Top.Mail.Ru
Происшествия
Иркутская область
0

Призрак Тулуна навис над Россией: какие ошибки не стоит совершать губернаторам

Паводок
Большая вода пришла в город

Орск, Оренбург, Челябинская и Тюменская области, ряд регионов Сибири – все эти территории страдают из-за большой воды. Реки выходят из берегов, оставляют после себя горы мусора, разрушенные дома и уничтоженное имущество. Ужасное наводнение в России могли наблюдать 5 лет назад – тогда река Ия смыла Тулун в Иркутской области. «ФедералПресс» вспомнил, что происходило в Приангарье и какие выводы нужно сделать властям пострадавших территорий в этом году.

Как все начиналось в Тулуне

Природа может преподнести неприятные сюрпризы. Летом 2019 года обильные осадки повысили уровень воды в реках на западных и центральных территориях Иркутской области. 25 июня в Черемховском и Нижнеудинском районе ввели режим повышенной готовности. В этот день река Белая вышла из берега возле садоводства вблизи Черемхово. Подтопило несколько участков, но ничего серьезного не произошло. Основные проблемы начнутся несколько дней позже.

В следующие несколько дней МЧС предупреждало о возможной опасности в разных районах. К 27 июня затопило около 400 домов в различных поселениях, а правительство Иркутской области ввело режим ЧС на территории всего региона. Спустя сутки в селе Евдокимовка Тулунского района погибнут два человека – они попытались уплыть из места затопления на лодке, но утонули. В тот же день власти начнут эвакуацию жителей Тулуна – вода будет подходить к городу.

30 июня в регион прилетел президент России Владимир Путин. В аэропорту Братска он встретился с на тот момент полпредом по Сибирскому федеральному округу Сергеем Меняйло и занимавшим позицию губернатора Иркутской области Сергеем Левченко. Глава государства поручил уже в тот момент начать оценку объема работ по восстановлению территорий. Политики еще не знали, что через день объем увеличится в десятки раз.

К последнему дню июня число погибших во время наводнения выросло до 5. Из Тулуна эвакуировали более 400 человек. 1 июля начались аварийно-восстановительные работы: спасатели и волонтеры откачивали воду и разрушали дамбу, чтобы отвести воду от города. В Тулун начали приезжать гуманитарные грузы . Доставить их было проблемой – федеральную трассу «Сибирь» перекрывали, на нее вышла вода.

«Дамба в Тулуне рассчитана на 9 метров, поэтому перелив уже есть, но все идет по прогнозируемому режиму, к которому мы готовились. При необходимости оказать помощь спасатели выезжают на автомобилях или идут на лодках. Трасса «Сибирь» останется перекрыта до тех пор, пока мы не увидим, что вода начала спадать. Прогнозируют, что это случится в ближайшее время», - заявлял Сергей Левченко.

4 июля Владимир Путин объявил тулунское наводнение ЧС федерального масштаба. На следующий день в город прибыл вице-премьер-министр Виталий Мутко – он возглавил специальную правительственную комиссию и должен был работать над ликвидацией последствий паводка. К тому моменту число погибших выросло до 1 человек, 220 местных жителей были госпитализированы.

Примерно через неделю ситуация начала улучшатся – уровень воды начал падать, к 14 июля затопленными остались только 67 домов в Тулуне. Но к концу июля началась вторая волна – уровень воды в Ие снова начал расти. Федеральную трассу затопило второй раз за месяц. Вторая волна оказалась менее разрушительной и долгой – уже к середине августа власти отчитывались о проделанных восстановительных работах, а первые потерявшие жилье тулунчане начали получать новые квартиры и дома.

Как в Тулуне восстанавливали жилье

Практически с самого начала паводков власти начали выплачивать компенсации – уже 30 июня первые пострадавшие получили по 10 тысяч рублей. К 8 июля деньги перечислили более 22 тысячам людей по всему региону. Также пошли выплаты в 50 тысяч рублей за частичную потерю имущества и по 100 тысяч рублей – за полную. Средства выделялись из федерального бюджета. Регион же компенсировал фермерам потерю урожая – можно было получить до 67,5 тысячи рублей. Позже садоводы могли получить и участки под новые огороды – от 4 до 20 соток на человека.

Большая вода пришла в город

Однако деньги не заменят домов, которые обживались годами. Эвакуированные жители Тулуна сначала находились во временных пунктах размещения, после их переселили в общежития.

«Люди сказали, что и кормят хорошо, и условия хорошие», – комментировал условия проживания пострадавших Сергей Левченко.

Несмотря на старания волонтеров со всей страны, жить не дома вряд ли кто-то захотел бы долго. Строительство нового жилья началось уже 1 августа. Потерявших жилье тулунчан решили заселить в два новых микрорайона: Сосновый Бор и Березовую Рощу. Здесь также появились две школы, детский сад, а также ледовая арена. Ключи от квартир новоселы получили уже летом 2020 года.

На эти цели только из федерального бюджета выделили 14 миллиардов рублей. Еще 3 миллиарда выделили из бюджета государства на выплату компенсаций пострадавшим. Еще 26 миллиардов рублей были выделены из областной казны: 3,3 миллиарда из них пошли на ремонт домов. Сергей Левченко заявлял, что необходимо еще 19,5 миллиарда рублей на проведение капитальных ремонтов в жилых домах и социальных объектах. Суммарный ущерб от наводнения оценили в 40 миллиардов рублей.

Как наводнение отразилось на политике в Приангарье

Проблемы на политическом поле начались практически сразу. 2 июля губернатор вступил в конфронтацию со специальными службами: Сергей Левченко заявил, что ответственные за наблюдения за чрезвычайными ситуациями люди не проинформировали власти о грозящей опасности.

«Власти не были проинформированы службами, которые должны были это делать», – сообщал Сергей Левченко.

Это могло стать крупным скандалом, но уже на следующий день СМИ сообщили, что прорванную дамбу, которая должна была защищать Тулун от наводнения, построила компания Николая Болотова – отца бывшего заместителя губернатора Иркутской области и нынешнего мэра Иркутска Руслана Болотова. В правительстве региона отметили, что дамба выдержала наводнение, но уровень воды в реке был значительно ниже критического.

«При обследовании дамбы выявлено, что во время наводнения ее прорывов не было, сооружение однозначно выдержало, устояло. Если бы вода разрушила защитную дамбу, последствия были бы ещё более значительными. Вода шла с колоссальным напором и скоростью, есть промоины. Затопление Тулуна связано не с тем, что при капитальном ремонте дамбы якобы были допущены нарушения. Расчёт был на другие проектные параметры. Этот паводок превысил данные отметки, и волна переходила через гребень дамбы, вода переливалась», – отмечала на тот момент министр природных ресурсов и экологии Иркутской области Наталья Нураева.

Сергей Левченко в тот момент стал удобной целью для политических атак – дамба, построенная отцом заместителя, обвинения МЧС, само по себе допущенное наводнение явно не прибавляли главе региона дополнительного рейтинга. Федеральные СМИ тогда внимательно изучали шаги и действия губернатора-коммуниста. Позже председатель КПРФ Геннадий Зюганов назовет это информационной войной.

«Когда губернатор-коммунист возглавил регион, областная казна была порядка 90 миллиардов. Теперь – свыше 200 миллиардов рублей. Ни один субъект не смог показать таких результатов. Сейчас в Приангарье заставили платить налоги всех», – говорил о плюсах Сергея Левченко бессменный руководитель коммунистической партии.

Большая вода пришла в город

Политолог Сергей Шмидт уверен, что именно тот период и стал для Сергея Левченко решающим – летом 2019 года он перешел точку невозврата, после которой было невозможно удержаться на позиции губернатора долго.

«Тулун угробил губернатора Левченко. Ни медведь, ни семейная коррупция, а именно Тулун. Я бы на месте всех губернаторов внимательно бы изучил тулунский кейс, чтобы не совершить тех же ошибок. Это все нужно проанализировать информационным работникам администрации и самим губернаторам», – считает эксперт.

Политолог выразил мнение, что под Левченко качался стул и без наводнения, но стихия полностью уничтожило его политические устремления. Тем более странно выглядели ошибки, которые допускали в окружении губернатора.

«Отдельно хочу заметить, что нужно избегать ошибок, которые совершала пресс-служба губернатора. Отдельно, представитель пресс-службы, которая стала героиней отдельного скандала», – заявил Сергей Шмидт.

Шмидт говорит о видео, появившемся в интернете в августе 2019 года, где женский голос, похожий на голос указанной сотрудницы, назвал жителей Тулуна «бичевней» и «быдлом». Также голос на видео выражает непонимание, зачем нужно ездить в Тулун.

По мнению Шмидта, «раскачать» ситуацию вокруг Сергея Левченко могла и турбулентная ситуация в Законодательном собрании Иркутской области, сложившаяся в тот момент.

«Тогда шла фронтальная борьба с губернатором Левченко. Все там сыграло свои роли. Тут без политики не обошлось», – отметил он.

В частности, эксперт вспомнил, как во время заседания Заксобрания «Единая Россия» представила на рассмотрение законопроект о помощи жителям Тулуна, а руководитель фракции КПРФ и сын занимавшего должность губернатора Иркутской области Сергея Левченко Андрей Левченко предложил снять этот вопрос с повестки. Коллеги коммунистов по областному парламенту отнеслись к действиям Левченко-младшего с негодованием.

«Вопросы были отработаны. Дело даже не в том, что мы «приняли» или «не приняли» закон. Мы даже не довели до обсуждения. Вот это самое главное. То есть, сегодня фракция КПРФ как будет смотреть людям в глаза - у меня тоже огромный вопрос», – отмечала депутат Заксобрания от «Справедливой России» Лариса Егорова.

Депутат областного парламента от КПРФ Евгений Сарсенбаев пытался сгладить углы.

«Эти инициативы сырые и не до конца продуманные. Решение же должно быть взвешенным и грамотным. Семь раз отмерь, один раз отрежь», – заключил депутат-коммунист.

Чтобы не возникало конфликтных ситуаций, которые могут повредить жителям, Сергей Шмидт предлагает властям страдающих от паводков территорий договариваться с элитами.

«Если губернаторы пострадавших областей смогут сказать своим оппонентам, скрытым или открытым: «Ребята, давайте не будем как в Иркутской области добивать нас, а предпримем усилия, чтобы гражданам было легче». Это может прозвучать довольно убедительно, может, кто-то согласится на это предложение», – высказал мнение эксперт.

В одном отдельно взятом Тулуне также очень сильно изменилась политическая жизнь. Работу потерял уже экс-мэр Тулуна Юрий Карих. Теперь он рискует лишиться и свободы – по версии следствия, чиновник незаконно вселил людей в аварийные дома, а потом предоставил им жилье как нуждающимся. Его задержали 16 октября 2023 года, 4 марта 2024 года суд лишил экс-мэра полномочий из-за утраты доверия.

Интересно, что Карих – не единственный тулунский политик, которого подозревают в мошенничестве. В марте правоохранители также завели уголовные дела на двух депутатов думы Тулуна Сергея Романенко и Александра Лабекина: в органах уверены, что один из них в 2019 году незаконно получил социальную выплату на жилье, другой предоставлял подложные документы для получения выплат. Также уголовное дело завели и на уже бывшую и. о. мэра Тулуна Елену Абрамову – ее тоже обвинили в мошенничестве. Власти Иркутской области заявляют, что в этих условиях будут помогать местной администрации справляться с делами.

Ранее «ФедералПресс» рассказывал, как паводок может сказаться на карьере чиновников.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.