Православная церковь 15 сентября празднует день памяти отцов и основателей монашества на Руси – преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Какую роль сыграли монах-молчальник и боярский сын в становлении иночества и великой русской культуры – читайте на «ФедералПресс».
Как Антипка стал преподобным Антонием
Преподобный Антоний родился в Любече (ныне Черниговская область) в начале XI века, во времена правления князя Владимира. В миру носил имя Антип. С юности его влекло к духовной жизни, и он решился отправиться к монахам на Святую гору Афон в Греции. Там принял постриг с именем Антоний, жил уединенно в пещере рядом с монастырем. Когда он достиг духовных подвигов, игумен обители дал ему неожиданное послушание – вернуться на родину:
«От тебя произойдет множество иноков».
В Киеве преподобный поселился не в монастырях, а в пещере на Берестовой горе, где жил по строгому афонскому уставу. Антоний принес с Афона тип безмолвного монашества, по сути отшельничества, отмечается на сайте pravoslavie.ru. Молва о его духовных подвигах и строгом постничестве (ел через день хлеб, пил только воду) быстро разлетелась по Руси. К нему стали стекаться паломники за духовными наставлениями.
«Человек всю жизнь скрывался от людей, его душа была столь широка и глубока, что ему не нужно было других собеседников, кроме Бога. Молился Богу и выходил из пещер как солнце из-за тучи. У него появлялись ученики – так возникла лавра», – рассказал протоиерей Андрей Ткачев в эфире «Царьграда».
Монашеский подвиг Антония длился 40 лет. Преподобный почил в 1073 году.
Колыбель русской культуры
Антоний основал Киево-Печерскую лавру при князе Ярославе Мудром. Как отмечает автор pravoslavie.ru Андрей Рыбаков, именно с безмолвнических подвигов преподобного берет начало русское монашество, которое сыграло особую историческую роль в русской православной церкви и культуре.
В лавре была написала «Повесть временных лет», здесь же зародилась древнерусская литература, зодчество и иконопись, которые стали основанием великой русской культуры. В лавре берет свое начало русская историческая наука и образование.
Печерская обитель также стала образцом для других монастырей Древней Руси. В лавре постриглись будущие архиереи, которые разнесли по всей Руси устав и дух обители.
«Антоний является родоначальником русского монашества. Все люди, которые постриглись в монашество, дали Богу обеты, оделись в черное и пошли по этому узкому пути в Царство Небесное, на Руси имеют своим отцом преподобного Антония», – подчеркнул Ткачев.
Святой боярин
Ученик игумена преподобный Феодосий родился в Василеве (ныне Киевская область). Исследователи его жития утверждают, что он происходил из бояр великокняжеского окружения.
Детство провел в Курске. В 13 лет мальчик потерял отца. Отрока воспитывала мать и надеялась, что сын продолжит боярскую службу родителя. Но юноша чуждался политических интриг между князьями, которые часто заканчивались братоубийством. Он даже отказывался носить боярскую одежду, раздавал ее нуждающимся. Молодого человека интересовала только духовная жизнь, поэтому ему пришлось сделать непростой выбор между послушанием матери и служением Богу.
Феодосий тайно сбежал из родительского дома с торговым караваном в Киев, где присоединился к Антонию-молчальнику (1056 год). Постриг он принял после длительного испытания примерно в возрасте 23 лет.
Житие преподобного Феодосия
Преподобный тоже внес большой вклад в становление православного монашества на Руси. После ухода в затвор Антония братия избрала Феодосия игуменом. В Печерском монастыре он первым начал применять общежитие по уставу Студийского монастыря (самого значительного монастыря средневекового Константинополя). По сути, он стал основателем на Руси общежительной монастырской традиции.
Главные особенности общежития Феодосия:
- все имущество общее;
- непрерывный труд, но труды разделялись по силе каждого игуменом;
- каждое дело начиналось молитвой и благословением старшего;
- помыслы открывались игумену.
Преподобный строго следил за соблюдением устава, но и сам при этом был примером для братьев: носил воду, рубил дрова, работал в пекарне, носил простую одежду, первым приходил в церковь и на работы.
В обители Феодосий открыл дом для нищих и инвалидов. Десятину от доходов монастыря игумен тратил на его содержание. Каждую субботу из обители отсылали воз хлеба в тюрьмы для заключенных.
Преподобный отошел к Господу 3 мая 1074 года. При перезахоронении в 1091-м его мощи обнаружили нетленными.
Ранее «ФедералПресс» сообщал, что старец Зосима предрекал России глобальные перемены после падения Киево-Печерской лавры.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, Полина Зиновьева