На Среднем Урале фиксируется беспрецедентный кадровый голод. Больше всего страдает сфера строительства, медицины, образования, производственный сектор, сфера услуг и торговли. Количество вакансий здесь фактически равняется числу претендентов, что является признаком тотального «нездоровья». Работодателям не из кого выбирать. «ФедералПресс» разбирался в причинах происходящего.
Причины кадрового голода
«На ситуацию влияет геополитика, отсутствие специалистов с необходимыми навыками, демографическая ситуация. Основная задача фирм сейчас – удержать персонал, который они с огромным трудом нашли», – считает директор «hh.ru Урал» Оксана Сидлецкая.
Низкий уровень безработицы в России свидетельствует о неэффективной социальной политике, о чем говорят данные независимых исследований. Страна стремительно теряет человеческий капитал, который является одним из самых главных и трудновосполнимых экономических ресурсов.
По оценкам независимых демографов, с момента начала СВО в феврале 2022 года из России выехало более 700 тысяч человек. По 70–100 тысяч уехали на постоянное место жительство в Израиль, Турцию, Казахстан, Армению, Грузию, Финляндию. Причем большинство выехавших – это молодые мужчины, что, по оценкам специалистов, нанесло ощутимый удар по экономической сфере Российской Федерации. К этой цифре следует добавить граждан, которые были призваны в ряды Вооруженных Сил в рамках мобилизации.
Вторая причина кадрового голода – это нехватка специалистов с необходимыми навыками. Работодатели сходятся во мнении, что выбирать не из кого. Резюме претендентов зачастую не отражают реальной картины.
Кроме того, потребность в кадрах не «размазана» по региону равномерно. В Свердловской области есть населенные пункты, в которых дефицит кадров можно назвать тотальным, вместе с тем есть места, где людям по-прежнему тяжело найти работу. Тяжелее всего устроиться на работу в маленьких населенных пунктах региона.
Учебные заведения не справляются с задачами по обеспечению специалистами реального сектора экономики. Уже сейчас потребности рынка труда в несколько раз больше, чем число всех выпускников.
В данном направлении существует совокупность проблем, которые не удается решить в течение нескольких десятилетий: несовершенные учебные программы, нехватка педагогов, учащихся, слабая материальная база образовательных учреждений и т.д.
Так, эксперты говорят о значительном снижении качества обучения в профильных учебных заведениях строительной отрасли.
«Нехватка кадров в строительной отрасли и недостаточный уровень подготовки специалистов – наши главные и постоянные проблемы. Выпускники университета – это «полуфабрикат». У них нет профессиональных навыков, есть некие теоретические концепции. Что делать на конкретном производстве – они не знают», – считает советник ректората УрГАХУ, профессор, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, народный архитектор РФ Александр Стариков.
В настоящее время реализуются государственные программы, которые призваны усилить связь между учебными заведениями и производственными площадками. Наиболее эффективны они оказываются на уровне среднего профессионального образования. Речь идет о развитии федеральной программы «Профессиоалитет» для колледжей.
Третья причина – демографическая. По данным Росстата на 1 января 2023 года, численность постоянного населения в России составляет 146 млн человек. По сравнению с 1 января 2022 года, число россиян уменьшилось на 555 тысяч человек. Значительную убыль населения фиксируют практически все регионы РФ.
Рынок труда Среднего Урала
«В первый осенний месяц в регионе было зафиксировано почти 52 тысячи вакансий, что на 57 % больше, чем в сентябре 2022 года», – сообщает служба исследований hh.ru.
В целом на Свердловскую область приходится почти 4 % российских вакансий.
Острее всего нехватка профессиональных кадров ощущается в автомобильном бизнесе, торговле, на производстве, в строительстве, сервисном обслуживании, медицине, фармацевтике, транспорте, логистике, гостиничном и ресторанном бизнесе, а также в сельском хозяйстве.
Самой проблемной является сфера производства. Все уральские предприятия имеют многочисленные рабочие вакансии. Управленцы, юристы, топ-менеджмент в настоящее время не требуются на рынке труда.
«Разрыв между спросом и предложением продолжает нарастать и достигает пиковых значений. По итогам сентября 2023 года на одну активную вакансию в Свердловской области приходится 2,5 активного резюме», – сообщают специалисты hh.ru.
С точки зрения экономики, такое соотношение показывает явное неблагополучие на рынке труда. Работодатели могут нанимать квалифицированных и компетентных специалистов при таком соотношении, когда на одну вакансию претендуют около четырех человек.
Важным моментом является и то, что количество вакансий не распределяется по Свердловской области равномерно. Огромный кадровый голод испытывают предприятия, которые располагаются вне уральской столицы. Люди перебираются в Екатеринбург потому, что имеется разница в зарплатах.
Так, например, на предприятиях гражданского профиля зарплата токаря, которая является одной из самых востребованных в производственном секторе, составляет 45–65 тыс. рублей. На военных предприятиях в Екатеринбурге такие специалисты получают 300–350 тысяч рублей. Примерно такой уровень зарплат существует и для сварщиков, которые также всегда востребованы на производстве.
Однако в целом зарплата рабочих в Свердловской области составляет около 60 тысяч рублей.
«На профессиональную сферу «Рабочий персонал» в регионе приходится 23 % вакансий – это самая востребованная у бизнеса категория соискателей. И при этом – одна из наиболее дефицитных. По сравнению с сентябрем прошлого года количество резюме в этой сфере сократилось на 13 %», – сообщает служба исследований платформы hh.ru.
Статистические данные показывают, что средняя зарплата рабочего персонала в Свердловской области за год выросла почти на 15 тысяч рублей.
Можно сказать, что, чем дальше от Екатеринбурга, тем больше становится вакансий, но ниже уровень зарплат. Кадровики охотно вербуют рабочих из глубинки на вахту в Екатеринбург, как и в другие крупные города России.
Специалисты кадровых служб отмечают, что в последние годы Свердловской области стало тяжело конкурировать с Тюменской областью по уровню зарплат и предлагаемым социальным условиям. Именно поэтому усилились миграционные процессы из Свердловской области в другие регионы.
«Горячие точки» на рынке труда региона
В Екатеринбурге, как и в целом в Свердловской области, имеется несколько тысяч вакансий для работников городского транспорта.
«Вакансий свободных на данный момент в Екатеринбурге – более 3 тысяч. Это не только водители трамваев, троллейбусов, но и ремонтный персонал», – сообщила руководитель отдела кадров Гортранса Светлана Мищенко.
Это одна из наиболее «горячих точек» на рынке труда Свердловской области. Проблема существует в течение нескольких десятилетий. Как говорят эксперты, основная причина кроется в низком уровне зарплат.
«К сожалению, никак не решили проблему. Мы стараемся повысить зарплату, например, стараемся повысить класс водителей. Чем он выше, тем больше оплата труда», – уточнила Мищенко.
Средняя зарплата водителя автобуса – 74 тысячи рублей, но это при работе в 200 часов, то есть постоянных переработках, о чем сообщал «ФедералПресс».
Ситуация с кадрами приводит, кроме прочего, к обострению транспортной проблемы. В настоящее время Екатеринбург очевидно прирастает окраинами. Люди теряют по четыре часа в день, чтобы добраться от места работы к спальным районам, стоят в пробках и едут в переполненном транспорте.
Критическая ситуация складывается и в строительной отрасли Среднего Урала. Она стала усугубляться после февраля 2022 года, когда страну стали покидать мигранты из стран ближнего зарубежья. Именно они ранее трудились на стройплощадках.
В последнее время курс российской национальной валюты резко упал. Трудиться на российском строительном рынке оказалось для мигрантов не выгодно. Кроме того, из-за введения крупномасштабных пакетов западных санкций российские банки были отключены от международной платежной системы SWIFT. Это крайне осложнило денежные переводы за рубеж, что крайне важно для иностранцев, работающих на отечественном рынке и отправляющих денежные средства своим семьям.
«Кадровая ситуация в строительной отрасли Свердловской области всегда была хуже, чем в целом по России. Она стала усугубляться с 2021 года. Сейчас на каждую вакансию приходится всего 1,5 претендента, при норме в 4–5 человек. Выбирать не из кого», – отметила в ходе форума директор «hh.ru Урал» Оксана Сидлецкая.
Эксперты отмечают, что если тенденция не изменится, то уже к 2026 году в регионе некому будет строить.
По общим данным, в настоящее время строительная отрасль России нуждается примерно в 400 тысячах сотрудников.
Учебные заведения среднего и высшего звена не могут справиться с такими объемами, вынуждены идти на сокращение учебных программ, чтобы выпускники могли скорее приступить к работе в реальном секторе экономики.
Нужно отметить, что часть студентов такое положение дел не радует. Молодые люди отмечают, что им нужны знания, а не «корочки» об окончании учебы. Студенты не могут освоить учебные программы в сокращенные сроки, что сказывается на качестве их дальнейшей работы.
В сфере услуг и гостиничного бизнеса нехватка кадров также является одной из основных проблем.
«Ситуация стала усугубляться с момента пандемии коронавирусной инфекции. Тогда многие организации были закрыты и растеряли персонал. Кроме того, кафе и рестораны из-за простоя понесли колоссальные убытки. Возвращения к «нормальной» жизни, по сути, так и не произошло. Там, где раньше работали 5–6 человек, сейчас принимают одного. Он должен и скатерти-салфетки гладить, и туалеты убирать, и пылесосить, и посуду мыть, и мусор выносить. Особенно тяжело с подсобными рабочими, которые одновременно и грузчики, и дворники. Тяжелейший труд за копейки. Зарплата за 12-часовой день около 1400–2000 рублей», – рассказывает администратор одного из ресторанов города Екатеринбурга.
Традиционно не хватает медиков и учителей
Рейтинг самых востребованных специалистов среди медиков возглавляют врачи-психиатры, потребность в которых за прошедший год увеличилась в пять раз.
«В топ наиболее востребованных врачей вошли психиатр (количество вакансий увеличилось за год в 5 раз), гастроэнтеролог (в 3 раза), анестезиолог-реаниматолог (в 2,5 раза), педиатр (в 2 раза), кардиолог (в 2 раза)», – сообщает аналитический центр сервиса «Зарплата.ру».
Также на Среднем Урале растут запросы на врачей по лечебной физкультуре, нефрологов, оториноларингологов, инфекционистов.
Медики относятся именно к тем специалистам, которые массово покидают Свердловскую область. В основном они уезжают в центральные и северные регионы РФ, где им предлагают жилье и социальные гарантии.
В настоящее время государственные больницы Екатеринбурга и Свердловской области предлагают врачам-терапевтам зарплату в 60–80 тысяч рублей, в которую входят все виды надбавок. Если врач переезжает в Тюмень, он может рассчитывать на зарплату от 100 до 150 тысяч рублей.
На начало учебного года в школах региона было открыто около тысячи учительских вакансий. Больше всего не хватает преподавателей начальных классов, иностранных языков, русского языка и литературы, математики. Как и большинство школьных учителей они вынуждены работать на две ставки, поскольку оплата одной ставки без надбавок составляет около 20 тысяч рублей.
В октябре 2023 года в Екатеринбурге открыто более 400 вакансий учителей. Всего в 165 школах уральской столицы трудятся 9,5 тыс. педагогов.
Варианты решения проблемы
Как сообщают специалисты hh.ru, в 2023 году реальный сектор экономики был вынужден применять нетрадиционные пути решения острейшей кадровой проблемы, которая нарастает в Свердловской области.
Так, работодатели стали не только активно привлекать людей с инвалидностью и мамочек в декрете, но и осужденных. Они стали не «синими», но «полосатыми воротничками».
Кроме того, работодатели вынуждены брать людей без опыта работы, а также студентов. Для них это остается более реалистичным путем решения кадрового вопроса, чем растянутые во времени специализированные программы.
Ранее сообщалось, каков прогноз специалистов о национальной валюте.
Фото: ФедералПресс / Татьяна Буторина, Елена Сычева, Евгений Поторочин, Полина Зиновьева, Ольга Юшкова