки в регионе реализуются для участников спецоперации и членов их семей?
— Областным законом утверждены выплаты в размере 200 тысяч рублей для тех, кто заключает контракты с Минобороны. Всего же у нас 37 мер поддержки действует, но все индивидуально: для кого-то актуальна оплата ЖКХ, для кого-то льготы при поступлении детей в вузы и финансовая помощь для них – мы платим 50 тысяч рублей. А еще, развивая тему, в этом году мы открыли первое Суворовское училище на 180 ребят с 5 по 7 класс. Здесь будут учиться будущие летчики, которые являются элитой Вооруженных сил РФ. И это очень перекликается с проектом выпуска МС-21, о котором я говорил раньше. Ждем, что в нынешнем году училище посетит министр обороны Сергей Шойгу.
Фото: ФедералПресс / Анастасия Полетаева, ФедералПресс / Иван Кабанов
Восточный экономический форум